№ 5-426/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 сентября 2022 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.,
при секретаре Авериной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении:
Тарасьева В.В. , <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Тарасьев В.В., являясь индивидуальным предпринимателем и арендатором помещения, расположенного по адресу: <адрес> в нарушении требований ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 88 ФЗ «Об отходах производства и потребления», не заключил договор на оказание услуг по вывозу отходов IV-V класса опасности, осуществлял деятельность по реализации мебели.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Тарасьев В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Обратился к суду с письменным заявлением, в котором вину признал в полном объеме. При назначении наказания просил учесть его тяжелое материальное положение и назначить ему наказания в виде приостановления деятельности.
Представитель ООО «Природа» в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ суд постановил рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также Закон об отходах).
Согласно статье 1 Закона об отходах отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе иного соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктами 10 и 15 "Правил обращения с коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 предусмотрено складирование твердых коммунальных отходов следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Пунктом 4 названного Порядка предусмотрено, что учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту HBOC, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме (п. 11).
В соответствии с п. 15 данного Порядка N 1028 индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Частью 4 статьи 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Протоколу № подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Природа» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТГКО на территории Оренбургской области.
Из рапорта УУП ОМВД России по Новоорскому району от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть ОМВД России по новорскому району поступило заявление от представителя ООО «Природа» о том, что ввиду отсутствия договорных отношений на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором ООО «Природа» и ИП В.В. Тарасьевым, просят привлечь Тарасьева В.В, к административной ответственности.
Из объяснений Тарасьева В.В. следует, что он является индивидуальным предпринимателем, является арендатором помещения, расположенного по адресу: <адрес>. До настоящего времени договор с ООО «Природа» по утилизации мусора не заключил, так как торгует мебелью и мусора у него нет.
Из заявления ООО «Природа» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что индивидуальный предприниматель Тарасьев В.В. осуществляет предпринимательскую деятельность, договор с региональным оператором ООО «Природа» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключен, в связи с чем просят привлечь его к административной ответственности.
Согласно выписке из ЕГРИП Тарасьев В.В. является индивидуальным предпринимателем (№).
Его основной вид деятельности: производство пластмассовый изделий, используемых в строительстве, дополнительные виду деятельности: торговля оптовая бытовой мебелью, офисной мебелью, торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах.
Наличие статуса юридического лица (индивидуального предпринимателя), который предполагает осуществление соответствующей хозяйственной деятельности и наличие объектов недвижимости, в которых осуществляется данная деятельность, предполагает наличие ТКО в результате осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, ответчик является собственником твердых коммунальных отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из протокола следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Тарасьев В.В., являясь индивидуальным предпринимателем и арендатором помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нарушении требований ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 88 ФЗ «Об отходах производства и потребления», не заключила договор на оказание услуг по вывозу отходов IV-V класса опасности, осуществлял деятельность по реализации мебели.
Копия протокола вручена Тарасьеву В.В, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его собственноручной подписью.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Согласно п. 5 ст. 24.7. указанного федерального закона договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
На основании п. 8.17 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641» региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения (которое было заключено с уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и региональным оператором по обращению с ТКО об организации деятельности в области обращения с ТКО 28.04.2018 года) извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами было размещено на сайте в сети интернет по адресу: http://ргiroda-огеnbuгg.ru/ (В настоящее время адрес сайта - http://priroda56.ru) и опубликовано в газете «Оренбуржье» (АПО «Редакция газеты «Оренбуржье») от 28.12.2018 г. выпуск №121 (5818) страницы 8-12.
Согласно абз. 3 п. 8.17 Постановления № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, указанные в вышеназванном Постановлении Правительства Российской Федерации.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте.
В соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Единый тариф на услугу регионального оператора установлен Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 240-т/о от 20.12.2018 года, № 57-т/о от 20.06.2019 года, № 147-т/о от 30.09.2019 года, № 13-т/0 от 29.01.2020 года, № 67-т/о от 29.06.2020 года.
Норматив накопления ТКО для объектов общественного назначения на территории Оренбургской области установлен Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 28-п от 08.05.2018 года.
Согласно п. 9 Постановления № 1156 Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу п. 15 Постановления № 1156 Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с нормами действующего законодательства, ответчик как потребитель, лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
По смыслу положений Правил обращения с ТКО при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
ООО «Природа» осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 06.12.2019 года № 606.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
При этом к твердым коммунальным отходам (ТКО) относятся в числе прочих отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона об отходах).
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» установлен порядок заключения договоров между «потребителем» - собственником твердых коммунальных отходов или уполномоченным им лицом и региональным оператором. Инициативу в заключении договора могут проявить как потребитель, так и региональный оператор.
В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов (физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Согласно пп. «г» ч. 1 ст. 3 и абз. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 6.1.1 соглашения и п. 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156) региональный оператор предлагает заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях прилагаемого типового договора всем потребителям (физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям), находящимся на территории Оренбургской области.
Согласно п. 8.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо его законного представителя в письменной форме на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО, либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 3 Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенным договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Таким образом, ответчик, как потребитель, лишен возможности распоряжаться с ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Приказом от 08.05.2018 № 28-н Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения на территории Оренбургской области.
Приказом от 20.06.2019 № 57-т/о Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов внесены изменения в приказ от 20.12.2018 № 240-т/о.
Тарасьев В.В. по виду экономической деятельности относится к категории потребитель.
Таким образом, индивидуальный предприниматель Тарасьев В.В. допустил нарушение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, утилизации отходов производства и потребления. Его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Определяя вид и меру наказания, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых нарушений.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственности для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Исходя из фактических обстоятельств дела, материального и семейного положения виновного лица, наличие на иждивении малолетних детей, суд считает целесообразным назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности.
К смягчающим наказание обстоятельствам суд относит признание вины, поведение Тарасьева В.В. после обнаружения правонарушения. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Природа» и Тарасьевым В.В. заключен договор №.
Отягчающих обстоятельств по материалам дела не установлено.
С учетом характера выявленных нарушений, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности магазина сроком на 1 (одни) сутки.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.11, 30.1-30.3 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
Признать Тарасьева В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности магазина, расположенного по адресу: <адрес> на срок 1 (одни) сутки.
Обеспечить исполнение постановления суда, исключив доступ в магазин посторонних лиц.
Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Новоорский районный суд.
Судья: подпись. О.Б. Квиринг