Дело № 5-12/2024
(УИД 42RS0023-01-2024-000245-36)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Новокузнецк 12 февраля 2024 года
Судья Новокузнецкого районного суда Кемеровской области Некрасов Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Разрез «Бунгурский-Северный» юридический адрес: 654102, Кемеровская область-Кузбасс, <адрес>, ИНН №, КПП №, ОГРН №,
У С Т А Н О В И Л:
07.02.2024г. в 16 часов 00 минут государственным инспектором Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 при проведении плановой выездной проверки на основании Решения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № Р-340-21-рш, от 24.01.2024г. « о проведении плановой плановой выездной проверки юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Разрез «Бунгурский-Северный» выявлены нарушения в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Разрез угольный №», per. № №, II класса опасности, представляющие собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а именно:
Ведение горных работ в ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на опасном производственном объекте «Разрез угольный №», per. № №, II класса опасности осуществляется с нарушением проектной документации «Технический проект разработки запасов угля участков открытых горных работ «Бунгурский 1-3» и «Бунгурский 4-6» 000 «Разрез «Бунгурский-Северный». Дополнение №» и плана развития горных работ на 2024 г.:
1. При ведении горных работ в профильных линиях 108-109+80 высота уступа составила 20 метров, Проектом предусмотрена высота уступа 10 метров.
Нарушены требования: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Пункты 12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №.
2. При ведении горных работ в профильных линиях 108-109+80 не соблюдаются параметры системы отработки: высота уступа, ширина предохранительной бермы, что привело к срабатыванию берм и образования опасной зоны «высокий уступ». Опасная зона «высокий уступ» не зарегистрирована в установленном порядке.
Нарушены: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 96 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №.
3. Граница опасной зоны в районе в профильных линиях 108-109+80 на местности не обозначена предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.
Нарушены: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 89 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №.
4. При визуальном осмотре горных выработок в районе профильных линиях 108-109+80 обнаружены признаки деформаций (трещины, заколы). Не разработана документация по ликвидации опасной зоны, а также мероприятия по обеспечению безопасного ведения горных работ в опасной зоне.
Нарушены: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 102 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №.
При ведении горных работ с нарушением параметров, которые были предусмотрены проектом на отработку месторождения, у предприятия нет возможности обеспечить безопасные условия ведения горных работ, обеспечить соблюдение технологии отработки месторождения, обеспечить устойчивость уступов, обеспечить необходимую ширину рабочих площадок для размещения горнотранспортного оборудования.
Отклонения от проектной документации, планов и схем развития горных работ не допускаются. Данные нарушения указывают об отсутствии осуществления производственного контроля при производстве горных работ открытым способом на опасном производственном объекте Разрез угольный со стороны руководителей и специалистов организации, на которых возложены обязанности за организацию и осуществление производственного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, тем самым создана непосредственная угроза жизни и здоровью работников предприятия в случае ведения горных работ в профильных линиях 108-109+80 на горизонте +332,0 метров и ниже горизонта +332,0 метров на опасном производственном объекте - «Разрез угольный №», per. номер А68- 01890-0003, II класса опасности, зарегистрированном в государственном реестре опасных производственных объектов - свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №№, эксплуатирующая организация ООО «Разрез «Бунгурский-Северный».
Представитель Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил суд приостановить деятельность ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» на ведение горных работ в районе профильных линий 108-109+80 на горизонте +332,0 метров и ниже горизонта +332,0 метров за исключением работ по ликвидации опасной зоны, и устранения нарушений требований промышленной безопасности, на опасном производственном объекте Разрез угольный № принадлежащем (находящимся в эксплуатации) ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» per. № А68-01890-0003, II класса опасности, сроком на 90 суток.
Представители ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенности, возражений относительно выявленных нарушений не имеют, с протоколом об административном правонарушении согласны, пояснил, что на сегодняшний день нарушения устранены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица – ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об АП, то есть нарушения требований промышленной безопасности в области Согласно ст. 2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложения 1 к указанному федеральному закону, Свидетельству о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ Разрез угольный № (участок открытых работ «ООО «Разрез «Бунгурский-Северный»» рег. номер per. № № отнесен к опасному производственному объекту.
В соответствии со ч.1, 2 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Согласно п. 12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, ведение горных работ на угольных разрезах должно осуществляться в соответствии с проектной документацией, годовым планом развития горных работ, схемой развития горных работ (при наличии).
С учетом положений п. 89 указанных правил, установлено, что границы опасных зон на местности следует обозначать предупредительными знаками, ограждениями или предохранительными валами.
Пункт 96 указанных правил предусматривает, что главный маркшейдер угольного разреза: относит совместно с главным геологом угольного разреза участки к опасным зонам и строит их границы; наносит границы опасных зон на планы горных работ; разрабатывает маркшейдерскую документацию, необходимую для отнесения участков ведения горных работ к опасным зонам, составляет документацию на производство работ по ликвидации опасной зоны и (или) мероприятия по безопасному ведению горных работ в опасной зоне; участвует в разработке документации на производство работ по ликвидации опасной зоны и (или) мероприятий по безопасному ведению горных работ в опасной зоне; уведомляет технического руководителя (главного инженера) угольного разреза и начальника участка не позднее чем за тридцать дней до подхода горных выработок к границам опасных зон, а также в течение суток со дня выявления (обнаружения) опасной зоны;ведет совместно с главным геологом угольного разреза учет опасных зон угольного разреза; организует наблюдение за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов в объемах, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения; составляет отчет по результатам наблюдений за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов; знакомит технического руководителя (главного инженера) угольного разреза с данными и выводами по результатам наблюдений за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов.
В п. 102 установлено, что документация по ликвидации опасной зоны, а также мероприятия по обеспечению безопасного ведения горных работ в опасной зоне должны содержать: краткую характеристику участка, расположенного в опасной зоне; данные, на основании которых участок отнесен к опасной зоне; обоснование целесообразности или производственной необходимости проведения горных работ в опасной зоне;сведения о построении границ опасной зоны (использованные нормативные и методические материалы) и при необходимости сведения о запасах угля в границах опасной зоны; для зон, опасных по геомеханическим условиям, сведения о расчете устойчивых параметров (угол устойчивого откоса или высота борта, отвала, уступа; кем, когда и по какому участку был произведен расчет); мероприятия по безопасному ведению горных работ в опасной зоне, в том числе связанные с приведением участка в безопасное состояние; график выполнения решений, намеченных в документации по ликвидации опасной зоны, или мероприятий по обеспечению безопасного ведения горных работ в опасной зоне, с указанием сроков и должностных лиц, ответственных за реализацию и контроль выполнения этих решений или мероприятий; другие сведения, поясняющие и уточняющие намеченные мероприятия и направленные на повышение безопасности пребывания людей в опасной зоне и вблизи нее (укрытия, пути отхода и дополнительные меры безопасности);топографический план горных работ масштабов 1:5000 или 1:2000, на который нанесены границы опасной зоны, расположение оборудования и коммуникаций, проектируемые горные выработки, в том числе направленные на приведение участка в безопасное состояние; выкопировку со сводно-совмещенного плана земной поверхности с изображением объектов, связанных с опасной зоной; вертикальные разрезы (сечения, профили) при их необходимости (в том числе геологические); горно-графические материалы, связанные с построением границ опасных зон; технологическую схему (проект) ведения горных работ в опасной зоне.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Разрез угольный (участок открытых работ ООО «Разрез «Бунгурский-Северный») рег. номер № А68-01890-0003, является опасным производственным объектом, к эксплуатации которого в силу потенциальной опасности последнего, государством предъявляются определенные требования, ограничения, запреты, отраженные в Федеральном Законе от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законах и нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах в области промышленной безопасности.
Нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанного опасного производственного объекта со стороны ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» установлено в судебном заседании и подтверждено согласующимися между собой материалами дела: Решением о проведении плановой выездной проверки ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» от 24.01.2024г. № Р-340-21-рш, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о временном запрете деятельности от 07.02.2024г. №, выкопировкой с плана горных работ участок «Бунгурский 1-3», от ДД.ММ.ГГГГ
Так, в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что угроза возникает в случае дальнейшего ведения горных работ в районе профильных линий 108-109+80 на горизонте +332,0 метров и ниже горизонта +332,0 метров на опасном производственном объекте - «Разрез угольный №», per. номер А68-01890-0003, II класса опасности возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан при возникновении аварии и возможном обрушении горных пород с вышележащих уступов.
Предприятие ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» имело возможность для соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности опасного производственного объекта, однако все зависящие от него меры по их соблюдению не приняло и не предотвратило нарушения установленных требований. Обстоятельств, препятствующих соблюдению требований промышленной безопасности, не установлено.
В соответствии со ст. 4.1 ч. 3 Кодекса РФ об АП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд принимает во внимание в качестве смягчающего обстоятельства – полное признание вины со стороны юридического лица, принятие мер к устранению выявленных нарушений.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, с учетом совокупности смягчающих обстоятельств, наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства, а также фактического приостановления деятельности, примененного государственным инспектором Ростехнадзора в качестве временного запрета деятельности в период с 16-00 часов ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, суд считает возможным назначить ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об АП, в виде административного приостановления деятельности на срок 90 (девяносто) суток.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Разрез «Бунгурский-Северный» (юридический адрес: 654102, Кемеровская область-Кузбасс, <адрес>, ИНН №, КПП №, ОГРН №) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности в виде на ведение горных работ в районе профильных линий 108-109+80 на горизонте +332,0 метров и ниже горизонта +332,0 метров за исключением работ по ликвидации опасной зоны, и устранения нарушений требований промышленной безопасности, на опасном производственном объекте Разрез угольный № принадлежащем (находящимся в эксплуатации) ООО «Разрез «Бунгурский-Северный» per. № №, II класса опасности, место расположения: Кемеровская область, Новокузнецкий район, в 15 км на юго-западнее <адрес>, (участок «Бунгурский 1-3» Бунгурского каменноугольного месторождения) сроком на 90 (девяносто) суток
В соответствие с ч. 1 ст. 32.12 Кодекса РФ об АП, постановление об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом – исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено решение по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья