Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-905/2024 (2-6839/2023;) ~ М-5885/2023 от 25.10.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2024 года г.о. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> к ООО «Юпитер» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> обратилось в суд с иском к ООО «Юпитер» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений санитарного законодательств. В обоснование исковых требований указано, что согласно Акта проведения контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Юпитер». ДД.ММ.ГГГГ участником оборота товаров ООО «Юникосметик» была осуществлена эмиссия, нанесение кода с вводом в оборот (маркировка остатков) товара (парфюмерная вода ESTEL ALPHA HOMME WHITE EDITION pour home. Произведен в РФ, код товара ) с присвоенным кодом идентификации . ДД.ММ.ГГГГ в 09:10 товар был выведен из оборота ООО «Юпитер», по адресу: <адрес>, влд. 36В по причине розничной торговли, чек реализации 48, товар стоимостью 500 рублей. При этом ДД.ММ.ГГГГ установлен факт повторной продажи ООО «Юпитер», (чек\реализации ) ранее выведенного из оборота товара с кодом идентификации , а именно, парфюмерная вода ESTEL ALPHA HOMME WHITE EDITION pour home, товар , стоимостью 500 рублей. Данные обстоятельство указывает на возможную реализацию товара без маркировки средствами идентификации на потребительской упаковке, или на товарах легкой промышленности, или ярлыке, или этикетке товаров легкой промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации или произведенных на территории Российской Федерации (так как код идентификации был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ в 09:10 по причине розничной торговли - (№ отклонения - ). Данные факты указывают на признаки нарушения п.3 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» и Перечня отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018г. -Р.    ^ По результатам вышеуказанного Акта проведения контрольно-(надзорного) мероприятия без взаимодействия Территориальным отделом Управления было объявлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством требований, в части недопущения реализации товаров без маркировки средствами идентификации. Процессуальные документы (Акт проведения контрольно-(надзорного) мероприятия без взаимодействия и Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований) получены хозяйствующим субъектом ООО «Юпитер» (ИНН ) по официальному адресу регистрации: 443020, <адрес> оф. 21. На момент составления искового заявления в адрес Территориального отдела Управления не поступало от хозяйствующего субъекта возражений на выданные Предостережения или информации об исполнении соблюдений предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

Просит признать незаконными действия хозяйствующего субъекта осуществляющего деятельность на потребительском рынке ООО «Юпитер» ИНН 6382093358 в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в части требований к маркировке групп товаров подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а именно действия/бездействия по реализации товаров немаркированных средствами идентификации: реализации товаров с использованием одного и того же кода идентификации (неоднократное копирование) и/или по повторной реализации (продажи) одного и того же экземпляра товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот;

возложить на хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность на потребительском рынке ООО «Юпитер» ИНН обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований Действующего законодательства Российской Федерации в части требований к маркировке групп товаров подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а именно действия/бездействия по реализации товаров немаркированных средствами идентификации: реализации товаров с использованием одного и того же кода идентификации (неоднократное копирование) и/или по повторной реализации (продажи) одного и того же экземпляра товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот; Обязать хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность на потребительском рынке ООО «Юпитер» ИНН 6382093358 в десятидневный срок с момента принятия судом решения об удовлетворении настоящего иска и вступления его в законную силу довести его до сведения неопределенного круга потребителей через средства массовой информации и сообщить Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти о данной публикации.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Юпитер» в судебное заседание не явился, представил возражения, из которых следует, что в связи с нарушением правил работы на контрольно-кассовой технике ФИО3, что в последствии привело к объявлению предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Роспотребнадзором и принимая во внимание серьезность допущенного нарушения, наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей. На складе и розничных торговых точках поведена инвентаризация духов и туалетной воды, с целью документального подтверждения их наличия, сохранности и правильности хранения, состояния и оценки. Проведена верификация марок честный знак, нанесенных на духи и туалетную воду, а также сверка их остатком с данными в личном кабинете ГИС МТ «Честный знак» со статусом «в обороте». Техническими специалистами ООО «Юпитер» разработано, дополнение к учетной системе 1С: Управление торговлей и складом, которое поможет предотвратить повторную реализацию (продажу) маркированного товара. Для продавцов составлены подробные регламенты по работе с контрольно-кассовой техникой, а также инструкции по продаже товаров, маркируемых маркой «Честный знак», а именно: духов и туалетной воды. Ежемесячно проводится инвентаризация духов и туалетной воды и верификация нанесенных на них марок «Честный знак», а также сверяется их остаток с данными в личном кабинете ГИС МТ «Честный знак» со статусом «в обороте».

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения защиты прав потреби гелей и потребительского рынка, в соответствии с п.п.1,3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №322.

С учетом ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004г. № 154 федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с п.1 Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации № 308 от 24.04.2006 г. «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

На территории Самарской области служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Самарской области.

В соответствии с п.8.4.6. Типового положения об Управлении Роспотребнадзора, Управление имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга потребителей.

Согласно п.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с абз.7 п.2 ст. 40 Закона государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают: обращение в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.

На основании вышеизложенного, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Тольятти является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и вправе подавать иски в защиту неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.

Таким образом маркировка средствами идентификации призвана подтвердить законность нахождения товаров в обороте, то есть соответствие товара всем предъявляемым к нему требованиями, в том числе к качеству и информации.

Маркировке средствами идентификации подлежат включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также товары, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены правила маркировки средствами идентификации (п. 12 ст. 2 Закона № 381-ФЗ).

Перечень принят Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» (далее - Перечень №792-Р).

В данный Перечень №792-Р включены, в том числе:

1. Обувные товары (кроме продуктов труда ремесленников, определяемых законодательством субъектов РФ):

-Обувные товары (п. 9).

2. Товары легкой промышленности (кроме продуктов труда ремесленников, определяемых законодательством субъектов РФ):

- Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из нату ральной или композиционной кожи (п. 4):

- Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек (п. 5):

- Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналог ичные изделия мужские или для мальчиков (гг 6);

- Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек (п. 7);

- Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное (п. 8);

3. Парфюмерная продукция:

- Духи и туалетная вода (п. 2).

4. Табачная, никотинсодержащая и безникотиновая продукция: (все виды табачной продукции, подл ежа щей маркировке):

- Сигареты и папиросы (п. 1):

- Сигары, сигары с обрезанными концами (черуты), сигариллы (сигары тонкие), биди, крегек. табак курительный, трубочный табак, табак для кальяна, табак жевательный, табак нюхательный (п. 1 (1)):

- Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания (п.1 (2));

- Курительные смеси для кальяна, не содержащие табак (п. 1(3));

- Жидкости для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновые, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразовою использования (п. 1 (4));

5. Фототовары:

- Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки (п.10).

6. Шины и покрышки:

- Шины и покрышки пневматические резиновые новые (п.3).    

К каждой из этих групп товаров отнесены определенные правила маркировки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации, так:

- Обувные товары - Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019г. ;

- Товары легкой промышленности - Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. ;

- Парфюмерная продукция - Правила маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. ;

- Табачная, никотинсодержащая и безникотиновая продукция - Правила маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2019г. ;

- Фототовары - Правила маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп- вспышек средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении фототоваров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. ;

- Шины и покрышки - Правила маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. .

В п. 13 ст. 2 Закона № 381-ФЗ определены понятия:

- «средство идентификации» - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, или записанный на радиочастотную метку, или представленный с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации.

- «код маркировки» - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки (п. 14);

-«код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара (п. 15);

- «код проверки» - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки (п. 16).

В силу п.п. 4, 5 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019г. (далее - Правила ) маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.

В целях формирования средств идентификации оператор предоставляет участникам оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, коды маркировки на основании заявок на получение кодов маркировки от таких участников оборота товаров. Указанные заявки направляются участником оборота товаров оператору с использованием устройств регистрации эмиссии.

Следовательно, товары включенные в Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации должны реализовываться хозяйствующими субъектами только при наличии маркировки средствами идентификации. Нахождение в обороте товаров в отсутствие средств идентификации незаконно.

Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров. То есть каждый товар, маркированный средствами идентификации, имеет свой уникальный DataMatrix код.

Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ «Честный Знак»), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ст. 20.1 Закона № 381-ФЗ).

Координатором создания и функционирования информационной системы мониторинга является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.

Оператор информационной системы мониторинга определяется Правительством Российской Федерации.

Оператор информационной системы мониторинга централизованно обеспечивает формирование (генерацию) кода проверки с использованием технических средств формирования кода проверки.

Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга.

Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, является информацией ограниченного доступа.

Доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, обеспечивается оператором информационной системы мониторинга в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.7 Правил обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. № 1955 потребителям товаров обеспечивается доступ к информации, отнесенной Правительством Российской Федерации к общедоступной информации. К общедоступной информации относится в том числе иная информация о товарах, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, которая указана на упаковке таких товаров, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей (Перечень, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. № 1955).

Потребителям доступ к информации возможен посредством мобильного приложения «Честный знак», которое позволяет зарегистрированным в нем потребителям получать необходимую информацию о товаре посредством сканирования маркировки.

В целях обеспечения осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзору обеспечивается доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга (п. 16 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019г. № 1955 «Об обеспечении доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»).

Информационный сервис, предоставляемый Оператором Роспотребнадзору дает функциональные возможности:

- установка на мобильное устройство приложения «Честный знак ГОС»;

- сканирование Data Matrix. Предназначено для быстрого перехода к карточке товара путём считывания Data Matrix с помощью камеры мобильного устройства;

- проверка подлинности кода идентификации товара;

- сохранение истории сканирования;

- просмотр истории движения маркированного товара и документов, сопровождающих движение;

- получение информации о товаре и его описании, получение сведений о коде идентификации, движении товара и документах, сопровождающих оборот товара и др.

Согласно п.5, 16 ст.20.1 Закона № 381-ФЗ участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (далее - ПП №515) настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга (п. 1 ПП №515)

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 ПП № 515).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 ПП№ 515).

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п.26 ПП № 515).

Исходя из п.2 Правил № 515:

- «вывод товаров из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товаров, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара;

- «код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

В соответствии с п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и ст.74 Федерального закона от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании Приказа Управления Роспотребнадзора по Самарской области «Об организации работы по контролю соблюдения требо к маркировке отдельных товаров средствами идентификации» от 25.08.2022г. № 238, вынесенного руководителем Управления, содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия было проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru по результатам которого было установлено возможное причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 09:40 часов, по адресу <адрес> в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, предусмотренных, в том числе Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019г. «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» и Перечня отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018г. -Р, было установлено следующее:

Согласно Акта проведения контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Юпитер».

ДД.ММ.ГГГГ участником оборота товаров ООО «Юникосметик» (ИНН ) была осуществлена эмиссия, нанесение кода с вводом в оборот (маркировка остатков) товара (парфюмерная вода . Произведен в РФ, Код товара ) с присвоенным кодом идентификации

YD.

ДД.ММ.ГГГГ в 09:10 товар был выведен из оборота ООО «Юпитер» (ИНН ), по адресу: <адрес>, <адрес> по причине розничной торговли, чек реализации , товар стоимостью 500 рублей.

При этом ДД.ММ.ГГГГ установлен факт повторной продажи ООО «Юпитер» (ИНН ), (чек\ реализации ) ранее выведенного из оборота товара с кодом идентификации , а именно, парфюмерная вода ESTEL ALPHA HOMME WHITE EDITION pour home, товар , стоимостью 500 рублей.

Указанное обстоятельство свидетельствует на возможную реализацию товара без маркировки средствами идентификации на потребительской упаковке, или на товарах легкой промышленности, или ярлыке, или этикетке товаров легкой промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации или произведенных на территории Российской Федерации (так как код идентификации был выведен из оборота ДД.ММ.ГГГГ в 09:10 по причине розничной торговли - (№ отклонения - ).

Под охраняемым законом ценностями, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» понимаются Обязательные требования, которые устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей.

Данные факты указывают на признаки нарушения п.3 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. № 1956 и п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» и Перечня отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018г. №792-Р.    

По результатам вышеуказанного Акта проведения контрольно-(надзорного) мероприятия без взаимодействия Территориальным отделом Управления было объявлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством требований, в части недопущения реализации товаров без маркировки средствами идентификации.

Процессуальные документы (Акт проведения контрольно-(надзорного) мероприятия без взаимодействия и Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований) получены хозяйствующим субъектом ООО «Юпитер» (ИНН 6382093358) по официальному адресу регистрации: 443020, <адрес>

Из искового заявления следует, что в адрес Территориального отдела Управления не поступало от хозяйствующего субъекта возражений на выданные Предостережения или информации об исполнении соблюдений предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».

Фактически, в действиях хозяйствующего субъекта ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения.

Данная информация была проанализированная посредствам наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru на основании Приказа Управления Роспотребнадзора по <адрес> «Об организации работы по контролю соблюдения требований к маркировке отдельных товаров средствами идентификации» от 12.01.2023г. № 6.

Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на возможную повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении выразившемся в невнесении информации о возврате товара, так и об неоднократном копировании кодов идентификации, т.е. реализации немаркированного товара, что является нарушением действующего законодательства.

Вместе с тем, учитывая установленные вышеизложенные факты, хозяйствующий субъект также нарушает права потребителей на качество и безопасность товара, и право на информацию.

Право потребителей на качество определено ст. 4 Закона № 2300-1, согласно которой продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При этом в п.5 ст. 4 Закона №2300-1 указано, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Право на информацию закреплено в ст. 10 Закона 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона №2300-1 за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.

Таким образом, в описанном случае можно считать, что средства идентификации Data matrix на товарах не проходят проверку посредством сканирования (отсутствие достоверной маркировки Data matrix на товаре), следовательно, хозяйствующим субъектом не соблюдены обязательные требования к маркировки товаров, что нарушает права неопределенного круга потребителей на информацию о так как потребители лишены возможности получить полную и достоверную информацию о товарах.

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правила ).

Действия ООО «Юпитер» ИНН образуют составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.8,    15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2020г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (с учетом вступивших в силу 17.03.2023г. изменений в части организации и проведения государственного и муниципального контроля согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2023г. №372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации») в 2022-2030 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (при условии согласования с прокуратурой).

Следовательно, Постановлением Правительства возложен мораторий на проведение контрольно - (надзорных) мероприятий и привлечения контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Однако, учитывая вышеизложенное, в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020г. № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», профилактические меры, направленные на снижение риска причинения вреда (ущерба), приоритетны по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий (ч. 1 ст. 8 Закона № 248-ФЗ).

Одним из видов профилактических мероприятий является объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Согласно ст. 45 Закона №248 одним из видов профилактических мероприятий является объявление предостережения.

В связи с чем, руководствуясь п.2 ст.60 Закона № 248-ФЗ хозяйствующему субъекту осуществляющему торговую деятельность были объявлены Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Таким образом, установлено, что данный хозяйствующий субъект допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере. Также, установлено, что хозяйствующий субъект имел все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и устранения допущенных нарушений.

Таким образом, вышеперечисленные нарушения допущены по причине ненадлежащего контроля соблюдения санитарного законодательства со стороны ответчика, а также бездействия.

Имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер, и их фактическое невыполнение может повлечь за собой причинение вреда здоровью населения.

Между тем, согласно возражений ответчика, что в связи с нарушением правил работы на контрольно-кассовой технике ФИО3, что в последствии привело к объявлению предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Роспотребнадзором и принимая во внимание серьезность допущенного нарушения, наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей. На складе и розничных торговых точках поведена инвентаризация духов и туалетной воды, с целью документального подтверждения их наличия, сохранности и правильности хранения, состояния и оценки. Проведена верификация марок честный знак, нанесенных на духи и туалетную воду, а также сверка их остатком с данными в личном кабинете ГИС МТ «Честный знак» со статусом «в обороте». Техническими специалистами ООО «Юпитер» разработано, дополнение к учетной системе 1С: Управление торговлей и складом, которое поможет предотвратить повторную реализацию (продажу) маркированного товара. Для продавцов составлены подробные регламенты по работе с контрольно-кассовой техникой, а также инструкции по продаже товаров, маркируемых маркой «Честный знак», а именно: духов и туалетной воды. Ежемесячно проводится инвентаризация духов и туалетной воды и верификация нанесенных на них марок «Честный знак», а также сверяется их остаток с данными в личном кабинете ГИС МТ «Честный знак» со статусом «в обороте».

Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности прекратить противоправные действия не подлежат удовлетворению, поскольку указанное требование было исполнено ответчиком ООО «Юпитер».

По мнению суда, должны быть удовлетворены требования истца о возложении на ответчика обязанности довести до сведения потребителей решение суда по данному делу, поскольку это прямо предусмотрено ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Между тем, указанная норма императивна лишь в части, предусматривающей обязанность правонарушителя довести решение суда до сведения потребителей, и не является таковой относительно способа доведения.

Суд считает возможным обязать ответчика довести в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации либо иным способом резолютивную часть решения суда, не ограничивая ответчика каким-то конкретным изданием, либо сайтом.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования об обязании ответчика уведомить истца о совершении исполнения публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения), поскольку такое действие не предусмотрено действующим законодательством о защите прав потребителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия хозяйствующего субъекта осуществляющего деятельность на потребительском рынке ООО «Юпитер» (ИНН ) в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в части требований к маркировке групп товаров подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе к маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а именно действия/бездействия по реализации товаров немаркированных средствами идентификации: реализации товаров с использованием одного и того же кода идентификации (неоднократное копирование) и/или по повторной реализации (продажи) одного и того же экземпляра товара ранее выведенного из оборота без его возврата в оборот.

Обязать ООО «Юпитер» (ИНН ) довести в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей резолютивную часть решения суда.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: А.В. Сураева

2-905/2024 (2-6839/2023;) ~ М-5885/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Тольятти
Ответчики
ООО "Юпитер"
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сураева А.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
25.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023Подготовка дела (собеседование)
01.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.01.2024Предварительное судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее