УИД №35RS0004-01-2024-000369-70 №12-23/2024
РЕШЕНИЕ
1 июля 2024 г. г. Белозерск Вологодской области
Судья Белозерского районного суда Вологодской области Михеев Н.С., рассмотрев жалобу Главы Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьева Д.А, на постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Я. №14 от 14 мая 2024 г. о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
2 мая 2024 г. государственным инспектором Белозерского района по пожарному надзору – инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Главы Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьева Д.А, В протоколе указано, что он, являясь лицом, на котором лежит ответственность за соблюдение требований в области пожарной безопасности, допустил нарушения требований законодательства, в части отсутствия обеспечения очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером в следующих населённых пунктах Белозерского округа Вологодской области: <адрес>.
На основании данного протокола ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Я. вынесено постановление № по делу об административном правонарушении, которым Глава Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьев Д.А. за нарушение требований пункта 70 Постановления Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 г. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Глава Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьев Д.А. обратился в суд с жалобой на вынесенное должностным лицом постановление, в которой просил его отменить, снизить административное наказание до предупреждения. В обоснование указано, что меры по соблюдению требований законодательства РФ в области пожарной безопасности в Белозерском муниципальном округе принимаются своевременно, в соответствии с финансовыми возможностями округа. Во исполнение требований протокола об административном правонарушении выполнены минерализованные полосы во всех обозначенных населенных пунктах, а также произведена опашка ряда деревень. Отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства.
В судебное заседание Глава Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьев Д.А. не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом. Его защитник по доверенности М. доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо, вынесшее постановление – начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Я. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, а вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности, оставить без изменения.
Суд, заслушав пояснения представителя должностного лица, привлеченного к административной ответственности, а также доводы лица, вынесшего постановление, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении жалобы и оставления постановления без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Пунктом 70 Постановления Правительства Российской Федерации №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 и ч. 3 - 8 ст. 20.4 данного Кодекса.
Часть 2 этой же статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
Согласно пунктам 10, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов.
В силу статье 1 Федерального закона №69-ФЗ первичные меры пожарной безопасности определены как реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В статье 37 Федерального закона №69-ФЗ закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части 1 статьи 38 Федерального закона №69-ФЗ, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть третья данной статьи).
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2024 г. №395 установлено начало пожароопасного сезона на территории Вологодской области с 22 апреля 2024 г.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области - главным государственным инспектором Белозерского района по пожарному надзору Я. по результатам внеплановой выездной проверки администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области выдано предписание № об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям, представленным администрацией округа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ требования предписания выполнены частично, срок обеспечения минерализованными полосами <адрес> составляет до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Белозерского района по пожарному надзору В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Главы Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьева Д.А. В протоколе указано, что он, являясь лицом, на котором лежит ответственность за соблюдение требований в области пожарной безопасности, допустил нарушения требований законодательства, в части отсутствия обеспечения очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделения леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером в следующих населённых пунктах Белозерского округа Вологодской области: <адрес>.
Начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому району Я. вынесено постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. о привлечении Главы Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьева Д.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пункта 70 Постановления Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 г. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, подробно приведенными в обжалуемых постановлении должностного лица и судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, существенных нарушений требований закона, влекущих признание его недопустимыми доказательством, при составлении протокола не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела и обстоятельства, подлежащие выяснению, в протоколе отражены.
На основании исследования имеющейся совокупности доказательств, всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела, должностное лицо правомерно пришло к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что главой округа предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Назначенное постановлением наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей находится в пределах санкции статьи и чрезмерно суровым не является. При этом должностным лицом учтено отягчающее наказание обстоятельство, а именно то, что Глава Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьев Д.А. ранее привлекался к административной ответственности за однородное правонарушение с назначением наказания в виде предупреждения.
Доводы защиты о том, что на момент совершения правонарушения предыдущее привлечение к ответственности погашено, не состоятельны, так как постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Соловьева Д.А. к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ А вновь выявленное административное правонарушение, предусмотренное той же статьей совершено ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах годичного срока в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Учитывая, что п.70 Постановления Правительства РФ №1479 от 16 сентября 2020 г. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлен срок создания (обновления) вокруг территории населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров - до начала пожароопасного периода, который в Вологодской области установлен – 22 апреля 2024 г., то именно данную дату следует считать датой совершения административного правонарушения, а не дату завершения проверки должностными лицами, составление ими протокола или вынесение постановления о привлечении к административной ответственности.
Оснований для снижения наказания, либо для освобождения от него должностного лица, не имеется.
Частичное выполнение обязанности по созданию (обновлению) противопожарных минерализованных полос уже после объявления пожароопасного периода и выявления факта нарушения должностными лицами надзорной деятельности, не освобождает Главу округа от административной ответственности и не является основанием для прекращения производства по делу с применением положений закона о малозначительности деяния.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного должностным лицом постановления, судом не выявлено. Права Главы Белозерского муниципального округа Вологодской области при производстве по делу соблюдены. О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении он был извещен надлежащим образом и заблаговременно. Копии протокола и постановления направлены и вручены ему своевременно.
Учитывая изложенное, жалоба Главы Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьева Д.А. не может быть удовлетворена, постановление следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Жалобу Главы Белозерского муниципального округа Вологодской области Соловьева Д.А, оставить без удовлетворения; постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Я. №№ от 14 мая 2024 г. о привлечении должностного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, - без изменения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение 10 дней с момента получения его копии на руки.
Судья Н.С. Михеев