Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1420/2024 (2-6476/2023;) ~ М-4259/2023 от 20.11.2023

        УИД 32RS0027-01-2023-005431-20

        Дело № 2-1420/2024 (2-6476/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2024 года        г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи     Рассказовой М.В.,

при секретаре     Никишовой В.Ф.,

с участием представителя истца Ореховой Е.А., представителя ответчика Никандровой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брасовского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении установить стационарное электрическое освещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брасовского района Брянской области обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой Брасовского района Брянской области проверки соблюдения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Украина-Погребы-Александровское» на протяжении с 0 км по 2 км, проходящего через ул.Заводскую в п.Погребы Брасовского района Брянской области, были выявлены нарушения, связанные с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог, а именно: отсутствуют тротуары и стационарное освещение. Тем самым создается угроза жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних со стороны движущихся по вышеуказанным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повышенной опасности.

На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просит суд обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» обустроить тротуары по обоим сторонам участка автомобильной дороги регионального значения «Украина-Погребы-Александровское» (0+000 км2+270), проходящего через ул.Заводскую в д.Погребы Брасовского района Брянской области, а также установить на данном участке автомобильной дороги стационарное электрическое освещение, в соответствии с требованиями п.п.4.5.1 и п.4.6.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в срок не позднее 31 декабря 2025г.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Орехова Е.А. уточненные исковые требования прокурора Брасовского района Брянской области поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Никандрова М.Е. в судебном заседании уточненные исковые требования признала.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Правительства Брянской области, Департамента строительства Брянской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направили.

Суд, учитывая мнение лица, участвующего в деле, положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с частями 1, 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

К элементам обустройства автомобильных дорог относятся элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Техническое регулирование осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом применения единых правил установления требований к процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ (статья 3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Национальным стандартом Российской Федерации «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Национальный стандарт «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст, распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог Общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

В силу пунктов 4.5.1.1-4.5.1.4, 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна. Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 07,5 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 м.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям (далее – Технический регламент).

Согласно пункту 13.7 Технического регламента, горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2017 №270-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В соответствии с п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.

В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 № 286-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога «Украина-Погребы-Александровское» включена в указанный перечень.

Как установлено судом, прокуратурой Брасовского района проведена проверка участка автомобильной дороги, проходящей в границах населенного «Украина-Погребы-Александровское» на протяжении с 0 км по 2 км, проходящего через ул.Заводскую в п.Погребы Брасовского района Брянской области, в ходе которой установлены недостатки, выразившиеся в отсутствии тротуаров и стационарного электрического освещения.

Тем самым создается угроза жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних со стороны движущихся по вышеуказанным дорогам транспортных средств, которые в силу действующего гражданского законодательства относятся к категории источников повешенной опасности.

ГИБДД МО МВД России «Навлинский» в адрес начальника ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» было направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Пунктом 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090 «О Правилах дорожного движения», предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно ст.4 Федерального закона от 245.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан на нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 0811.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 № 286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога «Украина-Погребы-Александровское» отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области.

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» от 31.12.2020г., данное учреждение является государственным учреждением, созданным в целях реализации областной государственной политики в сфере автомобильных дорог общего пользования и дорожной деятельности, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.

При этом учреждение осуществляет, среди прочего свою деятельность по следующим основным направлениям:

- анализ состояния искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения с использованием различных форм контроля (п.2.2.2 устава);

- реализация мер по совершенствованию материально-технической базы дорожной отрасли области (п.2.2.3 устава);

- разработка и осуществление мер по обеспечению безопасности и бесперебойного движения транспортных средств, повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, разработка и осуществление мер по охране окружающей среды, организации движения информации пользователей об условиях движения по автомобильным дорогам (п.2.2.6).

Таким образом, ответчик в пределах своей компетенции и уставных целей обязан организовать работы по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований либо возражений.

Доказательств, свидетельствующих о выполнении требований истца, суду не представлено.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные прокурором Брасовского района Брянской области требования обоснованными, ввиду того, что указанные нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивают риск аварийной ситуации на автодороге «Украина-Погребы-Александровское» (0+000 км2+270), проходящей через ул.Заводскую в д.Погребы Брасовского района Брянской области, угрожают здоровью и жизни неопределенного круга лиц – населению Брасовского района Брянской области, а также безопасности иных участников дорожного движения.

При этом суд, в порядке ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая объем финансовых затрат, а также работ, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда не позднее 31 декабря 2025г.

С учетом изложенного, суд полагает исковые требования прокурора Брасовского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении обустроить тротуары и установить стационарное электрическое освещение обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Брасовского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» о понуждении установить стационарное электрическое освещение, удовлетворить.

Обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» в срок не позднее 31 декабря 2025г. обустроить тротуары по обоим сторонам участка автомобильной дороги регионального значения «Украина-Погребы-Александровское» (0+000 км2+270), проходящего через ул.Заводскую в д.Погребы Брасовского района Брянской области, а также установить на данном участке автомобильной дороги стационарное электрическое освещение, в соответствии с требованиями п.п.4.5.1 и п.4.6.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий        М.В.Рассказова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2024 года

2-1420/2024 (2-6476/2023;) ~ М-4259/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Брасовского района
Ответчики
КУ Управление автомобильных дорог Брянской области
Другие
Правительство по Брянской области
Департамент строительства по Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Рассказова Марина Валерьевна
Дело на сайте суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
24.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2024Подготовка дела (собеседование)
26.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее