Дело № 2-1644/2023
УИД49RS0001-01-2023-001602-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2023 года г. Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего О.В. Дзюбенко,
при секретаре А.У. Надыршиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда в городе Магадане гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежда», акционерному обществу «Магаданэлектросеть» о возложении обязанности провести проверку правильности начисления платы за электроэнергию, выдать потребителям документы (квитанции), содержащие правильно начисленные платежи, прекратить противоправные действия,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция <адрес> (далее – ГЖИ <адрес>, инспекция) обратилась в Магаданский городской суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежда», акционерному обществу «Магаданэлектросеть» о возложении обязанности провести проверку правильности начисления платы за электроэнергию, выдать потребителям документы (квитанции), содержащие правильно начисленные платежи, прекратить противоправные действия.
В обоснование исковых требований указано о том, что в ГЖИ <адрес> поступило обращение собственника <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане по вопросу правильности начисления платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества данного дома.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежда» (далее - ООО «УК «Надежда») осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии 049000002 № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной на основании приказа о предоставлении лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане числится в реестре лицензий <адрес> под управлением ООО «УК «Надежда» па основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Департамента цен и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Э «Утвержден норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения муниципальных образований <адрес>, проживающего в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в размере 0,6 кВт-ч в месяц на кв. метр».
Расчет для потребителя коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане, за потребленную электроэнергию па СОИД осуществляется исходя из общей площади ОИ 79,6 кв.м., площади жилых и нежилых помещений – 672,9 кв.м.
Расчет платы по нормативу по всему многоквартирному дому № по переулку Бассейновому в городе Магадане составляет (использованы данные о площади общего имущества, которые указаны в платежных документах АО «Магаданэлсктроссть» на оплату за э/энергию): 79,6 кв.м, х 0,6=47,7 кВт*ч. Расчет за электропотребление па СОИД по № (площадь данной квартиры составляет 38,6 кв.м.) по нормативу (с учетом данных о площадях в платежных документах): 0,6*79,6 * 38,6/672,9=2,74 кВт*ч.
Инспекцией оценены реестры начислений за потребленную электроэнергию <адрес> многоквартирного <адрес> по пер. Бассейновый в <адрес> за период с ноября 2019 года по октябрь 2022 года (л/с №) и выявлено, что в период с ноября 2019 года по июль 2020 года, с декабря 2020 года по январь 2021 года, с апреля 2021 года по май 2021 года, с августа 2021 года по сентябрь 2021 года, в декабре 2021 года, с мая 2022 года по июль 2022 года норматив потребления при начислении и предъявлении платы за электроэнергию, используемую па содержание общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме не превышен, за период с августа 2020 года по ноябрь 2020 года, с февраля 2021 по март 2021 года, с июня 2021 года по июль 2021 года, с октября 2021 года по ноябрь 2021 года, с января 2022 года по апрель 2022 года, в августе 2022 года превышен.
В соответствии с и. 2.1.1 Договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Надежда» обязуется:
- вести учет доходов и расходов па содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома;
- осуществлять сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
- не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, предоставлять собственнику (нанимателям) жилых помещений платежные документы па внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
- предоставлять собственнику (нанимателям) жилых помещений коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и отоплению надлежащего качества.
Учитывая отсутствие обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане является ООО «УК «Надежда».
Кроме того, в соответствии с ч. 1.1. ст. 46 ЖК РФ подлинники протокола и решений о распределении на всех собственников помещений жилого дома объем электрической электроэнергии на содержание общего имущества в размере» превышения объема электроэнергии определенного из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом рассчитанным исходя из норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения многоквартирного <адрес> по пер. Бассейновый в <адрес> и протокола общего собрания собственников помещений ООО «Управляющая компания «Надежда» в Инспекцию не направлялись, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства не размещены
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 с. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме при наличии общедомового прибора учета коммунального ресурса определяется исходя из норматива потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и ограничивается размером соответствующего норматива. Таким образом, исключается возможность распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды, превышающего норматив потребления коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
С учетом отсутствия обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст.157.2 ЖК РФ, исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном <адрес> по пер. Бассейновый в <адрес> является ООО «УК «Надежда».
С целью поставки коммунального ресурса в многоквартирный <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане ООО «УК «Надежда» заключен договор №/п от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Магаданэлектросеть».
Расчет платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества вышеназванного многоквартирного дома, выставлялся ресурсоснабжающей организацией с указанием как «уступка прав» в единых платежных квитанциях совместно с начислением по коммунальной услуге за потребленную электроэнергию.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общею имущества в многоквартирном доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с ДД.ММ.ГГГГ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, а не ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 26 Правил № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» установлено, что в договоре ресурсонабжения может быть предусмотрено выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса нулем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Правила № содержат единственную возможность уступки права требования задолженности отношении коммунальной услуги, то есть потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за коммунальный ресурс потребляемый в целях содержания общего имущества (пункт 25 Правил №).
Коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не является коммунальной услугой, а является составляющей платы за жилищную услугу.
На основании изложенного, ресурсонабжающая организация АО «Магаданэлектросеть» в платежных документах доводит до сведения потребителей недостоверную информацию об услуге, указывая в разделе: информация по начислению в столбце «итого к оплате» сумму, предъявленную потребителю к оплате, в том числе сумму по «уступке прав требования» которая является, суммой задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома.
На основании вышеизложенного, истец просит суд:
Обязать ООО «УК «Надежда» в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку правильности порядка начисления, потребителям, проживающим в многоквартирном <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане платы за электрическую энергию, используемую при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год согласно нормативу и по результатам проверки выдать потребителям документы (квитанции), содержащие правильно начисленные платежи.
Обязать АО «Магаданэлектросеть» прекратить противоправные действия в отношении потребителей, проживающих в многоквартирном <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане путем исключения из ежемесячно представляемых им платежных документов информации о размере платы по основаниям перерасчета «уступка права требования задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель истца – ФИО4 на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям в нем изложенном.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежаще о месте и времени рассмотрения гражданского дела.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные в материалы гражданского дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Статья 154 ЖК РФ определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными (далее - Правила №).
Как установлено судом и подтверждается представленными в деле доказательствами, общество с ООО «УК «Надежда» в спорный период и до настоящего времени осуществляет управление многоквартирным домом 10 по переулку Бассейновому в городе Магадане.
ГЖИ <адрес> по обращению ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>, переулок Бассейновый, <адрес>, проведена проверка правильности начисления платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества данного дома.
Собственниками помещений многоквартирного дома не принималось решение о предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающей организациями.
Установлено, что многоквартирный <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане оборудован общедомовым прибором учета типа №.
Приказом Департамента цен и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Э утвержден норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для населения муниципальных образований <адрес>, проживающего в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в размере 0,6 кВт-ч в месяц на кв.м.
Расчет для потребителя коммунальных услуг, проживающих в многоквартирном <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане, за потребленную электроэнергию на СОИД осуществляется исходя из общей площади ОИ 79,6 кв.м., площади жилых и нежилых помещений – 672,9 кв.м.
Расчет платы по нормативу по всему многоквартирному дому № по переулку Бассейновому в городе Магадане составляет (использованы данные о площади общего имущества, которые указаны в платежных документах АО «Магаданэлсктроссть» на оплату за э/энергию): 79,6 кв.м, х 0,6=47,7 кВт*ч. Расчет за электропотребление па СОИД по № (площадь данной квартиры составляет 38,6 кв.м.) по нормативу (с учетом данных о площадях в платежных документах): 0,6*79,6 * 38,6/672,9=2,74 кВт*ч.
Инспекцией оценены реестры начислений за потребленную электроэнергию <адрес> многоквартирного <адрес> по переулку Бассейновый в городе Магадане за период с ноября 2019 года по октябрь 2022 года (л/с №) и выявлено, что в период с ноября 2019 года по июль 2020 года, с декабря 2020 года по январь 2021 года, с апреля 2021 года по май 2021 года, с августа 2021 года по сентябрь 2021 года, в декабре 2021 года, с мая 2022 года по июль 2022 года норматив потребления при начислении и предъявлении платы за электроэнергию, используемую па содержание общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме не превышен, за период с августа 2020 года по ноябрь 2020 года (9,619, 5,645, 6,120, 3,924 кВт*ч соответственно), с февраля 2021 по март 2021 года (3,146, 4,112 кВт*ч соответственно), с июня 2021 года по июль 2021 года (4,612, 10,02 кВт*ч соответственно), с октября 2021 года по ноябрь 2021 года (4,341, 4,21 кВт*ч соответственно), с января 2022 года по апрель 2022 года (3,825, 3,605, 5,546, 2,891 кВт*ч соответственно), в августе 2022 года (3,022 кВт*ч) превышен.
Также установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> по переулку Бассейновый в городе Магадане, проведенным в установленном порядке, не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Ввиду чего инспекцией установлено нарушение ООО «УК «Надежда» порядка расчета платы за электрическую энергию на СОИД собственникам помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.
Суд полагает, необходимым согласиться с доводами искового заявления.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ по общему правилу размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, оплате подлежит объем коммунального ресурса, зафиксированный коллективным (общедомовым) прибором учета.
Согласно п. 4 Правил №, потребителю предоставляется такой вид коммунальных услуг, как электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно пункту 36 Правил №, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами.
В соответствии с пунктом 44 Правил № размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № к настоящим Правилам.
Пунктом 40 Правил № предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, как следует из пункта 40 Правил №, положения пункта 44 применяются только в случаях непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, плата за коммунальные ресурсы, потреблённые при содержании общего имущества, взимается такими организациями на основании статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в составе платы за содержание жилого помещения, исходя из норматива потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пункту 17 раздела III Приложения № к Правилам № предоставления коммунальных услуг, приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с учетом норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Учитывая приведенные выше законоположения и положения нормативных правовых актов, принимая во внимание, что управление многоквартирного <адрес> по переулку Бассейновый в городе Магадане осуществляется управляющей организацией, то оснований к применению при расчете платы за электрическую энергию, используемую при содержании общего имущества многоквартирного дома, формулы № приложения № к Правилам №, не имеется. Объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 (пункт 17) приложения № к Правилам №.
В соответствии с абзацем пятым пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
При таких обстоятельствах, исковые требования ГЖИ <адрес> к ООО «УК «Надежда»» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод ООО «УК «Надежда»» о том, что в спорные периоды платежные документы выставлялись не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией основанием для отказа в удовлетворении требований быть не могут, поскольку о при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, взимается такими организациями в составе платы за содержание жилого помещения.
Не может служить и основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и довод АО «Магаданэлектросеть» о том, что в рамках устранения допущенных нарушений в апреле 2023 года, абоненту, проживающему по адресу: <адрес>, переулок Бассейновый, <адрес>, в которой был отражен перерасчет по фактическому потреблению, поскольку в подтверждение была представлена только квитанция из которой не усматривался порядок произведенного расчета, а документы, в соответствии с которыми был сделан перерасчет платы по нормативу за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> по пер. Бассейновый в <адрес> (в отношении всех квартир), запрошенные судом, ответчиком представлены не были, в связи с чем проверить вышеуказанный довод не представилось возможным.
Рассматривая довод искового заявления о необоснованном включении в ежемесячно представляемые жильцам многоквартирного дома платежные документы информации о размере платы по основаниям перерасчета «уступка права требования задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления таким домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Управление управляющей организацией является одним из таких способов.
Из содержания п. 1 и 3 ст. 162 ЖК РФ следует, что управляющая организация осуществляет свои функции на основании договора управления, в соответствии с которым она по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется помимо прочего предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Перечень коммунальных услуг указывается в договоре управления.
В силу ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, в силу прямого указания закона коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, относятся к плате за содержание жилого помещения.
На основании ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу положений ч. 9 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст.154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ (в редакции указанного Закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, жилищным законодательством разграничены порядок расчета, внесения платы за коммунальные услуги и за услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в состав платы за содержание жилого помещения включена, в частности плата за электроснабжение, потребляемое при содержании общего имущества.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу, что начисление и взимание платы за содержание жилого помещения, расходов на оплату электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, является правом и обязанностью управляющей организации.
На основании договора поставки электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ №/н, а также дополнительного соглашения №/н к договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Магаданэлектросеть» предоставляет электрическую энергию собственникам и нанимателям помещений в указанном многоквартирном доме.
Согласно пункту 1.2 договора исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания) приобретает энергию для целей оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в жилом фонде, и собственникам жилых домов, а также для использования энергии на общедомовые нужды.
Обязанность производить оплату энергии в сроки и порядке, установленные данным договором возложена на исполнителя коммунальных услуг (п. 2.3.4 договора).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель коммунальных услуг передал АО «Магаданэлектросеть» право принимать плату за потребленную электроэнергию в жилых и нежилых помещениях непосредственно от собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, указанных в Приложении № к данному дополнительному соглашению, а также право требования задолженности за потребленную и предъявленную потребителям электроэнергию, использованную на общедомовые нужды.
Пунктом 2 дополнительного соглашения договор дополнен разделом IVа, предусматривающим право энергоснабжающей организации производить с потребителями расчеты за электроэнергию, потребленную в жилых и нежилых помещениях; оформлять лицевые счета потребителям, выставлять и направлять платежные документы на оплату потребленной энергии; осуществлять взыскание задолженности с потребителей в досудебном и судебном порядках.
Указанным разделом определено, что оплату потребленной электроэнергии при содержании общего имущества в многоквартирном доме при выполнении минимального (или иного, установленного порядком утвержденного потребителями) перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, предъявленной Потребителям в составе платы за содержание жилого помещения, в размере поступившей оплаты на его расчетный счет от потребителей осуществляет управляющая компания (пункт 4а.3 договора электроснабжения в редакции дополнительного соглашения №).
В случае неоплаты собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах предъявленной им платы за содержание жилого помещения в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, право требования задолженности потребителей в части платы за электроэнергию, потреблённую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, уступается АО «Магаданэлектросеть» (пункт 4а.4 договора электроснабжения в редакции дополнительного соглашения №).
Потребители уведомляются о произведенной уступке прав требования задолженности АО «Магаданэлектросеть» в квитанциях, направляемых потребителям на оплату задолженности (пункт 4а.5 договора электроснабжения в редакции дополнительного соглашения №).
Судом установлено и подтверждается содержанием выставленных АО «Магаданэлектросеть» к оплате квитанциях, что управляющая компания начисляла плату за электроснабжение при содержании общего имущества многоквартирного дома, а в случае неоплаты, в следующем месяце соответствующая задолженность отражалась в квитанциях ресурсоснабжающей организации в разделе «уступка прав».
Между тем, как указывалось выше, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальная услуга, предоставленная на содержание общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав платы за содержание жилого помещения, следовательно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме должна производиться управляющей организацией в качестве платы за содержание жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что АО «Магаданэлектросеть», являясь ресурсоснабжающей организацией, не вправе начислять и направлять собственникам платежные документы с информацией о плате за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из квитанций выставленных АО «Магаданэлектросеть» следует, что жильцам вышеуказанного многоквартирного жилого дома за указанный период начислена плата за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества дома (уступка прав), пени за неполную или несвоевременную оплату за электроснабжение.
Оценивая обоснованность передачи ресурсоснабжающей организации права требования с потребителей задолженности за потребленную горячую воду, использованную на общедомовые нужды, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 25, 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, При определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации; в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Таким образом, приведенными Правилами предусмотрен порядок взимания платы непосредственно ресурсоснабжающими организациями за коммунальные услуги, потребляемые потребителями в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, возможность переуступки управляющей организацией ресурсоснабжающей организации права выставлять к оплате, взимать плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме жилищным законодательством не предусмотрена.
Следовательно, наличие заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договора об уступке прав требований не дает последней права начислять и выставлять потребителям плату за горячее водоснабжение на содержание общего имущества дома, поскольку условия договоров не могут противоречить действующему законодательству (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для начисления и указания в платежных документах информации о размере платы за услугу горячего водоснабжения, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в вышеназванном многоквартирном доме, ответчиком не представлены.
Таким образом, доводы истца о нарушении ответчиком прав неопределенного круга лиц, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Принимая во внимание изложенное, действия АО «Магаданэлектросеть» по ежемесячному предоставлению в платежных документах, выставляемых потребителям, проживающим в многоквартирном <адрес> по переулку бассейновому в <адрес> информации о размере начислений по основанию проведения перерасчета «уступка права требования задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества дома» нельзя признать законными.
В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В данном случае вопреки позиции ответчика затрагиваются интересы неопределенного круга лиц – не только собственников помещений названного жилого дома, но и нанимателей, арендаторов, субарендаторов помещений.
Учитывая приведенные особенности правового регулирования отношений, возникающих между собственниками жилых помещений многоквартирного дома, управляющей и ресурсоснабжающей организациями при заключении договоров управления многоквартирным домом, договоров на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд приходит к выводу, что АО «Магаданэлектросеть» осуществляло ежемесячное ведение задолженности по плате за электроснабжение при содержании общего имущества многоквартирного дома и предъявляло их к оплате посредством направления платежных документов в нарушение требований жилищного законодательства и заключенного договора электроснабжения, в связи с чем права неопределенного круга лиц могут быть восстановлены путем возложения на АО «Магаданэлектросеть» обязанности в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу прекратить противоправные действия в отношении потребителей, проживающих в многоквартирном <адрес> в <адрес> путем исключения из ежемесячно представляемых потребителям платежных документов информации о размере начислений по основанию проведения перерасчета «уступка права требования задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества дома».
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Магаданской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежда» срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку правильности порядка начисления потребителям, проживающим в многоквартирном <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане платы за электрическую энергию, используемую при содержании общего имущества многоквартирного <адрес> по переулку Бассейновому в городе Магадане с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно нормативу и по результатам проверки выдать потребителям документы (квитанции), содержащие правильно начисленные платежи.
Обязать Акционерное общество «Магаданэлектросеть» в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу прекратить противоправные действия в отношении потребителей, проживающих в многоквартирном <адрес> по пер. Бассейновому в <адрес> путем исключения из ежемесячно представляемых потребителям платежных документов информации о размере начислений по основанию проведения перерасчета «уступка права требования задолженности за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества дома».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения суда.
Судья О.В. Дзюбенко
<данные изъяты>