Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 22марта2023года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Мирзаева М.С.
при секретаре - ФИО1
с участием:
помощника Дербентского межрайонного природоохранного
прокурора-ФИО3
представителя ответчикаадминистрацииМО «<адрес>»
<адрес>- ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дербентского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2к администрации СП «<адрес>» <адрес> о возложении обязанности по созданию места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп,
УСТАНОВИЛ:
Дербентский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2обратился в суд с исковым заявлением кадминистрации СП «<адрес>» <адрес> о возложении обязанности по созданию места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
В обоснование своих требований указал,чтоДербентской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке надзора за исполнением экологического законодательства проведена проверка,по результатам которой в деятельности администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан выявлены нарушения законодательства,регламентирующего обращение с отходами производства и потребления в части осветительных устройств,электрических ламп.
Установлено,что администрацией сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД не принимаются меры по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» на территории муниципального образования организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств,электрических ламп,ненадлежащие сбор,накопление,использование,обезвреживание,транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни,здоровью граждан,вреда животным,растениям,окружающей среде,утверждаются Правительством Российской Федерации.
Накопление отходов I-II классов опасности должно осуществляться в закрытых складах раздельно (п.219СанПиНДД.ММ.ГГГГ-21).
Вместе с тем указанные требования законодательства администрацией сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан не выполнены.При этом,необходимо иметь в виду,что место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп определяется органами местного самоуправления вне зависимости от того есть ли у органа местного самоуправления информация об использовании населением ртутьсодержащих ламп или нет,поскольку в данном случае законодательство не ограничивает право каждого пользоваться теми средствами освещения,которые находятся в свободном обороте.
В целях устранения нарушений закона,главе администрации сельского поселения внесено представление,которое признанно обоснованным и удовлетворено.Однако,до настоящего времени конкретных мер,направленных на устранение имеющихся нарушений не принято.
Указанные обстоятельства негативно отражаются на состоянии окружающей среды,препятствует реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного просит суд:
-Возложить на администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства,проинформировать потребителей о расположении такого места.
В судебном заседании представитель административного истцапомощник Дербентского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 поддержал требования административного истца,просил суд их удовлетворить,по основаниям изложенных в иске.
В судебном заседании,представитель административного ответчикаадминистрацииМО «<адрес>» <адрес>ФИО4 требования административного истца признал,пояснив,что будут приняты меры по созданию места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства и проинформированы потребители о расположении такого места.
Выслушав пояснения сторон,исследовав и оценив,представленные доказательства по делу,суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст.12Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и приказа Минприроды России отДД.ММ.ГГГГ №,определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке установленном законом,информация о них вносится в государственный реестр объектов размещения отходов,ведение которого (хранение и актуализация информации) обеспечивается и его территориальными органами.
Исходя из положений статей19,42Земельного кодекса РФ в их нормативном единстве с правилами ст.210Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,на которого возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами,которые не должны наносить вред окружающей среде,в том числе земле как природному объекту,осуществлять мероприятия по охране земель,соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и санитарно-гигиенических правил и норм,не допускать загрязнение,истощение,деградацию,порчу,уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу частей1,2ст.13ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов местного самоуправления,направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса,по проведению мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В статьях13,22,25,28Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено,что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими,санитарными и иными требованиями,при этом отходы производства и потребления подлежат сбору,накоплению,транспортированию,обработке,утилизации,обезвреживанию,размещению,условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и,которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.21,22Федеральный закон отДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",содержание территорий городских и сельских поселений,промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам,отходы производства и потребления подлежат сбору,накоплению,транспортированию,обработке,утилизации,обезвреживанию,размещению,условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.4ст.218КАС РФ в случаях,предусмотренных настоящим Кодексом,органы государственной власти,Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации,уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации,иные органы,организации и лица,а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,действий (бездействия) органов,организаций,лиц,наделенных государственными или иными публичными полномочиями,в защиту прав,свобод и законных интересов иных лиц,если полагают,что оспариваемые решения,действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,нарушают права,свободы и законные интересы граждан,организаций,иных лиц,создают препятствия к осуществлению их прав,свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено и это вытекает из материалов дела,что в ходе надзорных проверок,проведенныхДербентской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзораза исполнением экологического законодательства в деятельности администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан выявлены нарушения законодательства,регламентирующего обращение с отходами производства и потребления в части осветительных устройств,электрических ламп.
Установлено,что администрацией сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД не принимаются меры по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой в целях устранения нарушений закона,главе администрацииадминистрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестанвнесено представление.
Невыполнение перечисленных требований законодательства негативно отражается на состоянии окружающей среды,препятствует реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Судом установлено,что конкретных мер по устранению выявленных нарушений Администрацией не принято.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.
Согласно ч.3ст.46КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с ч.1ст.65КАС РФ обстоятельства,которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения,а также обстоятельства,которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения,принимаются судом в качестве фактов,не требующих дальнейшего доказывания.
Главаадминистрации СП «<адрес>» <адрес> ФИО4требования административного истца признал в полном объеме.
Суд оснований для не принятия признания административным ответчиком требований не находит,поскольку не нарушает закон или чьи-либо законные права и интересы.
При таких обстоятельствах имеются законные основания для удовлетворения административных исковых требований.
В силу ч.4ст.65КАС РФ,если обстоятельства,признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке,установленном настоящей статьей,приняты судом,они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
На основании изложенного с учетом мнения сторон и принятием решения не затрагиваются интересы третьих лиц,суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить требования административного истца кадминистрации СП «<адрес>» <адрес> о возложении обязанности по созданию места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дербентского межрайонного природоохранного прокурора- удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан обязанность в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории сельского поселения в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства,проинформировать потребителей о расположении такого места.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий М.С.Мирзаев