Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1050/2024 ~ М-719/2024 от 20.05.2024

11RS0004-01-2024-001554-25

Дело № 2-1050/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Чевтаевой Е.Е.,

при секретаре Аверкиевой Я.В.,

с участием представителя ответчика Якоби И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре Республики Коми 1 июля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Пестриковой ОВ к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании компенсации при сокращении, процентов за задержку выплаты в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, компенсации морального вреда,

установил:

Пестрикова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании компенсации при сокращении, процентов за задержку выплаты в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, компенсации морального вреда, указывая, в обоснование иска, что до **.**.** включительно замещала должность **** в Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми. **.**.** Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми реорганизована путем присоединения к Управлению ФНС России по Республике Коми. **.**.** истец уволена в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). При расчете месячного денежного содержания ответчиком не были учтены выплаты ей средств материального стимулирования, что привело к занижению суммы компенсации. Решением Печорского городского суда №... с УФНС России по Республике Коми в пользу истца взыскана компенсация при сокращении должности за 4 месяца со дня увольнения, исходя из месячного содержания в общей сумме **** руб. В последующем, **.**.** и **.**.** истцу произведена выплата компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, однако при расчете данных выплат ответчиком вновь не были учтены выплаты ей средств материального стимулирования, в результате чего размер компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения занижен ответчиком на **** руб. (**** руб. за каждый месяц). Неправомерной невыплатой заработной платы в полном размере ответчиком причинен истцу моральный вред в виде нравственных страданий, который она оценивает в **** рублей.

Истец просит суд взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми компенсацию при сокращении должности государственной гражданской службы в виде месячного денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы в сумме **** руб., проценты за задержку выплаты компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы в соответствии со ст. 236 ТК РФ по состоянию на даты фактической выплаты, компенсации морального вреда в размере **** руб.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие истца, извещенной о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Якоби И.Н., действующая на основании доверенности № №..., исковые требования не признала.

Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №..., приходит к следующему.

В судебном заседании установлено:

Пестрикова О.В. в соответствии с приказом №... Межрайонной ИФНС №2 по Республике Коми от **.**.** принята в Государственную налоговую инспекцию по г. Печоре на должность ****

Впоследствии, приказом Межрайонной ИФНС России № 2 Республики Коми №... года Пестрикова О.В. была принята на государственную должность федеральной государственной службы «****».

В соответствии с приказом Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми от **.**.** служебный контракт с Пестриковой О.В. расторгнут, в связи с сокращением должностей гражданской службы (п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

**.**.** ГУ РК «****» приняты решения о выплате Пестриковой О.В. дополнительной компенсации за 5-й (решение №...) и 6-й (решение №...) месяцы увольнения, соответственно.

На основании поданных на имя руководителя УФНС России по Республике Коми заявлений Пестриковой О.В. вынесены приказы о выплате дополнительной компенсации: за 5-й месяц (приказ №...) по заявлению от **.**.**, за 6-й месяц (приказ №...) по заявлению от **.**.**.

Перечисление указанных выплат произведено работодателем **.**.** (за 5-й месяц) в размере **** руб. и **.**.** (за 6-й месяц) в размере **** руб., что подтверждается соответствующими платежными поручениями №..., а также справками о выплате Пестриковой О.В. дополнительных компенсаций № б/н от **.**.**.

В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее-Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст.50 названного Федерального закона).

В соответствии с ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовым актами (ч.10 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).

Согласно ч.1 ст.51 названного Федерального закона фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.51 Федерального закона «О государственной гражданской службе».

Таким образом, средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляемой в пределах лимитов, доводимых ФНС на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем подлежат учету при расчете дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения Пестриковой О.В.

Частью 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с ч.3.2 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.

Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 554 утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее-Правила).

Данные Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе, в случае денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона); в случае выплаты денежной компенсации, дополнительно выплачиваемой за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) и 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.2 статьи 37 Федерального закона) (абз.4, 5 п.п. «б» п.1 Правил).

Денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами четвертым, пятым, седьмым и восьмым подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (п.9 Правил).

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что суммы средств материального стимулирования, выплачиваемые сверх установленного фонда оплаты труда, не учитывались при расчете истцу выплат дополнительной компенсации за 5-й и 6-й месяцы увольнения, поскольку они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. При этом, не оспаривала указанный истцом размер компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, в случае учета средств материального стимулирования, выплаченных истцу, в сумме 33 219,75 руб. за каждый месяц, указав, что данный размер определен вступившим в законную силу решением суда, которым взыскана компенсация при сокращении за четыре месяца, с учетом выплаты средств материального стимулирования.

В соответствии с ч.2 ст. 61 обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** по делу №..., вступившим в законную силу **.**.**, с Управления ФНС по Республике Коми в пользу Пестриковой О.В. взыскана, среди прочего, компенсация при сокращении в сумме **** руб. (за четыре месяца).

Таким образом, установлено, что размер компенсации при сокращении за каждый месяц со дня увольнения, с учетом средств материального стимулирования, выплаченных истцу, составляет ****

Учитывая, что п.9 Правил устанавливает единый порядок исчисления денежного содержания для расчета денежных компенсаций, как в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, так и денежной компенсации, дополнительно выплачиваемой за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в силу статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства необходимости включения средств материального стимулирования при расчете указанных выплат, признаны судом установленными и не подлежащими доказыванию вновь, а решение суда - преюдициальным.

При таких обстоятельствах, размер компенсации при сокращении за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, с учетом средств материального стимулирования, выплаченных истцу, составит ****

В соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 318 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения (ч.3 ст. 318 ТК РФ).

В случае, предусмотренном ч.3 ст. 318 Трудового кодекса РФ уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания соответственно четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения (ч.4 ст. 318 ТК РФ).

Согласно расчету ответчика, размер подлежащих взысканию процентов за недоплаченную сумму денежной компенсации за 5-й и 6-й месяцы, в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ, на дату вынесения решения суда (**.**.**) составляет **** руб.

Указанный расчет истцом не оспорен, проверен судом и принимается, поскольку он является арифметически верным, соответствующим положениям ст. 236 ТК РФ, с применением ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в тот период, когда истцу должны были быть произведены вышеуказанные выплаты, с учетом сроков, определенных в ч.4 ст. 318 Трудового кодекса РФ (не позднее **.**.** за соответствующие периоды).

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за задержку выплаты, в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ, в размере **** руб.

Истцом заявлены исковые требования о взыскании процентов, предусмотренных ст.236 Трудового кодекса РФ, по дату фактической выплаты.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.04.2023№ 16-П, проценты (денежная компенсация), предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса РФ, подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены и выплачены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.

Таким образом, норма ст. 236 Трудового кодекса РФ, с учетом ее разъяснений, данных в правоприменительной практике, прямо предусматривает взыскание в пользу работника процентов за нарушение работодателем установленного срока причитающихся работнику выплат по день фактического расчета включительно.

При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты, предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса РФ, на невыплаченную в срок компенсацию при сокращении в размере **** руб., начиная со **.**.** по день фактического расчета включительно.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в размере **** руб.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу ст. ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом установлено нарушение трудовых прав истца неправомерными действиями ответчика, выразившимися в несвоевременной выплате в полном объеме компенсации денежного содержания при увольнении, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ все представленные по делу доказательства, с учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание характер и объем нарушения трудовых прав истца, с учетом требований разумности и справедливости, полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере **** руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН ****) в пользу Пестриковой ОВ (паспорт ****) компенсацию при сокращении должности государственной гражданской службы за пятый и шестой месяцы в сумме ****; проценты за задержку выплаты компенсации при сокращении за пятый и шестой месяцы, предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса РФ, по состоянию на **.**.** в сумме ****, компенсацию морального вреда в размере **** рублей.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН **.**.**) в пользу Пестриковой ОВ (паспорт ****) проценты, предусмотренные ст. 236 Трудового кодекса РФ, на невыплаченную в срок компенсацию при сокращении в размере **** начиная со **.**.** по день фактического расчета включительно.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Е. Чевтаева

Мотивированное решение составлено 08.07.2024.

2-1050/2024 ~ М-719/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пестрикова Ольга Васильевна
Ответчики
УФНС России по Республике Коми
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Чевтаева Екатерина Евгеньевна
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
20.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2024Передача материалов судье
24.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее