Дело № 2-2580/2022
(59RS0007-01-2022-000738-15)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2022 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Гурьевой Е.П.,
при секретаре Юсуповой О.Ф.,
представителя истца Нечаева А.В.,
представителя ответчика Королевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Татьяны Викторовны к муниципальному образованию город Пермь в лице Администрации города Перми о взыскании выкупной стоимости за нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации города Перми о взыскании выкупной стоимости за нежилое помещение общей площадью 93,9 кв.м, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, в размере 5 709 757 руб.; после выплаты денежных средств Ивановой Т.В. за нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в размере 5 709 757 руб. право собственности Ивановой Т.В. на указанное жилое помещение прекратить; взыскании с администрации г.Перми расходов по оценке рыночной стоимости нежилого помещения в размере 18 000 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Требования мотивировала тем, что Иванова Т.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого помещения, общей площадью 93,9 кв.м – подвального помещения, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Пермь, Свердловский район, ул.<адрес>. Под многоквартирным жилым домом имеется земельный участок, площадью 2170 кв.м, с кадастровым номером: №, на часть которого истец имеет право собственности. Постановлением администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ и внесен в муниципальную адресную программу по переселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Соглашения с администрацией г.Перми о предоставлении Ивановой Т.В. равноценного нежилого помещения либо выкупе указанного помещения, не достигнуто. Согласно отчету №-Н/21, выполненному ООО «Союз Консалтинг» от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость нежилого помещения, общей площадью 93,9 кв.м с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 5 327 000 руб., размер убытков, причиненных собственнику помещения его изъятием составляет 149 300 руб., рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт составляет 232 757 руб., всего 5 709 757 руб. На проведение оценки истцом понесены расходы в размере 18 000 руб., которые истец просит взыскать с ответчика, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Нечаев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Королева О.А. в судебном заседании исковые требовала частично. Суду пояснила, что пояснила, что многоквартирный <адрес> по ул.<адрес> включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а также в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы. Предметом спора является нежилое помещение, а положения ст.32 ЖК РФ не предусматривает изъятие нежилых помещений в многоквартирном доме. В настоящее время администрацией города Перми предпринимаются меры для выполнения процедуры, предусмотренной ст.32 ЖК РФ. администрация возражает против удовлетворения требований о включении в стоимость выкупной цены размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме законодательством не установлены.
В силу пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
С учетом изложенного, в данном случае в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы закона, регулирующие сходные правоотношения, в частности статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации,
В соответствии с положениями ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Положениями ч.1 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.32 ЖК РФ, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством, что предусмотрено ч.4 ст.32 ЖК РФ.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7 ст.32 ЖК РФ в редакции ФЗ от 31.12.2014 №499-ФЗ).
Положениями ч.9 ст.32 ЖК РФ предусмотрено, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из материалов дела следует, что истец Иванова Т.В. на основании договора купли-продажи встроенного помещения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником встроенного нежилого помещения (лит.П) общей площадью 93,9 кв.м, номер на поэтажном плане 1-5, расположенного по адресу: <адрес>А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН (л.д.8, 9-11).
Заключением межведомственной комиссии от 18.01.2016 №69 выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> по <адрес> в г.Перми аварийным и подлежащим сносу (л.д.200).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №№ многоквартирный жилой <адрес>А по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений в доме предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда поручено уведомить собственников о принятом решении, принять меры по отселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.201-202).
Многоквартирный <адрес>А по ул.<адрес> включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а также в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы.
Информация об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по <адрес> города Перми в материалах дела отсутствует.
Управлением жилищных отношений администрации города Перми не принималось решение об изъятии многоквартирного дома в связи с признанием его аварийным.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Как следует из строительно-технической экспертизы по обследованию строительных конструкций здания по адресу: <адрес>, выполненной ООО «Норматив» от 20.08.2014 выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, как зданием в целом, так и отдельными частями здания, эксплуатационных характеристик, приведших до недопустимого уровня надежности здания. Дом в целом находится в аварийном состоянии, подлежащим сносу, ремонт и реконструкция считаются нецелесообразными. Дальнейшая эксплуатация здания не разрешается. Необходимо выполнить демонтаж всех конструкций здания с расселением жильцов (л.д.203-220).
Учитывая, что с даты признания <адрес>А по <адрес> аварийным и подлежащим сносу (08.02.2016) прошло более 6 лет, техническое состояние дома не обеспечивает безопасность жизни и здоровья проживающих в нем граждан, суд приходит к выводу, что администрацией города Перми нарушена процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, решений об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд не принималось.
Поскольку несоблюдение органом местного самоуправления установленной законом процедуры не должно умалять права истца и препятствовать их восстановлению, суд считает требования о взыскании в пользу истца возмещения за аварийное нежилое помещение подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что истец является собственником нежилого помещения, не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку заявленные истцом требования вытекают из защиты права частной собственности в связи с признанием многоквартирного дома аварийным.
Согласно представленному истцом отчету, выполненному ООО «Союз Консалтинг» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость встроенных нежилых помещений, общей площадью 93,9 кв.м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес> составляет: 5 327 000 руб., размер убытков составляет 149 300 руб., в том числе: расходы, связанные с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него – 137 630 руб., расходы, связанные с переездом – 9670 руб., расходы, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение – 2000 руб. (л.д.38-180).
Суд считает вопреки доводам ответчика необходимым взыскать возмещение за жилое помещение в том числе с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, поскольку истец имеет право на получение возмещения за изымаемое у нее администрацией г. Перми нежилое помещение в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, которое включает в себя стоимость помещения с учетом доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, компенсацию убытков, связанных с изъятием жилого помещения, а также, вопреки доводам представителя администрации г. Перми, компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома пропорционально доле жилого помещения.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Положениями статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Определяя размер выкупной цены, суд принимает за основу представленный истцом отчет выполненному ООО «Союз Консалтинг» № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный отчет отвечает требованиям ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, не доверять данному отчету у суда нет оснований.
Доказательств опровергающих объективность выводов в данном заключении, ответчиком не представлено.
В силу ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об иной стоимости жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с администрации г. Перми в пользу истца 5 709 757 руб. за принадлежащие истцу встроенные нежилые помещения, общей площадью 93,9 кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
После выплаты возмещения решение суда будет являться основанием для прекращения права собственности истца на нежилые помещения и возникновения права муниципальной собственности, внесения соответствующих записей в ЕГРН.
Истцом заявлено требование о взыскании расходов, понесенных на услуги эксперта по составлению отчета о рыночной стоимости в размере 18 000 руб. В подтверждение данных расходов истцом предоставлен договор на проведение оценки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Союз Консалтинг» и Ивановой Т.В., а также платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 9500 руб. и № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 9000 руб. Согласно данным платежным поручениям оплата данных расходов произведена индивидуальным предпринимателем ФИО4, не самой Ивановой Т.В. Таким образом, при отсутствии доказательств несения Ивановой Т.В. расходов на проведение оценки, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ивановой Т.В. о взыскании расходов по составлению оценочного отчета в размере 18 000 руб.
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. (неимущественное требование), расходы по уплате которой подлежат взысканию с ответчика в соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с администрации г. Перми в пользу Ивановой Татьяны Викторовны возмещение в размере 5709757 руб. за нежилое помещение площадью 93,9кв.м., этаж: подвал, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, с учетом доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, убытки, причиненные собственнику изъятием объекта недвижимости, компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт.
Решение суда после выплаты возмещения является основанием для прекращения права собственности Ивановой Татьяны Викторовны на нежилое помещение площадью 93,9 кв.м., этаж: подвал, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, с учетом доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, возникновении права собственности на данное нежилое помещение муниципального образования город Пермь.
Взыскать с администрации города Перми расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В удовлетворении требований Ивановой Татьяны Викторовны в части взыскания расходов по составлению оценочного отчета отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья Е.П. Гурьева
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 06.05.2022.
Копия верна. Судья Е.П. Гурьева