УИД 46RS0013-01-2024-000505-74
Дело № 2-351/2024
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Льгов 30 мая 2024 года
Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Денисовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Данниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Льговского межрайонного прокурора Игнатенко С.М. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Льговского района Курской области об обязании организовать и провести мероприятия по осуществлению лесоустройства, созданию лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества,
У С Т А Н О В И Л :
Льговский межрайонный прокурор Курской области Игнатенко С.М. обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Льговского района Курской области об обязании организовать и провести мероприятия по осуществлению лесоустройства, созданию лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества.
В обоснование своих требований Льговский межрайонный прокурор Курской области ссылается на то, что в 2023 году Льговской межрайонной прокуратурой Курской области проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства в деятельности Администрации Льговского района Курской области, в ходе которой было установлено, что меры, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, на территории муниципального образования «Льговский район» Курской области надлежащим образом и в установленном порядке не осуществляются. Лесоустройство в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории <адрес> и <адрес> сельсовета <адрес> и <адрес> сельсовета <адрес> <адрес> сельсовета <адрес>, муниципального района «<адрес>» <адрес> и не относящихся к землям государственного лесного фонда в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, не проведено. Лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Льговского района Курской области и не относящихся к землям государственного лесного фонда, не разработан.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Льговской межрайонной прокуратурой главе Администрации Льговского района Курской области было внесено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений, которое было рассмотрено, требования прокурора не удовлетворены, меры по устранению нарушений федерального законодательства о лесопользовании не приняты.
Согласно представленной информации от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрацией Льговского района на кадастровый учет поставлено № земельных участков общей площадью № кв.м, с расположенными на них лесами, не относящиеся к государственному лесному фонду. ДД.ММ.ГГГГ Представительным Собранием Льговского района Курской области было принято решение о принятии в муниципальную собственность указанные земельные участки, с расположенными на них лесами. На все указанные земельные участки зарегистрировано право муниципальной собственности. Лесоустройство в отношении земельных участков, с расположенными на них лесами, на территории <данные изъяты> района не проведено. Лесохозяйственный регламент не изготовлен в связи с отсутствием потенциальных подрядчиков на выполнение работ по изготовлению регламента, подготавливается документация для осуществления закупочных процедур (для проведения аукциона). 29.09.2023 года Представительным Собранием Льговского района Курской области принято решение №62 «Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле муниципального образования «Льговский район» Курской области».
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении требований природоохранного законодательства органом местного самоуправления, что в свою очередь затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит суд обязать Администрацию Льговского района Курской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия по осуществлению лесоустройства, созданию лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества.
Представитель истца - помощник Льговского межрайонного прокурора Шелепова А.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду письменное заявление, в котором исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, и просила их удовлетворить, а также с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Льговского района Курской области глава района ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя. А также представил письменный отзыв, в котором ссылался на то, что 29.09.2023 года Представительным Собранием Льговского района Курской области пятого созыва принято Решение № 62 «Об утверждении Положения о муниципальном контроле в муниципальном образовании «Льговский район» Курской области». Администрацией Льговского района Курской области направлен запрос директору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о коммерческом предложении по изготовлению Лесохозяйственного регламента, согласно полученному ответу стоимость работ составила <данные изъяты> руб. 00 коп. Денежные средства, согласно коммерческому предложению по проведению мероприятий организации и проведения осуществления лесоустройства будут включены в проект бюджета на 2025 год.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов Курской области о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку в суд своего представителя не обеспечил, мнение по иску суду не представил.
Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителя третьего лица.
Рассмотрев заявление представителя истца, ходатайство и письменный отзыв представителя ответчика, исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), лесное законодательство, регулирует отношения в области, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения), участниками которых в силу статье 4 ЛК РФ, являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Информация о лесах размещается на официальных сайтах в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (статьи 5.1, 6.1 ЛК РФ).
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, согласно частям 1 и 2 статьи 23 ЛК РФ, являются лесничества, а также участковые Лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств на землях:
1) лесного фонда;
обороны и безопасности, на которых расположены леса;
населенных пунктов, на которых расположены леса;
особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковыхлесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 ЛК РФ (части 3 и 4 статьи 23 ЛК РФ).
Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами, местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых Лесным кодексом РФ возложена обязанность по выполнению таких работ (статья 19 ЛК РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, согласно части 1 статьи 84 ЛК РФ, относятся, в том числе осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов (п. 3.1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (п. 4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (п. 5). При этом органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на. землях населенных пунктов (часть 1.1 статьи 84 ЛК РФ).
Аналогичные положения содержатся в подпунктах 20.1, 20.2 части первой статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно к вопросам местного значения городского поселения отнесено принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов поселения, установлении и изменении их границ, а также осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов поселения; осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов поселения.
Судом установлено, что в 2023 году Льговской межрайонной прокуратурой Курской области проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства в деятельности Администрации Льговского района Курской области, в ходе которой было установлено, что меры, направленные на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, на территории муниципального образования «Льговский район» Курской области надлежащим образом и в установленном порядке не осуществляются.
Лесоустройство в отношении лесов и лесопарков, расположенных на территории <адрес> и <адрес> сельсовета <адрес> и <адрес> сельсовета <адрес> <адрес> сельсовета <адрес>, муниципального района «<адрес>» <адрес> и не относящихся к землям государственного лесного фонда в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, не проведено. Лесохозяйственный регламент в отношении лесов и лесопарков, расположенных на территории населенных пунктов Льговского района Курской области и не относящихся к землям государственного лесного фонда, не разработан.
ДД.ММ.ГГГГ Льговской межрайонной прокуратурой главе <адрес> было внесено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений, которое было рассмотрено, требования прокурора не удовлетворены, меры по устранению нарушений федерального законодательства о лесопользовании не приняты.
Согласно представленной Льговской межрайонной прокуратуре информации от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> на кадастровый учет поставлено № земельных участков общей площадью № с расположенными на них лесами, не относящиеся к государственному лесному фонду. /л.д. 26-61/
21.02.2023 года Представительным Собранием Льговского района Курской области было принято решение о принятии в муниципальную собственность указанные земельные участки, с расположенными на них лесами. Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, № земельных участков с кадастровыми номерами: №, общей площадью № кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования -резервные леса, расположенных на территории <адрес> и <адрес> сельсовета <адрес> и д. <адрес> сельсовета <адрес> <адрес> <адрес>, муниципального района «<адрес>» <адрес>, правообладателем (собственником) является - муниципальный район «<адрес>» <адрес>. На все указанные земельные участки зарегистрировано право муниципальной собственности. Лесоустройство в отношении земельных участков, с расположенными на них лесами, на территории <адрес> не проведено. Лесохозяйственный регламент не изготовлен в связи с отсутствием потенциальных подрядчиков на выполнение работ по изготовлению регламента, подготавливается документация для осуществления закупочных процедур (для проведения аукциона).
29.09.2023 года Представительным Собранием Льговского района Курской области принято решение №62 «Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле муниципального образования «Льговский район» Курской области». /л.д. 73-88/
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Льговского района Курской области направлен запрос директору <данные изъяты>» о коммерческом предложении по изготовлению Лесохозяйственного регламента. /л.д. 71/
Согласно сообщению <данные изъяты> стоимость лесоустроительных работ и изготовление лесохозяйственного регламента лесных земель <адрес> на площади №, составит № руб. 00 коп. /л.д. 72/
Из письменного отзыва главы <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что денежные средства, согласно коммерческому предложению по проведению мероприятий организации и проведения осуществления лесоустройства будут включены в проект бюджета на 2025 год. /л.д. 70/
Таким образом, в судебном заседании установлено бездействие органа муниципального образования в отношении исполнения требований закона, связанного с организацией работ по созданию лесничества и осуществлению лесоустройства на территории Льговского района Курской области в выявленных № земельных участках категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования -резервные леса, общей площадью № кв.м.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованы, а сам иск подлежит удовлетворению в полном объеме. При этом суд учитывает, что в соответствии с положениями ГПК РФ, заявленный истцом срок является достаточным для исполнения вступившего в законную силу решения суда, не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Льговского межрайонного прокурора Курской области Игнатенко С.М. удовлетворить.
Обязать Администрацию Льговского района Курской области ИНН №, ОГРН №, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия по осуществлению лесоустройства, созданию лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Льговский районный суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.А.Денисова