Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-474/2022 ~ М-266/2022 от 25.02.2022

Дело

УИД 21RS0-36

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                            <адрес>

Канашский районный суд ФИО1 Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием старшего помощника Канашского межрайонного прокурора ФИО1 Республики ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда ФИО1 Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора ФИО1 Республики в интересах Мишаковой Т.А. к администрации <адрес> ФИО1 Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,

у с т а н о в и л :

Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Багаутдинов А.М. обратилсяв защиту прав и законных интересов Мишаковой Т.А. в суд с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что по обращению Мишаковой Т.А. по факту соблюдения ее жилищных прав как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, проведена проверка. В ходе проведения проверки установлено, что мать Мишаковой Т.А. - ФИО12. умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведение об отце в свидетельстве о рождении отсутствует, в связи с чем в отношении Мишаковой Т.А. на основании постановления главы администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ была установлена опека, опекуном назначена ФИО6. Постановлением главы администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мишакова Т.А. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Однако до настоящего времени она жильем не обеспечена, что является нарушением жилищных прав указанного лица.

В судебном заседании старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО7 исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просил удовлетворить.

Истец Мишакова Т.А., представитель ответчика - администрации <адрес> Чувашской Республики и представители третьих лиц: Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения участвующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Положениями части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тесту - ЖК РФ)).

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения предусмотрены в части 2 статьи 23.1 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании жилищных отношений», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории ФИО1 Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Мишакова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет (л.д).

Постановлением главы администрации <адрес> ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ Мишакова Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д..

Мишакова Т.А. зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, что подтверждается адресной справкой (л.д.).

Мишаковой Т.А. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/4 доля в квартире, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.22).

Из выписки из похозяйственной книги Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в домохозяйстве по адресу: <адрес>, проживают: ФИО8, ФИО6, ФИО9, Мишакова Т.А. (истец) (л.д).

Согласно справке Хучельского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ членами семьи Мишаковой Т.А. являются ФИО8, ФИО6, ФИО9, проживающие по адресу: <адрес> (л.д.

Из постановления главы Хучельского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики б/ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления в Хучельском сельском поселении <адрес> Чувашкой Республики» усматривается, что утверждена учетная норма жилья в количестве 16 кв.м общей площади жилого помещения, а норма предоставления жилого помещения составляет 18 кв.м (л.д.).

Мишаковой Т.А. принадлежит на праве общей долевой собственности доля в квартире площадью 48,8 кв.м, то на ее долю приходится 12,2 кв.м (), что ниже учетной нормы.

Мишакова Т.А. обратилась в суд с заявлением Канашскому межрайонному прокурору Чувашской Республики о необходимости прокурорского реагирования по вопросу предоставления квартиры (л.д.).

При таких обстоятельствах, учитывая, что Мишакова Т.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Мишаковой Т.А. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> ФИО1 Республики предоставить Мишаковой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                               Б.З. Орлов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-474/2022 ~ М-266/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Канашский районный суд Чувашской Республики
Судья
Орлов Борис Зинонович
Дело на странице суда
kanashsky--chv.sudrf.ru
25.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2022Передача материалов судье
28.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Дело оформлено
06.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее