Мотивированное решение
составлено 12 февраля 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
.... 00.00.0000
Невьянский городской суд ....
в составе: председательствующего судьи Черепанина М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берсеневой Л.А.,
с участием:
истца -Коновалова С.Н.,
представителей ответчика - Борисенко В.Н.. Фроловой О.В., действующий на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коновалова Сергея Николаевича к МО МВД России «Невьянский» о защите трудовых прав,
установил:
Коновалов С.Н., обратился в суд с иском к МО МВД России «Невьянский» о признании незаконным заключения по результатам проверки от 00.00.0000, признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности от 00.00.0000, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 00.00.0000 проходит службу в органах внутренних дел, с 00.00.0000 назначен на должность командира отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции МО МВД России «Невьянский».
Приказом от 00.00.0000 ***л/систец подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выговора.
Считая заключение по результатам служебной проверки незаконными истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать незаконным как заключение по результатам служебной проверки от 00.00.0000 так и приказ о наложении дисциплинарного взыскания, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Коновалов С.Н., доводы иска поддержал, настаивал на его удовлетворении в полном объеме.
Представители ответчика МО МВД России «Невьянский» Борисенко В.Н.. Фролова О.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив что истцом был совершен дисциплинарный проступок, который выразился в том, что 00.00.0000, 00.00.0000 и 00.00.0000 истец отсутствовал при проведении инструктажа нарядов патрульно-потовой службы полиции, заступающих на охрану общественного порядка и общественной безопасности, не проставил отметки в постовой ведомости прибытия сотрудников, не объявил маршруты патрулирования, не осуществлял контроль за заряжанием оружия, не обеспечивал соблюдение сотрудниками мер безопасности при обращении с вооружением, выстроил наряды для проведения инструктажа, не провел проверку готовности сотрудников к несению службы, не осуществил ежедневный контроль за несением службы нарядами патрульно–постовой службы полиции.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, истецприказом начальника МО МВД России «Невьянский» от 00.00.0000 ***л/с назначен на должность командира отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции МО МВД России «Невьянский» с 00.00.0000 (л.д. 55).
Истец Коновалов С.Н. в рамках контракта принял на себя обязанности: выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации (пункт 4.1); добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией) (пункт 4.3), соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (пункт 4.4) (л.д.52).
Служба истца в органах внутренних дел, установленная Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», относится к виду федеральной государственной службы (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ), которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел, ОВД). Указанным законом регулируются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона №342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Пункт 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ устанавливает обязанность сотрудника органов внутренних дел знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 342-ФЗ, предусматривающему требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол №21), подлежащем применению к спорным отношениям в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.10.2013 №883, установлено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны среди прочего воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления (подпункт "м" пункта 11 Типового кодекса).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1405-О).
Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (ч. 3 ст. 21 Федерального закона №342-ФЗ). Согласно п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона №342-ФЗ служебная дисциплина - это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Данная норма воспроизведена в пункте 3 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 №1377 (далее - Дисциплинарный устав).
Служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается среди прочего: б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел; в) неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам; г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудников (п. 4 Дисциплинарного устава). Сотрудник обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам.(подп. "б" п. 5 названного Дисциплинарного устава). Подпункты «в, г» пункта 5 Дисциплинарного устава также обязывают сотрудников соблюдать требования к служебному поведению;
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона №342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
За нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 - 51 данного Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания (часть 3 статьи 15 Федерального закона №342-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона №342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе, в виде выговора (п.2).
Пунктом 14.7 должностного регламента Командира отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции МО МВД России «Невьянский», утвержденного Начальником полиции МО МВД России «Невьянский» от 00.00.0000 к обязанностям истца по замещаемой должности отнесена организация и проведения инструктажей нарядов подразделений ППС, контроль за несением службы, внешним видом и строевой выправкой личного состава подразделения ППС, соблюдение правил ношения форменной одежды, знаком различия и ведомственных знаков отличия.
Пунктом 14.8 вышеуказанного должностного регламента к обязанностям истца отнесен контроль за соблюдением необходимых мер личной безопасности сотрудниками подразделения ППС при несении ими службы, правил обращения с оружием, техникой, специальными средствами.
Пунктом 16.1 вышеуказанного должностного регламента установлена ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей (л.д. 44-46).
Частью 8 статьи 51 Федерального закона №342-ФЗ предусмотрено, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного закона может быть проведена служебная проверка.
Статьей 52 Федерального закона №342-ФЗ определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки.
Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52Федерального закона №342-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона №342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ).
Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26.03.2013 №161 (далее также - Порядок).
Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков (подпункты 30.6 - 30.8 пункта 30 Порядка).
Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки (подпункт 30.11 пункта 30 Порядка).
Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка). Содержание частей заключения закреплено в пунктах 35, 36, 37 Порядка. Так, пункт 36.9 Порядка регламентирует указание в описательной части иных фактов и обстоятельств, установленных в ходе проведения служебной проверки; с учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: рекомендации об оказании сотруднику психологической помощи (п. 37.7).
На основании рапорта заместителя начальника полиции МО МВД России «Невьянский» ФИО6 от 00.00.0000 в отношении истца инициировано проведение служебной проверки.
Перед началом проведения проверки истцу разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого проводится проверка в соответствии с положениями ч.6 ст.52 ФЗ от 30.11.2011 №342-ФЗ (л.д.34).
Из содержания объяснений данных истцом при проведении проверки следует, что 00.00.0000, 00.00.0000, 00.00.0000 истец не присутствовал на инструктаже нарядов патрульно-постовой службы заступающих на службу, не осуществлял контроль за заряжанием оружия и не обеспечивал соблюдение сотрудниками мер безопасности при обращении с вооружением при вооружении сотрудников заступающих на службу, не выстраивал наряд для проведения инструктажа и не проверял готовность сотрудников к несению службы, не осуществлял контроль, за несением службы нарядов (л.д.35-36).
Проанализировав материалы служебной проверки в совокупности с иными представленными в материалы гражданского дела доказательствами, суд приходит к выводу о том, что вмененные истцу нарушения нашли свое подтверждение, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении истцом должностных обязанностей и является достаточным основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушен не был, так как служебная проверка проведена в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 26.03.2013 N 161, и утверждена полномочным лицом в сроки, установленные ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что ответчиком при наложении дисциплинарного взыскания были приняты во внимание обстоятельства, при которых был совершен проступок, предшествующее поведение истца, его отношение к службе, а мера дисциплинарного воздействия, примененная в отношении истца, в виде выговора соответствует тяжести совершенного проступка, является справедливой и обоснованной.
Отсутствуют основания и для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, размер которого истец мотивирует размером премии которую он мог получить по итогам года, если бы его не привлекли к дисциплинарной ответственности.
В иске надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Коновалова Сергея Николаевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления его в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд.
Председательствующий –