Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-410/2021 ~ М-429/2021 от 17.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                          г.<адрес>

Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе председательствующего судьи Матвеевой Ж.Ю.

при помощнике судьи ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского поселения Игрим, администрации <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку

Установил:

    ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Игрим, администрации <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку – объект недвижимого имущества, склад, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды истцу предоставлен земельный участок под строительство склада. Договор зарегистрирован в Березовском отделе ФИО2 по ХМАО-Юре. При строительстве объекта недвижимости разрешительные документы истцом получены не были. Возведенное складское помещение обладает признаками самовольной постройки, которая не нарушает права и интересы других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При обращении в администрацию <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, истец получила отказ, поскольку складское помещение уже было построено. Иным путем, кроме обращения в суд, истец лишена возможности признать право собственности на самовольную постройку.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебное заседание ФИО4, действующая по доверенности, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, на исковых требованиях настаивает.

ФИО2 администрации городского поселения Игрим в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия ФИО2. В отзыве и.о. главы городского поселения Игрим ФИО5 указал, возражений со стороны арендодателя по пользованию земельным участком после истечения срока договора аренды земельного участка отсутствуют. Складское помещение, расположенное по адресу: пгт. Игрим <адрес> соответствует градостроительным регламентам, не нарушает права смежных землепользователей.

ФИО2 администрации <адрес>, действующая по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без участия ФИО2 администрации <адрес>, представила отзыв на иск, согласно которому администрация <адрес> считает, что удовлетворение исковых требований возможно в случае предоставления истцом надлежащих доказательств (строительно-технической экспертизы) в обоснование своих доводов и установления в ходе разбирательства по делу, что спорный объект соответствует установленным требованиям, а сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.111-113).

ФИО2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре просил рассмотреть дело без участия ФИО2, принять решение на усмотрение суда. Согласно актуальных сведений Единого государственного реестра недвижимости здание, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, на государственном кадастровом учете не состоит, прав собственности не зарегистрировано (л.д.63).

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Принимая во внимание представленные материалы дела, доводы сторон, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор аренды (временного пользования) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым истцу из земель населенных пунктов предоставлен земельный участок площадью 90,0 кв.м. с кадастровым , расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, для строительства складского помещения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-17).

По актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, на государственном кадастровом учете не состоит, прав собственности не зарегистрировано (л.д.63).

<адрес>, администрацией городского поселения Игрим на основании отсутствия документов, предусмотренных ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, ФИО1 отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.13,18).

Согласно техническому паспорту на нежилое помещение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объект, расположенный по по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, используется по назначению, имеет общую площадь 52,3 кв.м. (л.д.20-39).

Согласно схеме отображающей расположение объектов на земельном участке с кадастровым номером 86:05:0324054:39, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, кадастровым инженером установлено, что при проведении полевых работ выявлено, что строение 7/1, находится в пределах земельного участка площадью 90,0 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства складского помещения. Расстояние до ближайшего многоквартирного дома составляет 14,85 м. Пожарные нормы соблюдены (л.д.47).

По результатам строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ подготовленной Бюро технической инвентаризации проектирования и кадастровых работ, склад, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, состоит из одного помещения, общей площадью 52,3 кв.м., соответствует основным требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и соответствует нормам противопожарной безопасности и нормам СНиП – предъявляемым к объектам данной категории. Склад выполнен на фундаменте (опилобетон) и крепко связан с землей. Склад стоит на земельном участке с соблюдением правил пожарной безопасности и соответствует всем строительным нормам и правилам, строительство выполнено с соблюдением санитарных норм, не нарушает охраняемые законом права и интересы владельцев соседних домовладений и пользователей соседних земельных участков, не создает угрозу жизни и здоровья людей. (л.д.67-102).

Доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения материалы дела не содержат, стороной ответчиков и третьих лиц не представлены.

Суд приходит к выводу, что имеются основания для принятия в качестве допустимого доказательства экспертное заключение, которое в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержат подробное описание проведенных исследований, сделанных в их результате выводов и научно обоснованный ответы на поставленные вопросы. Заключение основано на фактическом обследовании спорного объекта недвижимости соответствующим Специалистом, имеющим высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», а также ведение профессиональной деятельности в сфере судебной строительно-технической и стоимостной экспертизы объектов недвижимости.

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Застройка земельного участка, строительство, реконструкция здания, строения и сооружения, благоустройство территории осуществляется лишь при наличии разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических лиц, юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации (ст. 62 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно положениям части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные ФИО2 организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного ФИО2, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.

Судом установлено, что в ходе рассмотрения настоящего дела истец ФИО1 представила доказательства, как того требуют ст. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=A9AC0E9B285CF8A1ACF6599446F24B1D20BAA51F174D5F408F05E2D7F3A6B9AAEAB87CA76C3BD1C4CC536EBA3FCD9250CCE9A193E5E2FEE7o7U7G 56 ГПК РФ.

Применительно к настоящему делу, в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что при возведении объекта недвижимости истцом допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, объект недвижимости создает угрозу жизни и здоровью граждан, а равно, что спорное строение нарушает права и законные интересы иных лиц.

Ответчиками не предпринимались какие-либо контрольно-административные меры, направленные на пресечение строительства складского помещения на отведенной истцу территории, требования о сносе самовольной постройки ФИО1 не предъявлялось.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом того, что отсутствие разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку, учитывая, что ФИО1 построено нежилое здание – склад по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, на отведенном для этих целей земельном участке, с разрешенным использованием для строительства складского помещения, не допустив существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при строительстве здания, не нарушая прав и законных интересов других лиц, не создавая угрозу жизни и здоровью граждан, а также то, что объект находится отдельно от иных объектов недвижимости, истец предпринимал меры к получению разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, требования о сносе самовольной постройки к истцу не предъявлялось, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 к администрации городского поселения Игрим, администрации <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку - удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на нежилое здание - склад, общей площадью 52,3 кв.м, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, пгт. Игрим, <адрес>.

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности ФИО1 на нежилое здание – склад, общей площадью 52,3 кв.м., расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <адрес>, пгт. Игрим, <адрес>, в Березовском отделе ФИО2 федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд <адрес> – Югры, через Березовский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья Березовского районного суда Ж.Ю. Матвеева

2-410/2021 ~ М-429/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Колибер Наталья Владимировна
Ответчики
администрация пгт. Игрим Березовского района ХМАО - Югры
Администрация Березовского района
Другие
Управление Росреестра
Куперштейн Светлана Ивановна
Дурандина Пава Васильевна
Суд
Березовский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Матвеева Ж.Ю.
Дело на странице суда
berezovo--hmao.sudrf.ru
17.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2021Передача материалов судье
21.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2021Подготовка дела (собеседование)
11.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.11.2021Предварительное судебное заседание
19.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.06.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее