Дело № 2-494/2023
УИД №23RS0017-01-2023-000598-45
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ст. Кавказская 21 июня 2023 г.
Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Жеребор С.А.,
при секретаре Николенко О.П.,
с участием пом. прокурора Щедриной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кавказского района к администрации Привольного сельского поселения Кавказского района об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
у с т а н о в и л:
Истец, согласно поданного искового заявления указывает на то, что прокуратурой Кавказского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации Привольного сельского поселения Краснодарского края. Проверкой выявлен факт захламления территории Привольного сельского поселения отходами производства и потребления. Проведённым обследованием участка местности имеющего координаты N 45.562690 Е 40.476981, расположенном вдоль автомобильной дороги по направлению к х. Внуковскому, выявлено место несанкционированного складирования отходов производства и потребления в виде полиэтилена, пластика и т.п.. Проведённым обследованием участка местности имеющего координаты N 45.566510 Е 40.488551, расположенном вдоль ул. Заречной х. Внуковского, выявлено место несанкционированного складирования отходов производства и потребления в виде полиэтилена, пластика, строительного мусора и т.п.. Указанное стало возможно вследствие недобросовестного исполнения должностными лицами органа местного самоуправления своих служебных обязанностей, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения. Данными обстоятельствами нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную и комфортную среду жизнедеятельности, что является основанием для предъявления прокурором искового заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В связи с чем, прокурор Кавказского района просит суд признать нарушенным право неопределённого круга лиц и возложить на администрацию Привольного сельского поселения Кавказского района обязанность принять меры к ликвидации выявленных стихийных свалок твердых коммунальных отходов на территории Привольного сельского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Щедрина М.Ю. заявленные исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивает.
Представитель ответчика администрации Привольного сельского поселения Кавказского района, в суд не явился, причина не явки не известна, о времени и месте рассмотрения дела администрация уведомлена надлежащим образом. Судом, на основании ст.167 ГПК РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, исследовав предоставленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», одними из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества.
Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Аналогичные нормы и требования закреплены в ст. 5 Закона Краснодарского края от 13.03.2000 г. № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» регламентировано, что хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) является негативным воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (ст. 51).
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» так же закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Поскольку, экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодательно предусмотрено взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
Перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом обязанностей.
Судом установлено, что на территории муниципального образования Кавказский район действует один объект размещения твёрдых коммунальных отходов (ТКО), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:44:101001:135, площадью 19872 кв.м., по адресу: Кавказский район, г, Кропоткин, ул. 2-я Техническая, 3, категория земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования - «специальная деятельность (при условии соблюдения санитарных норм)», принадлежащий на праве аренды ООО «Саночистка», имеющему соответствующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности в части сбора, транспортирования, размещения (хранения).
Данный объект размещения ТКО приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.10.2018 г. № 449 включён в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), а также в Территориальную схему по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края, утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.09.2016 г. №747.
Вместе с тем, на территории Привольного сельского поселения:
- на участке местности имеющего координаты N 45.562690 Е 40.476981, расположенном вдоль автомобильной дороги по направлению к х. Внуковскому Привольного сельского поселения, было выявлено место несанкционированного складирования отходов производства и потребления в виде полиэтилена, пластика и т.п.;
- на участке местности имеющего координаты N 45.566510 Е 40.488551, расположенном вдоль ул. Заречной х. Внуковского Привольного сельского поселения, было выявлено место несанкционированного складирования отходов производства и потребления в виде полиэтилена, пластика, строительного мусора и т.п..
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга лиц - граждан, проживающих и пребывающих на территории Привольного сельского поселения Кавказского района, на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность и является основанием для возложения обязанности на администрацию Привольного сельского поселения Кавказского района устранения выявленных нарушений.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать нарушенным право неопределенного круга лиц - граждан, проживающих и пребывающих на территории Привольного сельского поселения Кавказского района Краснодарского края, на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
Возложить на администрацию Привольного сельского поселения Кавказского района Краснодарского края обязанность:
- устранить несанкционированную свалку отходов производства и потребления на участке местности имеющем координаты N 45.562690 Е 40.476981, расположенном вдоль автомобильной дороги по направлению к х. Внуковскому Привольного сельского поселения;
- устранить несанкционированную свалку отходов производства и потребления на участке местности имеющем координаты N 45.566510 Е 40.488551, расположенном вдоль ул. Заречной х. Внуковского Привольного сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Кавказский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 21.06.2023 г.
Судья: Жеребор С.А.