Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1581/2014 ~ М-1068/2014 от 25.03.2014

Дело № 2-1581/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Иваново 27 августа 2014 г.

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Н.В.,

при секретаре Котелевской Е.Н.,

с участием представителя истца Шевченко Н.Ю. – Зенина С.А.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области – Шлыковой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Н.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

установил:

Истец обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права. Иск мотивирован тем, что 17.07.2013 г. Шевченко Н.Ю. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохма и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее - УПФРФ) о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению, предусмотренной п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Решением УПФ РФ №112774/13 от 14.10.2013 г. (протокол № 356 от 14.10.2013 г.) Шевченко Н.Ю. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа (25 лет работы в сельской местности) для назначения данного вида пенсии. По мнению ответчика, специальный стаж Шевченко Н.Ю. составляет 04 года 11 месяцев 27 дней, при требуемом стаже 25 лет. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение Шевченко Н.Ю. трудовой пенсии по старости, ответчиком не были включены периоды с 01.04.1988 г. по 31.03.1998 г. работы в должности заведующей Залесским фельдшерско-акушерским пунктом центральной районной больницы Ивановского района, в том числе с 28.09.1992 г. по 17.02.1993 г. нахождение в отпуске по беременности и родам, в связи с рождением 08.12.1992 г. сына Шевченко Е.А., с 18.02.1993 г. по 20.01.1994 г. в отпуске по уходу за ребенком, с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. работы в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, расположенном в сельской местности, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод». С решением комиссии истец не согласна. Полагает, что период работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района подлежит включению в специальный стаж на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. Шевченко Н.Ю., работая заведующей ФАП, исполняла обязанности фельдшера. В данный период времени имело место неправильное наименование ее должности вместо «заведующий здравпунктом -фельдшер/медицинская сестра» было указано «заведующий здравпунктом». Поскольку Залеский ФАП центральной районной больницы Ивановского района располагался в сельской местности, то данный период работы подлежит включению в стаж в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца. Период работы должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции подлежит включению в специальный стаж на основании постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. В этой связи Шевченко Н.Ю. просила обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении (один год как один год и три месяца) периоды с 01.04.1988 г. по 17.02.1993 г., с 20.01.1994 г. по 31.03.1998 г. работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, в том числе с 28.09.1992 г. по 17.02.1993 г. нахождение в отпуске по беременности и родам, в связи с рождением 08.12.1992 г. сына Шевченко Е.А., в календарном исчислении с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. работы в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, расположенном в сельской местности, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод»; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., расходы по оплате услуг представителя 10000 руб.

В судебном заседании представитель истца требования неоднократно изменял и в окончательной редакции исковых требований просил обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении (один год как один год и три месяца) периоды с 01.04.1988 г. по 17.02.1993 г., с 21.01.1994 г. по 31.03.1998 г. работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, в том числе с 28.09.1992 г. по 17.02.1993 г. нахождение в отпуске по беременности и родам, в связи с рождением 08.12.1992 г. сына Шевченко Е.А., в календарном исчислении с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. работы в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, расположенном в сельской местности, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод»; назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., расходы по оплате услуг представителя 10000 руб.

Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Так, в частности указала, что период работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района не подлежит включению в специальный стаж, поскольку постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. из числа заведующих здравпунктом предусмотрены только заведующие фельдшерским здравпунктом – фельдшеры (медицинские сестры). В представленных для назначения пенсии документах не отражено, что работая заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, Шевченко Н.Ю. исполняла обязанности фельдшера, акушерки или медицинской сестры. Периоды работы в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, подлежали бы включению в специальный стаж при условии выполнения работы в течение полного рабочего дня, однако льготный характер работы заявителя работодатель не подтверждает, сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены без указания признака льготной работы. Период работы с 11.08.2008 г. по 15.06.2011 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод» не может быть включен в специальный стаж в связи с тем, что участки и цеха организаций не относятся к структурным подразделениям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Льготный характер работы в указанный период сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтвержден. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Представители третьих лиц ОБУЗ «Ивановская центральная районная больница», ОАО «Верхневолжскнефтепровод» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

17.07.2013 г. Шевченко Н.Ю. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению, предусмотренной п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-Ф3.

Решением № 112774/13 от 14.10.2013 г. (протокол № 356 от 14.10.2013 г.) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Шевченко Н.Ю. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 9, 10-14).

По мнению комиссии, специальный стаж Шевченко Н.Ю. составляет 4 года 11месяцев 27 дней при требуемом стаже 25 лет работы в сельской местности.

Комиссией в специальный стаж Шевченко Н.Ю. не включены, в том числе, периоды с 01.04.1988 г. по 17.02.1993 г., с 21.01.1994 г. по 31.03.1998 г. работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, в том числе с 28.09.1992 г. по 17.02.1993 г. нахождение в отпуске по беременности и родам, в связи с рождением 08.12.1992 г. сына Шевченко Е.А., с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. работы в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, расположенном в сельской местности, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод».

В соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. (далее Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст. 27 Закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г.

Так, постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения») действовало до 01.10.1983 г., постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» распространялось на период работы до 12.11.2002 г., в настоящее время с 12.11.2002 г. действует постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом установлено, что Шевченко Н.Ю. работала с 01.04.1988 г. по 31.03.1998 г. в должности заведующей Залесским фельдшерско-акушерским пунктом центральной районной больницы Ивановского района, с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, расположенном в сельской местности, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод», что подтверждается трудовой книжкой АТ-V № 2351938 от 31.03.1988г. на имя Шевченко (Поликушкиной)Н.Ю., справкой ОБУЗ «Кохомская городская больница» № 33 от 18.06.2013г., справкой ОАО «Верхневолжскнефтепровод» № 17-83-05/322 от 29.04.2013 г. (л.д. 15-18, 19, 21).

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, правом на досрочное назначение пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Согласно информационному письму Минтруда РФ от 27.09.2000 г. № 3948/1-17, Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. № 06-25/8625, при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395.

Так, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377, предусмотрены должности «Заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)» и «Заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра)»; Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. № 395, предусмотрен Фельдшерско - акушерский пункт.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрено, что в исчисление специального стажа подлежат включению периоды работы в должностях заведующих фельдшерско-акушерским пунктом – акушерок (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом – фельдшером (медицинская сестра). Согласно п/п «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа. Год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в указанный стаж как один год и три месяца.

Из пояснений истца и ее представителя следует, что Шевченко Н.Ю., работая в фельдшерско-акушерском пункте центральной районной больницы Ивановского района, выполняла обязанности фельдшера, в ее подчинении медицинских работников не было, только санитарка. Шевченко Н.Ю. осуществляла составление табелей учета рабочего времени, обеспечение ФАП медикаментами, осуществление амбулаторного приема пациентов в ФАП, обслуживание взрослых и детей на дому с введением соответствующей медицинской документации и отчетности, оказание доврачебной помощи пострадавшим, наблюдение и лечение пациентов, обратившихся за медицинской помощью без направления врача, наблюдение и лечение пациентов, находящихся на лечение на дому в соответствии с рекомендациями участкового врача, проведение процедур по назначению врача (инъекции внутримышечные и внутривенные, массаж детям в возрасте до 1 года), участие в диспансеризации пациентов, наблюдение за состоянием пациентов, находящихся в зоне риска (онкологические больные, больные с сахарным диабетом и т.д.), наблюдение детей (патронаж новорожденных, проведение профилактических прививок и т.д.), медицинское участие в жизни неблагополучных и многодетных семей (контроль за санитарным состоянием их жилья, организация питания детей), проведением мероприятий по профилактике производственного травматизма (животноводческие комплексы в деревнях), контроль над прикрепленными продовольственным магазином. Истец полагает, что имело место неправильное наименование работодателем ее должности.

Согласно диплому КТ № 597365 от 02.03.1988 г. Поликушина Н.Ю. проходила обучение в Ивановском медицинском училище по специальности «Фельдшер» (л.д. 16).

Из справок ОБУЗ «Кохомская городская больница» № 33 от 18.06.2013г. и № 697 от 29.05.2014 г., сообщения МУ «Архив Ивановского муниципального района» Ивановской области от 28.05.2014 г. № 790/Х усматривается, что Шевченко (Поликушкина) Н.Ю. была принята в должности заведующей Залесским ФАП на основании приказа о приеме на работу № 27 от 31.03.1988 г., иные документы о трудовой деятельности Шевченко Н.Ю. в указанной должности отсутствуют (л.д. 205, 208-210, 211).

Суд принимает во внимание объяснение истца Шевченко Н.Ю. о характере и условиях ее работы, должностных обязанностях в спорный период времени в Залесском ФАП центральной районной больницы Ивановского района, в силу ст. 68 ГПК Российской Федерации, являющееся доказательством по делу, которое ответчиком не опровергнуто.

Указанные доводы истца так же подтверждаются справкой ОБУЗ «Кохомская городская больница» № 33 от 18.06.2013 г., уточняющей право на досрочное назначение трудовой пенсии медицинским работникам, медицинскими картами больных.

В силу ст. 66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.

Указанное согласуется с пунктом 6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, в соответствии с которым трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.

На основании абзаца 2 пункта 6 Правил при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Пенсионным органом в рамках искового производства по данному делу не представлено каких-либо доказательств опровергающих доводы истца о выполнении ею в спорный период работы в должности заведующей обязанностей фельдшера.

При вышеуказанных обстоятельствах, а также принимая во внимание объективную невозможность истца представить все необходимые документы, подтверждающие характер и условия ее труда, суд считает, что собранных и исследованных по делу доказательств в их совокупности достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что истец в спорный период времени работала заведующей-фельдшером Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района.

Согласно справке ОБУЗ «Ивановская центральная районная больница» Буньковский фельдшерско-акушерский пункт расположен на территории сельской местности (л.д. 20).

Таким образом, период работы Шевченко Н.Ю. в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении – один год работы как один год и три месяца, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Относительно периодов нахождения Шевченко Н.Ю. в отпуске по беременности и родами суд считает необходимым отметить следующее.

В период работы с 01.04.1988 г. по 31.03.1998 г. в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района у Шевченко Н.Ю. имел место отпуск по беременности и родам в связи с рождением 08.12.1992 г. сына Шевченко Е.А., который подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении (один год как один год и три месяца).

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ Закона, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

Пункт 5 указанных правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии со ст. 11 Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Трудовым законодательством предусмотрены гарантии женщинам при предоставлении такого отпуска, как отпуск по беременности и родам. За время нахождения в отпуске по беременности и родам женщине в соответствии с Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, выплачивается пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Данный отпуск беременной женщине работодатель предоставить обязан. Основанием для его предоставления являются заявление беременной женщины и медицинское заключение. Медицинским заключением в данном случае является листок нетрудоспособности, который выдается женской консультацией либо иным медицинским учреждением по месту жительства женщины. Выдача медицинского заключения осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (п. 8.1). Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий прием.

Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам включается в стаж, который дает право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в стаж, дающий право на получение пенсии.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 08.12.1992 г. у Шевченко Н.Ю. родился сын Шевченко Е.А., в связи, с чем ШевченкоН.Ю. предоставлялся отпуск по беременности и родам с 28.09.1992 г. по 17.02.1993 г. (л.д.212).

Поскольку в указанные периоды истец состояла в трудовых отношениях с Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, расположенным в сельской местности, то суд считает правомерным льготное исчисление и данных отпусков (год за 1 год 3 месяца).

Период работы Шевченко Н.Ю. с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод» так же подлежит включению в специальный стаж истца.

Из пояснений истца и ее представителя следует, что в период работы в Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод» она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в специально оборудованном фельдшерском здравпункте, исполняла все возложенные на нее должностные обязанности, которые оставались неизменными на протяжении всего периода работы, в том числе после структурных преобразований в организации. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовым договором № 57 от 06.05.2002 г., положением о фельдшерском здравпункте, должностной инструкцией фельдшера фельдшерского здравпункта, должностной инструкцией фельдшера транспортного участка при НПС «Залесье», приказом о переводе № 721-к от 11.08.2008 г., положением о транспортном участке при НПС «Залесье», структурной схемой НПС «Залесье», штатным расписанием, соглашением об изменении определенных сторонами условий трудового договора от 11.08.2008 г., справкой ОАО «Верхневолжскнефтепровод» от 15.05.2014 г., лицензиями на осуществление медицинской деятельности, паспортом объекта (фельдшерский пункт) филиала Горьковского РНУ НПС «Залесье» (том 1 л.д. 34-36, 37-42, 43-49, 50-55, 56-61, 62, 73-78, 94-123, 124-131, 132, 133-138, 139, 149-152, 153-169, 172, 173-197, том 2 л.д. 9-24).

Представленные истцом доказательства явно свидетельствуют о том, что ШевченкоН.Ю. в период с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 10.08.2008 г. работала в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте, то есть в должности и в учреждение, которые прямо предусмотрены Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. работа осуществлялась в режиме полного рабочего дня, то есть продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующей должности.

Суд соглашается с позицией истца, его представителя в части того, что период работы истца с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка так же подлежит включению в специальный стаж, поскольку функциональные обязанности Шевченко Н.Ю., место работы, в связи со структурными преобразованиями ОАО «Верхневолжскнефтепровод» не изменились, указанные структурные преобразования производились помимо воли истца, что подтверждается так же письменной позицией третьего лица Доказательств обратного суду не представлено.

Между тем, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123 часть 3 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 г. №285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

При этом суд принимает во внимание, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Указанные обстоятельства и представленные истцом доказательства в своей взаимосвязи подтверждают доводы Шевченко Н.Ю., изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании, которые ответчиком не опровергнуты, а так же свидетельствуют о тождественности выполняемых истцом в периоды работы с 01.04.1988 г. по 17.02.1993 г., с 21.01.1994 г. по 31.03.1998 г. в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод», функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), а так же виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Руководствуясь указанными выше нормами закона и принимая во внимание правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации суд считает, что периоды работы истца с 01.04.1988 г. по 17.02.1993г., с 21.01.1994 г. по 31.03.1998 г. работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод», подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку основанием применения льготного исчисления стажа работы является вид и характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения. При этом наименование медицинского учреждения в целом, его структурного подразделения само по себе не предопределяет различие профилей учреждений и отделения, а также условий и характера профессиональной деятельности работника. Отсутствие наименования учреждения или структурного отделения учреждения здравоохранения в Списке, так же как и неправильное наименование должности при условии выполнения истцом тождественных функций, трудовых обязанностей, аналогичным структурным подразделениям предусмотренными Списком с учетом конкретных обстоятельств дела не может являться основанием для отказа во включении этого периода в специальный трудовой стаж.

Оценивая ту или иную должность, тип учреждения (отделения) на предмет включения в список должностей, учреждений, дающий право на пенсию, необходимо исходить, прежде всего, из того, что в соответствии с принципами пенсионного обеспечения досрочно назначаемые трудовые пенсии по старости должны предоставляться только в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из – за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия работы в соответствующих должностях, учреждениях на организм человека.

С учетом изложенного, характера деятельности Шевченко Н.Ю. в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод», требование истца о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов с 01.04.1988 г. по 17.02.1993 г., с 21.01.1994 г. по 31.03.1998 г. работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, в том числе с 28.09.1992 г. по 17.02.1993 г. нахождение в отпуске по беременности и родам, в связи с рождением 08.12.1992 г. сына Шевченко Е.А., в календарном исчислении с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. работы в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, расположенном в сельской местности, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод», подлежат удовлетворению.

При этом факт предоставления работодателем недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по условиям работы Шевченко Н.Ю. не свидетельствуют о том, что последняя трудовую деятельность в учреждении и должности, работа в которой засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а так же не может являться основанием для возложения ответственности на истца за неправомерные действия работодателя и как следствие ограничения прав на пенсионное обеспечение.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании регламентированы Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

По общим правилам предоставления сведений о застрахованных лицах, установленным ст. 6, 8, 9, 11, 15 Закона № 27-ФЗ, обязанность по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах в сроки, установленные ст.11 данного Закона, возложена на страхователя, то есть на работодателя.

Действующее пенсионное законодательство не ставит в зависимость право лица на получение трудовой пенсии по старости (в том числе и досрочной) от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного Фонда РФ полных и достоверных сведений о работнике.

Истолкование действующих норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на изложенных пенсионным органом основаниях не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Данный вывод согласуется и основан на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 9-П от 10.07.2007 г., согласно которой, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению в пенсионный орган сведений о периодах трудовой деятельности истца не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.

С учетом включения в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Шевченко Н.Ю. в льготном исчислении периодов с 01.04.1988 г. по 17.02.1993 г., с 21.01.1994 г. по 31.03.1998 г. работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, в том числе с 28.09.1992 г. по 17.02.1993 г. нахождение в отпуске по беременности и родам, в связи с рождением 08.12.1992 г. сына Шевченко Е.А., в календарном исчислении с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г., с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. работы в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, расположенном в сельской местности, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод», у истца ни на дату обращения в УПФ РФ, ни на дату рассмотрения дела судом, не имеется необходимого специального стажа (25 лет). Суд не может основывать решение на предположение о возникновении у истца в будущем права на пенсию и полагает, исходя из положений ст. 19 Закона, что исковое требование о назначении трудовой пении по старости удовлетворению не подлежит.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, при принятии решения об отказе Шевченко Н.Ю. в назначении трудовой пенсии по старости не имелось правовых оснований для досрочного назначения пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, предусмотренной п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Иные доводы Шевченко Н.Ю. в обосновании заявленных требований, так же как и иные доводы ответчика в обоснование своей позиции по иску, не являются основанием как для удовлетворения требований истца в полном объеме, так и для отказа в удовлетворении исковых требований Шевченко Н.Ю. в полном объеме, поскольку не опровергают доводы каждого из процессуальных оппонентов в указанной части.

Согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 200руб. (л.д. 3-4). В связи с тем, что исковые требования частично удовлетворены, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 г. № 355-0 –действующее законодательство предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя в случаях, если он признает эти расходы чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела. Размер расходов на оплату услуг адвоката, определяется судом в разумных пределах.

По смыслу названной нормы разумные пределы расходов являются оценочным понятием. Критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел законом не предусматриваются. Размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, квалификации представителя, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов и обстоятельств дела. При этом процессуальное законодательство не ограничивает права суда на оценку представленных сторонами доказательств в рамках требований о возмещении судебных издержек в соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 22.03.2011 г. № 361-О-О обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и, тем самым, на реализацию требования ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Судом установлено, что в целях получения юридической помощи Шевченко Н.Ю. заключила соглашение с адвокатом ИГКА № 1 Зениным С.А.

Согласно квитанциям от 27.11.2013 г. № 000506, от 20.02.2014 г. № 000670 ШевченкоН.Ю. за юридические услуги оплачено в общем 10000 руб. (л.д. 23, 24).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь принципом разумности и соразмерности, соблюдая баланс между правами лиц, участвующих в деле, приняв во внимание обстоятельства спора, степень его сложности, объем выполненных представителями работ по заключенному сторонами соглашению, временных затрат представителя истца, количество судебных заседаний, в которых непосредственное участие осуществлял представитель, соотношение судебных расходов с объемом защищаемого права, заявление со стороны заинтересованного лица о чрезмерности заявленных ко взысканию судебных расходов, с учетом разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Шевченко Н.Ю. судебные издержки на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шевченко Н.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Шевченко Н.Ю. периоды:

в льготном исчислении (один год как один год и три месяца):

с 01.04.1988 г. по 17.02.1993 г.,

с 21.01.1994 г. по 31.03.1998 г. – работы в должности заведующей Залесским ФАП центральной районной больницы Ивановского района, в том числе с 28.09.1992 г. по 17.02.1993 г. нахождение в отпуске по беременности и родам, в связи с рождением 08.12.1992 г. сына Шевченко Е.А.,

в календарном исчислении:

с 06.05.2002 г. по 20.06.2002 г.,

с 01.01.2003 г. по 15.06.2011 г. – работы в должности фельдшера в фельдшерском здравпункте нефтеперекачивающей станции, расположенном в сельской местности, с 11.08.2008 г. в должности фельдшера транспортного участка при нефтеперекачивающей станции «Залесье» цеха технологического транспорта и специальной техники Горьковского районного нефтепроводного управления ОАО «Верхневолжскнефтепровод».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Шевченко Н.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., расходы по оплате услуг представителя 5000 руб.

В удовлетворении исковых требований Шевченко Н.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иваново, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о досрочном назначение трудовой пенсии по старости – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 1 месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 01.09.2014 г.

2-1581/2014 ~ М-1068/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шевченко Наталья Юрьевна
Ответчики
УПФР
Другие
ОБУЗ "Кохомская городская больница"
ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" ОАО "Верхневолжскнефтепровод"
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Земскова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
frunzensky--iwn.sudrf.ru
25.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2014Передача материалов судье
28.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2014Предварительное судебное заседание
07.05.2014Судебное заседание
03.06.2014Судебное заседание
23.06.2014Судебное заседание
02.07.2014Судебное заседание
20.08.2014Судебное заседание
27.08.2014Судебное заседание
01.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2014Дело оформлено
18.11.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее