Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-122/2022 от 18.04.2022

Председательствующий: Зарубин А.В.

Дело № 7р-122/2022

19RS0001-02-2022-002359-09

РЕШЕНИЕ

19 мая 2022 года                                                             г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Тырыгина А.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 марта 2022 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Семенова А.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Огласив жалобу, заслушав защитника Тырыгина А.А., поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 4 марта 2022 года Семенов А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в размере 7000 руб.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, защитник Тырыгин А.А. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда и постановление отменить, производство по делу прекратить. Приводя положения абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" и Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 539 "О приостановлении действия пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, и о внесении изменения в пункт 4 указанного постановления, указывает на приостановление обязанности, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, до 01.03.2024. Поскольку автобус ПАЗ 32054 относится к категории транспортного средства М3, полагает, что в деянии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ.

Проверив соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующему.

    В силу ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, административным правонарушением признается выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства.

    В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закона о безопасности дорожного движения), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать их техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля работы" предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

    Порядок утвержден приказом Минтранса России от 26.10.2020 № 438 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами". Согласно п. 2 указанного Порядка, он применяется к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств, а также физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение № 2 к приказу) (далее - Приказ об утверждении требований к тахографам).

В соответствии с данным приказом (приложение № 2) оснащению тахографами подлежат, в том числе транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения.

Требование о необходимости оснащения тахографами помимо прочего транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении также содержится в постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий".

В приложении № 3 к Приказу об утверждении требований к тахографам отражены правила использования тахографов, установленных на транспортные средства, в п. 3 которого указано, что владельцы транспортных средств среди прочего должны обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа; обеспечивать водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера); обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о мастерских.

Выводы суда о том, что Семенов А.А. выпустил на линию по перевозке пассажиров автобус ПАЗ 32054 государственный регистрационный знак № без карты водителя в техническом средстве контроля режима труда и отдыха водителя «тахографе» основаны на совокупности исследованных доказательств.

К числу таких доказательств суд отнес протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, фиксирующий, что ДД.ММ.ГГГГ в 06-25 час. по адресу: <адрес>, Семенов А.А., являясь лицом ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, осуществил выпуск на линию по перевозке пассажиров автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак №, подлежащего оснащению тахографом, под управлением ФИО4 без карты водителя в техническом средстве контроля режимов труда и отдыха водителей – тахографа, а также с неработающим в установленном режиме тахографом (тахограф не читает карту водителя, отсутствует бумажная лента в тахографе, отсутствует дополнительная бумажная лента для тахографа в автобусе) в нарушение положений ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения, приложения № 3 приказа Минтранса РФ № 440 от 28.10.2020 (л.д. 16), рапорт государственного инспектора ГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), объяснения водителя ФИО4 (л.д. 19), объяснения Семенова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).

Изложенные в протоколе обстоятельства подтверждаются представленными защитником при рассмотрении настоящей жалобы лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной ИП ФИО5 на выполнение перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства, картой маршрута регулярных перевозок серии №, договором аренды транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между собственником указанного выше автобуса Семеновым А.А. и индивидуальными предпринимателем ФИО5, муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРИП в отношении ФИО5, ПТС серии №, подтверждающим принадлежность автобуса ПАЗ 32054 Семенову А.А. Кроме того, фактические обстоятельства дела Семеновым А.А. не оспаривались в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Должностное положение Семенова А.А. подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (л.д. 26).

    Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции аргументировал свои выводы о том, что должностное лицо законно и обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ.

    Между тем, в настоящее время имеются основания для отмены решения суда и постановления органа административной юрисдикции.

    В силу положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Как было сказано выше, обязанность по оснащению тахографами транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении установлена пунктом 1 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий", вступившим в силу с 01.01.2022 (п. 2 указанного Постановления).

    Между тем, постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 539 действие указанного пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, приостановлено до 1 марта 2024 года.

    Таким образом в настоящее время обязанность оснащения тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, отсутствует.

    При этом, согласно пп. 1.1 приложения № 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств N ТР ТС 018/2011, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, к транспортным средствам категории M2 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т, к категории M3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Как следует из карточки учета транспортного средства, автобус ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак №, имеет разрешенную массу 7735 кг. Соответственно указанное транспортное средство относится к категории транспортного средства М3.

Таким образом, поскольку действующим в настоящее время законом приостановлено действие нормативно-правового акта, обязывающего оснащать тахографами транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, указанное положение закона имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.

Сведения об исполнении постановления заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 4 марта 2022 года в материалах дела отсутствуют, представителем органа административной юрисдикции в судебном заседании об исполнении оспариваемого постановления сообщено не было.

Положениями ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, к числу которых отнесены признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (п. 5 ч.1), иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности (п. 9 ч.1). Приведенные положения закона и положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, являющиеся взаимосвязанными, конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу и распространяется на лиц, которое совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Абакану от 4 марта 2022 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 марта 2022 года, вынесенные в отношении Семенова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, подлежат отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 9 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия

    РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 11.23 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 9 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░                                                                              ░.░. ░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

7р-122/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Семенов Александр Александрович
Другие
Тырыгин Алексей Анатольевич
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Когай Галина Александровна
Дело на сайте суда
vs--hak.sudrf.ru
18.04.2022Материалы переданы в производство судье
19.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее