78RS0008-01-2021-001914-17
Дело № 2- 2852/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 17 июня 2021 года
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Глазковой Т.А.,
при секретаре Куликовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2- 2852/2021 по иску Товарищества собственников жилья "Ударник" к Соловьевой Ольге Валентиновне, Соловьеву Михаилу Анатольевичу об обязании совершить определенные действия,
установил:
Товарищества собственников жилья "Ударник" (далее ТСЖ "Ударник") обратилось в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Соловьевой Ольге Валентиновне, Соловьеву Михаилу Анатольевичу об обязании совершить определенные действия, в соответствии с которыми истец просил обязать ответчиков привести в первоначальное состояние общедолевое имущество, прилегающее к квартире <адрес>, согласно технической и проектной документации (поэтажного плана) путем демонтажа перегородки с дверью, прилегающей к квартире <№> в двухмесячный срок и утилизации на ответчиков. Взыскать с ответчиков расходов по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.
Мотивируя свою позицию тем, что истец управляет и обеспечивает содержание, ремонт и эксплуатацию имущества жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Ответчики являются сособственниками (по 1/2 доли) квартиры <№> в указанном доме. Направленное в их адрес требование о демонтаже дверной перегородки дополнительного входа в квартиру, привести помещение в состояние согласно проектной документации в течение одного месяца. 18.06.2018 сотрудниками ОНДПР Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по СПб проведена проверка соблюдений пожарной безопасности в доме <адрес> в ходе проверки выявлены
нарушения требований пожарной безопасности, произведены изменения объемно-планировочных решений в результате которых ухудшается безопасная эвакуация людей (оборудован дополнительный вход и принадлежащее им жилое помещение путем установки перегородки с металлической дверью - устроено помещение на 18 этаже данного дома. Указанная перегородка на 18 этаже расположена перед входом в квартиру <№>, собственниками которой являются ответчики.
Представитель истца ТСЖ "Ударник" Явкин А.А. в судебном заседании требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Соловьев М.А. в судебном заседании требования не признал, указывая о том, что квартиру приобрели в данном виде о переносе перегородок не знали.
Ответчик Соловьева О.В., извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, уважительности неявки не предоставила, с ходатайством об отложении дела не обращалась.
С учетом мнения явившихся лиц, суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствии неявившегося ответчика, извещенного надлежащим образом.
Суд, выслушав позицию представителя истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности и дав им соответствующую оценку, приходит к следующему.
Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод граждан человека и гражданина не должно нарушать права свободы других лиц. в силу ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо в праве в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статья 29 ЖК РФ устанавливает последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения, заключающиеся в обязанности собственника жилого помещения, а также нанимателя по договору социального найма жилого помещения привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование, в случае невыполнения данной обязанности указанными лицами орган, осуществляющий согласование перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, в соответствии с ч.5 ст.29 ЖК РФ наделяется правом обращения в суд.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, установлено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Как следует из п. 10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. ч. 1 и 2 ст. 36).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
ОНДПР ГУ МЧС России отделом надзорной деятельности ОНДПР Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по СПб выдал предписание №2-14-292/1-1 от 18.06.2018г. в адрес ТСЖ "Ударник" об установлении требований пожарной безопасности.
ТСЖ "Ударник" 28.05.2019г. в адрес ответчиков направлено предписание об устранении требований пожарной безопасности и демонтаже ограждающей конструкции на 18 этаже многоквартирного жилого дома.
Доводы ответчика о приобретении квартиры с установленными перегородками, в нарушение технической документации, не подтверждены представленными в суд документами. Квартира на дату рассмотрения дела в суде, не приведена в соответствии с технической и проектной документации указанного многоквартирного жилого дома.
Перегородка, примыкающая к квартире <№> является общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учётом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них займодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников займодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подпункты "д" и "и" пункта 10).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путём осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надёжности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надёжности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учётом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Доказательств, подтверждающих получение разрешения от уполномоченного органа местного самоуправления и от участников долевой собственности - владельцев жилых помещений.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Статья 12 ЖК РФ предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится в том числе: определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно ст.14 ЖК РФ относится: согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (п.7), определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений. Таким образом, определение порядка и условий перепланировки жилого помещения относится к компетенции органов государственной власти РФ
В соответствии с положениями ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Указанный жилой дом входит в состав государственного жилищного фонда и находится в ведении администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга. В соответствии с Положениями Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005г. №112 "О создании межведомственных комиссий" полномочиями по согласованию переустройства и (или) перепланировки наделены Районные межведомственные комиссии (далее МВК), создаваемые при Администрациях районов Санкт-Петербурга.
Установлено в квартире собственников были произведены переустройство и перепланировка общедомового имущества.
Таким образом, на дату подачи иска в суд, ответчиками не был согласован проект перепланировки по установке перепланировки.
Порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 29 сентября 2003 года №170.
В соответствии с п.1.7.1 указанных Правил и норм переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Частью 1 ст.29 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения являются самовольными в случае их проведения при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представляющегося в соответствии с п.3 ч.2 ст. 26 ЖК РФ.
Установлено, что ответчиком проект перепланировки общего имущества собственников многоквартирного жилого дома не составлялся и не согласовывался, в проектное состояние, не приведен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206, ч. 3 ст. 258 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого настоящее решение суда, при условии вступления его законную силу, должно быть исполнено ответчиками.
Учитывая позицию представителя истца, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, суд устанавливает для ответчика срок для исполнения возложенных на них обязанностей в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и обязывает ответчиков произвести демонтаж и утилизацию перегородки с дверью.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлины в сумме 6 000 рублей, понесенные расходы подтверждаются платежным поручением № 60 от 15.02.2021 г. (л.д.7).
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Товарищества собственников жилья "Ударник" к Соловьевой Ольге Валентиновне, Соловьеву Михаилу Анатольевичу об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Соловьеву Ольгу Валентиновну, Соловьева Михаила Анатольевича в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, привести в первоначальное проектное состояние общее имущество многоквартирного жилого дома 34 по пр. Наставников в Санкт-Петербурге, путем демонтажа и утилизации перегородки с дверью.
Взыскать солидарно с Соловьевой Ольги Валентиновны, <дата>.р., уроженки <_> Соловьева Михаила Анатольевича, <дата>.р., уроженца <_>
в пользу Товарищества собственников жилья "Ударник" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
На решение может быть подана жалоба в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через Красногвардейский районный суд.
Председательствующий судья Т.А.Глазкова
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2021 года