РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2023 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гусевой В.В.,
при секретаре Гришиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1307/2023 (УИД71RS0015-01-2023-001326-65) по иску Ульяновой Светланы Юрьевны к Администрации г.Тулы о признании квартиры жилым домом, о признании права собственности на жилой дом, о прекращении права собственности на квартиру и снятии квартиры с кадастрового учета,
установил:
Ульянова С.Ю. обратилась с вышеуказанным иском к администрации г.Тулы, в обоснование заявленных требований указав, что является собственником земельного участка с КН № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, а также собственником, расположенного на данном участке объекта недвижимости – квартиры с КН № по адресу: <адрес> на основании договора купли – продажи от 07.12.2022. Ранее домовладение в статусе квартиры на основании договора передачи от 24.07.1996, заключенного с КСПХ «Богучарово» было передано в собственность ФИО4, которая зарегистрировала право собственности и на предоставленный ей под данным домовладением земельный участок. На основании договора дарения земельного участка и расположенной на нем квартиры от 12.03.2009 право собственности на указанные объекты перешли к ФИО1, который 07.12.2022 продал их ей. Вместе с тем фактически данная квартира представляет собой одноквартирный жилой дом, расположенный на обособленном земельном участке. По сведениям ЕГРН данная квартира с КН № площадью 31,7 кв.м расположена в здании с №, которое в свою очередь является индивидуальным жилым домом.
Квартира с КН № не может входить в состав индивидуального жилого дома с №, так как фактически и является таковым. Данное обстоятельство подтверждается также и данными технического паспорта от 14.12.2007 на принадлежащую ей квартиру, из которого усматривается, что она состоит из следующих помещений: кухни, площадью 9,1 кв.м, жилой комнаты, площадью 16,9 кв.м, жилой комнаты, площадью 5,7 кв.м, холодной пристройки, площадью 10,8 кв.м, холодной пристройки, площадью 5,4 кв.м, веранды, площадью 2,7 кв.м. Общая площадь данных помещений составляет 50,6 кв.м, что соответствует общей площади здания с №. Согласно технического плана здания с № от 13.04.2023, помещения, отраженные в поэтажном плане в своих размерах и площади идентичны помещениям, отраженным в техническом плане БТИ от 14.12.2007. Таким образом, принадлежащая ей на праве собственности квартира является индивидуальным жилым домом, но наличие в ЕГРН противоречивых сведений исключает во внесудебном порядке возможность зарегистрировать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом.
На основании изложенного, просила суд признать квартиру в <адрес> индивидуальным жилым домом, признать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом, площадью 50, 6 кв.м, с №, расположенный по адресу: <адрес>, прекратить ее право собственности на квартиру с КН №, расположенную по адресу: <адрес> и снять квартиру с кадастрового учета.
В судебное заседание истец Ульянова С.Ю. не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Ульяновой С.Ю. по ордеру адвокат Дьяков В.М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ), а квартирой структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
В силу ч. 6 ст. 15 ЖК РФ многоквартирным домом является здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса, т.е. общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации различаются многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, и жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ к объектам, входящим в общее имущество многоквартирного дома, относятся:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001», утвержденному и введенному в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2016 №725/пр блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками (п. 3.2). Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок (п. 3.3).
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества. Жилые дома могут быть отдельно стоящими (индивидуальными) или блокированной застройки, при этом индивидуальный дом или блок в блокированном доме состоят из комнат и вспомогательных помещений, а многоквартирные дома состоят из квартир, которые могут быть сгруппированы в одну или несколько блок-секций.
Из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общеполезной площадью 31, 7 кв.м., жилой площадью 22,6 кв.м, принадлежала на праве общей совместной собственности ФИО4 и ФИО3 на основании договора передачи от 24.07.1996 №, свидетельства о регистрации права собственности от 09.10.1996 №7176, регистрационного удостоверения от 23.10.1996 № 486.
Эта же площадь отражена в правоустанавливающих документах.
В дальнейшем 12.03.2009 ФИО4, являющаяся сособственником и единственным наследником, принявшим наследство после смерти мужа ФИО3, подарила вышеуказанную квартиру и земельный участок с КН № ФИО1 (договор дарения от 12.03.2009).
Как следует из договора купли-продажи от 07.12.2022, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 31.7 кв.м, было приобретено истцом Ульяновой С.Ю. в собственность у ФИО1, этим же договором в собственность истца был передан земельный участок, площадью 690 кв.м с КН № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что за истцом 10.12.2022 зарегистрировано право собственности на квартиру общей площадью 31,7 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>, а также право собственности на земельный участок площадью 690 кв.м с КН №.
Согласно техническому паспорту жилого помещения (квартиры) от 14.12.2007, расположенной по адресу: <адрес>, спорное жилое помещение обозначено как квартира в одноквартирном доме. Квартира состоит из следующих помещений: кухни, площадью 9,1 кв.м, жилой комнаты, площадью 16,9 кв.м, жилой комнаты, площадью 5,7 кв.м, холодной пристройки, площадью 10,8 кв.м, холодной пристройки, площадью 5,4 кв.м, веранды, площадью 2,7 кв.м.
Как усматривается из технического плана здания от 13.04.2023, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении, площади и этажности здания с №, расположенного по адресу: <адрес>. здание расположено в пределах границ земельного участка с КН №. Адрес земельного участка: <адрес>. В состав приложения к техническому плану включена копия части инвентарного дела №, согласно которому жилой дом с адресом: <адрес> имеет следующие характеристики: число этажей -1, площадь жилая общая – 31, 7 кв.м, площадь с учетом холодных помещений – 50, 6 кв.м, материал стен – сборно-щитовые, также из инвентарного дела видно, что принадлежащая Ульяновой С.Ю. 2-комнатная квартира занимает всю площадь здания с №.
Согласно технического плана здания с № от 13.04.2023, помещения, отраженные в поэтажном плане в своих размерах и площади идентичны помещениям, отраженным в техническом плане БТИ от 14.12.2007.
При таких обстоятельствах требования истца о признании спорной квартиры жилым домом и признании за ней права собственности на него подлежат удовлетворению, поскольку суд приходит к выводу, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой единое индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, в нем отсутствуют места общего пользования, к которым должен быть обеспечен прямой доступ из обособленных квартир, т.е. обладает всеми установленными ч. 2 ст. 16 ЖК РФ признаками жилого дома.
Несоответствие фактического статуса жилого дома и принадлежащего истцу помещения статусу, указанному в правоустанавливающих документах, нарушает права и законные интересы истца.
С учетом отсутствия в материалах дела доказательств, опровергающих доводы истца о возможности признания квартиры с КН № жилым домом с №, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании спорного объекта недвижимости жилым домом, и прекращении право собственности Ульяновой С.Ю. на указанную квартиру с № подлежат удовлетворению, при этом учитывает, что истец лишена возможности иным способом защитить свое право на жилое помещение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ульяновой Светланы Юрьевны удовлетворить.
Признать квартиру с КН №, расположенную по адресу: <адрес> индивидуальным жилым домом.
Прекратить право собственности Ульяновой Светланы Юрьевны на квартиру с КН №, расположенную по адресу: <адрес>
Признать за Ульяновой Светланой Юрьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, СНИЛС № право собственности на жилой дом, площадью 50, 6 кв.м, с №, расположенный по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 3 июля 2023 года.
Председательствующий