№
№
Р Е Ш Е Н И Е
21 октября 2022 года г.Норильск
Судья Норильского городского суда Красноярского края Жданов А.В.,
с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Чертыковой А.П., Неготуровой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело жалобу защитника акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» Кузнецова А.С. на постановление Главного государственного санитарного врача по г.Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 07 апреля 2022 года №7309, которым:
акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» юридический и фактический <данные изъяты>
- признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
У С ТА Н О В И Л:
Постановлением главного государственного санитарного врача по г.Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 07 апреля 2022 года №7309
акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее АО «НТЭК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением защитник АО «НТЭК» Кузнецов А.С. подал на него жалобу, в которой просит постановление от 07 апреля 2022 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Требования мотивирует тем, что по результатам выездной внеплановой проверки не было выявлено несоответствие водоснабжения гигиеническим и санитарно-химическим требованиям, а объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, выражается в предоставлении потребителям водоснабжения ненадлежащего качества. Нарушение требований пункта 78 СанПин 2.1.3684-21 без выявления факта предоставления потребителям водоснабжения ненадлежащего качества не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ. Перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 28 марта 2022 года и постановлении от 07 апреля 2022 года протоколы химического анализа составлены будущей датой, а именно с 28 апреля 2022 года, т.е. после составления указанного протокола. В протоколе об административном правонарушении от 28 марта 2022 года и постановлении от 07 апреля 2022 года неверно указаны дата и место совершения административного правонарушения.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Чертыкова А.П. и Неготурова Э.В. полагали, что постановление от 07 апреля 2022 года вынесено законного и обоснованно и отмене не подлежит. Относительно доводов о составлении протоколов химического анализа будущей датой пояснили, что была допущена техническая ошибка и верным годом составления протоколов следует считать 2021 год.
В судебных заседаниях 18 августа 2022 года и 20 сентября 2022 года защитник АО «НТЭК» Кузнецов А.С. доводы жалобы поддержал, также пояснял, что постановлением от 30 декабря 2021 года АО «НТЭК» уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и привлечение к административной ответственности постановлением от 07 апреля 2022 года является двойным наказанием. Действия АО «НТЭК» неверно квалифицированы и образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.
Законный представитель и защитник АО «НТЭК» в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали, о дате, времени и месте рассмотрения дела АО «НТЭК» уведомлялось надлежащим образом, также, информация о дате, времени и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на официальном сайте Норильского городского суда.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Заслушав представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Чертыкову А.П., Неготурову Э.В., проверив материалы дела в полном объеме, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 6.5 КоАП РФ установлено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция статьи 6.5 КоАП РФ является отсылочной (бланкетной) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункта 75 СанПин 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В силу пункта 78 СанПин 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети». Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в данном пункте Санитарных правил.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
Пункт 5 таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 определяет органолептические показатели качества воды, согласно которым мутность воды по нормативу не может составлять не более 2,6 ЕМФ или мг/л.
Пункт 556 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 предельно допустимую концентрацию химического вещества железо – не более 0,3 мг/л.
Как следует из постановления Главного государственного санитарного врача по г.Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 07 апреля 2022 года №7309 АО «НТЭК» в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» пункта 78 СанПин 2.1.3684-21 при выявлении в результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующих нормативам качества и безопасности воды, не проинформировало территориальный орган Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о получении таких результатов лабораторного исследования проб воды.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается материалами проверки, из которых следует, что АО «НТЭК» является юридическим лицом, видом деятельности которого в числе прочих являются: забор, очистка и распределение воды для питьевых и промышленных нужд; производство, передача и распределение пара и горячей воды.
Постановлением Администрации г.Норильска Красноярского края от 05 июля 2013 года №336 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения на территории муниципального образования город Норильск, и установлении зоны ее деятельности» АО «НТЭК» определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории муниципального образования город Норильск.
В связи с поступившими обращениями граждан, проживающих по ул.Строительная и ул.Первомайская района Кайеркан г.Норильска, о подаче в течение длительного времени в их квартиры грязной мутной горячей воды с запахом нефтепродуктов и угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан на основании решения Главного государственного санитарного врача по г.Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району №759 от 24 февраля 2022 года в период с 28 февраля 2022 года по 14 марта 2022 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения АО «НТЭК» требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение о проведение внеплановой выездной проверки 25 февраля 2022 года было согласовано с и.о. прокурора г.Норильска.
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной внеплановой проверки №5583 от 14 марта 2022 года, из которого следует, что в ходе проверки были исследованы данные производственного контроля горячей воды района Кайеркан в которых отражены результаты лабораторного исследования проб воды, не соответствующие нормативам качества и безопасности воды. Установлено, что АО «НТЭК» в течение длительного времени осуществлялась подача некачественной горячей воды.
В протоколах количественного химического анализа №50/21 от 24 февраля 2021 года, №62/21 от 19 марта 2021 года, №77/21 от 28 апреля 2021 года, №104/21 от 27 мая 2021 года, №139/21 от 30 июня 2021 года, №189/21 от 29 июля 2021 года, №203/21 от 30 августа 2021 года, №237/21 от 22 сентября 2021 года, №258/21 от 27 октября 2021 года, №271/21 от 29 ноября 2021 года, №284/21 от 22 декабря 2021 года зафиксированы результаты лабораторного исследования проб воды, не соответствующие нормативам качества и безопасности воды.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 28 марта 2022 года уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении АО «НТЭК» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, и последующего привлечения АО «НТЭК» к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Таким образом, вина в инкриминируемом административном правонарушении была установлена должностным лицом на основании указанных выше доказательств, которым дана оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьями 26.2, 26.11 КоАП РФ, оценив которые по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном исследовании всех обстоятельств по делу в их совокупности, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в бездействии АО «НТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, выражается в предоставлении потребителям водоснабжения ненадлежащего качества, а по результатам выездной внеплановой проверки не было выявлено несоответствие водоснабжения гигиеническим и санитарно-химическим требованиям, и нарушение требований пункта 78 СанПин 2.1.3684-21 без выявления факта предоставления потребителям водоснабжения ненадлежащего качества не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, являются несостоятельными, поскольку положениями пункта 78 СанПин 2.1.3684-21 установлена обязанность АО «НТЭК» по информированию (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента получения результата лабораторного исследования проб воды) территориального органа Управления Роспотребнадзора о результатах лабораторного исследования проб воды, не соответствующих нормативам качества и безопасности воды, что сделано не было.
Вопреки доводам жалобы действия (бездействие) АО «НТЭК» не подлежали квалификации по статье 19.7 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемой ситуации было установлено нарушение АО «НТЭК» санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, ответственность за которые предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
Отклоняются доводы о том, что постановлением от 30 декабря 2021 года АО «НТЭК» уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и привлечение к административной ответственности постановлением от 07 апреля 2022 года является двойным наказанием, поскольку постановлением от 30 декабря 2021 года АО «НТЭК» было привлечено за совершение 24 ноября 2021 года в г.Дудинка административного правонарушения, выявленного в ходе плановой проверки, проведенной на основании решения от 01 ноября 2021 года, в то время как на основании постановления от 07 апреля 2022 года АО «НТЭК» было привлечено за совершение 14 марта 2022 года в г.Норильске административного правонарушения, выявленного в ходе выездной внеплановой проверки, проведенной на основании решения от 24 февраля 2022 года. Кроме того, постановлением от 07 апреля 2022 года АО «НТЭК» было привлечено к административной ответственности за не информирование территориального органа Управления Роспотребнадзора о результатах лабораторного исследования проб воды, не соответствующих нормативам качества и безопасности воды, имевших место 29 ноября 2021 года и 22 декабря 2021 года (протоколы количественного химического анализа №271/21 от 29 ноября 2021 года и №284/21 от 22 декабря 2021 года).
Доводы жалобы о том, что перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 28 марта 2022 года и постановлении от 07 апреля 2022 года протоколы химического анализа составлены будущей датой, а именно с 28 апреля 2022 года, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку указание в протоколе и постановлении 2022 года составления протоколов химического анализа является явной технической опиской.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены органом административной юрисдикции правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, применен верно, существенных нарушений норм процессуального права по делу не допущено, постановление о назначении АО «НТЭК» административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах санкции статьи 6.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ, а также отвечает требованиям справедливости и соразмерности, обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, - прихожу к выводу, что основания для отмены состоявшегося постановления отсутствуют.
Вместе с тем постановление от 07 апреля 2022 года подлежит изменению ввиду следующего.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» следует, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При изложенных обстоятельствах, поскольку в рассматриваемом случае совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, было совершено в форме бездействия и выявлено по итогам составления акта выездной внеплановой проверки, временем совершения административного правонарушения следует считать время составления акта выездной внеплановой проверки №5583 от 14 марта 2022 года – 17 часов 00 минут, а местом совершения административного правонарушения адрес нахождения АО «НТЭК» – Красноярский край, г.Норильск, ул.Ветеранов, д.19.
Поскольку предусмотренных КоАП РФ оснований для отмены оспариваемого постановления не установлено, правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность оспариваемого постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не представлено, полагаю необходимым в удовлетворении жалобы отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Главного государственного санитарного врача по г.Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 07 апреля 2022 года №7309, которым акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей – изменить, считать временем совершения административного правонарушения 17 часов 00 минут, а местом совершения административного правонарушения адрес нахождения акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» – Красноярский край, г.Норильск, ул.Ветеранов, д.19.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» Кузнецова А.С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Норильского городского суда А.В. Жданов