07RS0006-01-2022-002155-27
Дело № 2-1295/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
16 ноября 2022 года г. Прохладный
Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего судьи Шашева А.Х.,
при секретаре судебного заседания Бештоевой Ф.М.,
с участием:
истца – Олейниковой Н.Н.,
представителя ответчика - Военного комиссариата города Прохладный, Прохладненского и Майского районов КБР – Власенко С.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика – ФКУ Военный комиссариат КБР - Гонибовой М.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Олейниковой Н.Н. к Военному комиссариату городского округа Прохладный, Прохладненского и Майского района КБР, ФКУ «Военный комиссариат КБР» о признании незаконным решения в предоставлении справки на оплату коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Олейникова Н.Н. (далее - административный истец) обратилась в Прохладненский районный суд КБР с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит: - признать незаконным и отменить решение административного ответчика об отказе в выдаче ей справки, на основании Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Правил «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг, на основании п.8 данных Правил; - обязать административного ответчика - Военный комиссариат городов Прохладный, Майский, Прохладненского и Майского района КБР выдать справку на получение Олейниковой Н.Н. компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения и коммунальных услуг,
В обоснование требований указано, что истец является вдовой Олейникова П.А., инвалидность и смерть которого связана с заболеванием при исполнении иных обязанней военной службы в связи с катастрофой на ЧАЭС. На основании имеющихся документов истец обратилась в Пенсионный Фонд РФ с просьбой предоставить выплату компенсации по коммунальным услугам, однако получила отказ по мотиву отсутствия справки предусмотренной п.8 Правил о предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг", утвержденных постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 475.
В соответствии с п.9 Правил уполномоченный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором погибший (умерший) военнослужащий проходил службу по последнему месту службы либо состоял на пенсионном обеспечении, оформляет и выдает справки, а также выдает дубликат справки в порядке, определяемом этим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), взамен утраченной или пришедшей в негодность справки на основании заявления ее владельца.
При этом указанный уполномоченный орган в рамках межведомственного электронного взаимодействия информирует о выдаче справки соответствующий федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), осуществляющий пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в порядке, определяемом этим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом).
Справка может быть вручена члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего лично, ближайшим родственникам или по доверенности, а также отправлена заказным письмом с уведомлением о ее получении.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику по вопросу получения указанной справки, однако ей было отказано в связи с тем, что муж Олейниковой Н.Н, был призван на специальные сборы ( не военные сборы) по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, не связанных с исполнением воинской обязанности.
Решением Нальчикского городского суда ДД.ММ.ГГГГ. за Олейниковой Н.Н., признано право получения пенсии по потере кормильца на основании пп.1 п.4.ст.15 Федерального закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", вследствие смерти при исполнении иных обязанностей военной службы.
В справке № ФКУ «ГБ МСЭ по КБР» установлено, что инвалидность и смерть Олейникова П.А. связаны с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Причина инвалидности и смерти заболевание полученное при исполнении обязанней военной службы устанавливается в абз.3 п.2 ч.1 ст.13 Закона Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанным с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Статья 37 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: исполнения должностных обязанностей прохождения военных сборов; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Таким образом отказ ответчика в предоставлении справки на основании п.8 и п.9 Правил о предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг", является необоснованным.
В судебном заседании истец Олейникова Н.Н. исковые требования поддержала по доводам и основаниям указанным в исковом заявлении, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика Военного комиссариата городского округа Прохладный, Прохладненского и Майского районов КБР Власенко С.С. иск не признал, представил письменное возражение, в котором указал, что согласно п.2 Правил о предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг", утвержденных постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 475, право на получение компенсационных выплат имеют следующие категории граждан: члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы); члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
В силу ст.14 Закона Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к получателям возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения. Конкретные меры социальной поддержки и компенсации указанной категории граждан и членам их семей предусмотрены ст.14 и разделом V Закона. Таким образом, участникам ликвидации ЧАЭС с 1995г. являются получателями льгот с 1995 года. Аналогичные льготы установлены с 2005г. только для военнослужащих проходивших службу по призыву и контракту, а также призванных на военные (а не специальные сборы).
Представитель ответчика Военного комиссариата КБР Гонибова М.Н. иск не признала, представила письменное, возражение в котором указала, что отказ в выдаче требуемой истцом справки был правомерным, поскольку е супруг Олейников П.А. был призван на специальные сборы, соответственно не являлся военнослужащим в смысле определённом положениями Федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе". Вместе с тем, в Правилах о предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг", утвержденных постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 475, речь идет о предоставлении компенсации именно членам семей военнослужащих. При таких обстоятельствах полагает иск подлежащим отклонению.
Третье лицо – ГУ отделение Пенсионного Фонда РФ по КБР извещённое о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах не уведомило, ходатайств не заявило.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц участвующих в деле.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела Олейников П.А, проходил специальные сборы в войсковой части 11350 в период с ДД.ММ.ГГГГ (приказ №) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №) в воинском звании сержант., что подтверждается архивной справкой ФКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» и справкой Военного комиссариата городов Прохладный, Майский Прохладненского и Майского районов КБР.( л.д.23, 24)
Согласно справке № Бюро медико-социальной экспертизы№ Олейникову П.А. установлена 1 группа инвалидности заболевание получено при исполнении обязанностей воинской службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. (л.д.25)
Олейников П.А. с ДД.ММ.ГГГГ. состоял в зарегистрированном браке Олейниковой Н.Н. (л.д.34)
ДД.ММ.ГГГГ Олейников П.А умер, о чем администрацией <адрес> КБР составлена актовая запись о смерти №. (л.д.26)
Согласно справке главы администрации с.п. Ульяновское на день смерти Олеников П.А. проживал с Олейниковой Н.Н. – жена. (л.д.35)
Решением Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: возложить на ФКУ «Гласное Бюро медико-социальной экспертизы КБР» обязанность внести изменения в справку ВТЭК сер. <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Олейникова П.А. , указав причину инвалидности « заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей, связанное с катастрофой на ЧАЭС». Признать за Олениковой Н.Н, право на получение пенсии по случаю потери кормильца вследствие смерти при исполнении иных обязанностей военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Военного комиссариата городского округа Прохладный, Прохладненского и Майского районов КБР Олениковой Н.Н. в выдаче справки на получение компенсационной выплаты было отказано.(л.д.32)
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Олейников П.А. проходил специальные сборы в войсковой части 11350, в период которых участвовал в ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС, получил удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, соответственно являлся получателем компенсации и льгот установленным Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 № 475 утверждены Правила предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг.
В силу пункта 2 Правил право на получение компенсационных выплат имеют в том числе следующие категории граждан:
а) члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы);
б) члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
К членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся: а) вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак; б) несовершеннолетние дети; в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме; д) граждане, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего. (п.3 Правил)
Члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату пользования жилым помещением, содержания жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи со следующими расходами:
а) оплата пользования жилым помещением (платы за наем), содержания жилого помещения (платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме), взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
б) оплата коммунальных услуг (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (в том числе за его доставку) при наличии печного отопления, платы за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами) независимо от вида жилищного фонда;
в) внесение платы за пользование услугами местной телефонной связи, оказанными с использованием квартирных телефонов, абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой, коллективными телевизионными антеннами. (п.4 Правил)
Право члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение компенсационных выплат подтверждается справкой. Справка выдается в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил на основании данных личного дела погибшего (умершего) военнослужащего или иных документов, определяющих состав его семьи. При этом в справке указывается срок, с которого это право действует, но не ранее 1 января 2005 г. (п.8 Правил)
Уполномоченный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором погибший (умерший) военнослужащий проходил службу по последнему месту службы либо состоял на пенсионном обеспечении, оформляет и выдает справки, а также выдает дубликат справки в порядке, определяемом этим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), взамен утраченной или пришедшей в негодность справки на основании заявления ее владельца. (п.9 Правил)
Таким по смыслу приведенных норм право на компенсационные выплаты имеют члены семьи граждан со статусом «военнослужащего.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (статья 2 Федерального Закона № 76-ФЗ)
В силу подпункта "к" и «п» части 1 статьи 37 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" прохождение военных сборов и участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф отнесено к исполнению обязанностей военной службы.
Из данных законоположений следует, что исполнявшими обязанности военной службы считаются граждане, которые, будучи военнообязанными, были призваны на специальные сборы и направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По общему правилу, граждане, призванные на военные сборы, имеют иной, чем у военнослужащих, статус с учетом существенных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Такое правовое регулирование основано на объективно существующих различиях в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на относящихся к соответствующим категориям граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года № 338-О-О, от 24 декабря 2013 года № 2065-О и от 28 февраля 2017 года № 230-О).
При таком положении дел суд приходит к выводу, что Олейников П.А. проходивший специальные сборы и исполнявший обязанности военной службы, не являлся военнослужащим.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В то же время в силу абзаца второго пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случаях и порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих.
Учитывая, что военнообязанные, призванные на специальные военные сборы и направленные для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так же как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, т.е. действовали в публичных интересах, причем в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, и, таким образом, фактически находились в равном с военнослужащими положении, федеральный законодатель распространил на таких граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, меры социальной поддержки, предусмотренные в статье 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В числе указанных мер поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов (пункт3 статьи 14), преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме (пункт 14 статьи 14).
При этом, согласно абз.2 части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства в их взаимосвязи с вышеприведенными правовыми нормами, учитывая, что Олейников П.А. проходил специальные сборы и соответственно исполнял обязанности военной службы, но не являлся военнослужащим, в последующем был признан участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, являлся получателем компенсации и льгот установленным Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Олейниковой Н.Н. к Военному комиссариату городского округа Прохладный, Прохладненского и Майского района КБР, ФКУ «Военный комиссариат КБР» о признании незаконным решения в отказе предоставления справки на оплату коммунальных услуг, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Прохладненский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено16 ноября 2022года.
Судья Прохладненского районного суда
Кабардино-Балкарской Республики А.Х. Шашев