Дело № 2-1613/2021
УИД 50RS0026-01-2021-000701-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.05.2021 года г.о. Люберцы
Московской области
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Савиновой М.Н., при секретаре судебного заседания Манафовой К.Т., c участием представителя истца ВНС, ответчика СЕЛ, представителей ответчика ТТБ, ИАГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к СЕЛ о признании реконструкции жилого дома самовольной, возложении обязанности по приведению жилого дома в первоначальное состояние,
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области обратилась в суд с указанными исковыми требованиями к СЕЛ, мотивируя их тем, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью 137 кв.м, расположено здание (индивидуальный жилой дом), находящийся по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ Главным управлением государственного строительного надзора Московской области была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой был установлен факт проведения реконструкции жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу без получения разрешительной документации, выявлено нарушение правил землепользования и застройки территории, утвержденные Решением совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 20.12.2017 года № 164/18 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области», в части несоблюдения минимальных отступов при строительстве построек от границ земельного участка не менее 3-х метров, максимального процента застройки не более 40%, количества этажей не более 3-х».
Согласно выписке из ЕГPH, правообладателем указанного земельного участка является СЕЛ
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит признать реконструкцию жилого дома площадью 184,3 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> самовольной; возложить на ответчика обязанность по приведению указанного жилого дома в первоначальное состояние в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по доверенности ВНС в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик СЕЛ и ее представители по доверенности ТТБ и ИАГ в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просили в иске отказать. Пояснили, что в настоящее время ответчиком проводятся мероприятия по устранению выявленных нарушений, в связи с чем привести жилой дом в соответствие с нормами будет возможным в течение полугода.
Третьи лица: УАВ, ВНЭ, представитель Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, письменных возражений не представили.
Суд определил рассмотреть данное дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при данной явке.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, изучив представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Частью 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 года № 595-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно – постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; постройка возведена без получения необходимых разрешений; постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.
Пунктом 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ установлены последствия, т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В силу требований п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 8 и п.п. 2 п. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 41 Устава Муниципального образования городского округа Люберцы Администрация городского округа Люберцы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Пунктом 14 Постановления Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 08.05.2018 года № 1696-ПА «Об утверждении Порядка выявления самовольно построенных объектов капитального строительства и принятия мер по сносу таких объектов на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области» установлено, что администрация городского округа Люберцы является органом, уполномоченным на предъявления исков о признании капитальных объектов, расположенных на территории городского округа Люберцы, самовольными постройками.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается следующее.
Актом проверки Главным управлением государственного строительного надзора Московской области № от ДД.ММ.ГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, ведется реконструкция индивидуального жилого дома с нарушением правил землепользования и застройки территории, утвержденных Решением совета депутатов муниципального образования городского округа Люберцы Московской области от 20.12.2017 № 164/18 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области», в части несоблюдения минимальных отступов при строительстве построек от границ земельного участка не менее 3-х метров, максимального процента застройки не более 40%, количества этажей не более 3-х».
Собственником данного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГ является ответчик СЕЛ
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок, процедура и последовательность предоставления земельного участка для целей строительства установлена ст.ст. 30, 31 ЗК РФ (в редакции от 25.10.2001 года № 1).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Следует отметить, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который заключается в следующем:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 4 ст. 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исходя из ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также положениями ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ императивно установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. В части 7 названной статьи отражен исчерпывающий перечень документов, подлежащих направлению в орган, уполномоченный выдавать разрешение на строительство.
Согласно требованиям ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее капитальное строительство объекта, обязано осуществлять строительство не только в соответствии с заданием застройщика или заказника (в случае осуществления строительства, на основании договора), но и с требованиями проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В пункте 22 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 (далее – Постановление № 10/22) указано, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В пункте 23 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Исходя из системного анализа положений ст. 222 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 года № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», в предмет доказывания по спору о сносе самовольных построек входят, в частности, следующие обстоятельства: отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства спорных построек, соблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении спорных построек, а также установление факта нарушения прав и интересов истца.
Ответчик СЕЛ не отрицала факт принадлежности ей расположенного на территории земельного участка жилого дома.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ по ходатайству ответчика была назначена судебная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Судэкспертиза».
Согласно заключению и выводам судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГ, жилой дом по адресу: <адрес> полностью расположен в пределах кадастровых виц земельного участка с кадастровым номером №.
В исследовательской части заключения приведено описание фактического местоположения (координаты характерных точек контура застройки) жилого дома по адресу: <адрес>.
Жилой дом с учетом произведенной реконструкции соответствуют следующим нормативно-техническим требованиям: санитарно-бытовым (по оснащенности и коммуникациям жилого дома); объемно-планировочным (по планировке помещений жилого дома); санитарно-гигиеническим (по инсоляции и освещенности).
Не соответствует следующим нормативно техническим требованиям: противопожарным (по противопожарным расстояниям); градостроительным (по площади застройки и расположению относительно границ участка).
Установлено, что несоблюдение противопожарных разрывов и отсутствие снегозадерживающих устройств создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Для устранения нарушений противопожарных требований необходимо выполнить следующие мероприятия в соответствии с требованиями с СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям:
пункт 4.6 Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 допускается уменьшать на 50% при оборудовании каждого из зданий и сооружений автоматическими установками пожаротушения;
пункт 4.11 Противопожарные расстояния между жилыми, общественными зданиями и сооружениями не нормируются, если более высокая и широкая стена здания, сооружения (или специально возведенная отдельно стоящая стена), обращенная к соседнему объекту защиты, либо обе стены, обращенные друг к другу, отвечают требованиям СП 2.13130 для противопожарных стен 1-го типа.
В соответствии с СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»:
пункт 5.3.3 Противопожарные преграды должны соответствовать классу пожарной опасности КО;
пункт 5.3.4 Общая площадь проемов в противопожарных преградах, за исключением ограждений лифтовых шахт, не должна превышать 25% их площади.
Для приведения жилого дома в соответствии с требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям» необходимо выполнить следующее: Повысить степень огнестойкости здания до I и II класса путем облицовки возведенной пристройки негорючими материалами, с последующим оборудованием объекта экспертизы и соседнего жилого дома автоматической системой пожаротушения или Возведение противопожарной преграды на всю высоту здания в соответствии с требованиями СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
Для устранения нарушения в части устройства кровли необходимо выполнить монтаж снегозадерживающих устройств в соответствии с СП 17.13130.2011 «Кровли» пункт 9.12. «На кровлях зданий с уклоном 5 % (~ 3°) и более и наружным неорганизованным и организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающие устройства, которые должны быть закреплены к фальцам кровли (не нарушая их целостности), обрешетке, прогонам или к несущим конструкциям покрытия. Снегозадерживающие устройства устанавливают на карнизном участке над несущей стеной (0,6 – 1,0 м от карнизного свеса), выше мансардных окон, а также, при необходимости, на других участках крыши».
В исследовании установлено, что обследуемый объект не расположен в пределах ЗОУИТ, в том числе охранных зон инженерных сетей, особо охраняемых природных территорий, природных экологических территорий и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что подтверждается картой ЗОУИТ, входящей в состав ПЗЗ г.о. Люберцы от 02.10.2019 года и сведениями ЕГРН и в случае устранения вышеперечисленных нарушений несущих угрозу жизни и здоровью граждан, несоответствия предельного процента застройки и минимальных отступов от границ земельного участка (3 м) является допустимым, с учетом положений ПЗЗ г.о. Люберцы от 02.10.2019 года и Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ. Остальные требования указанного градостроительного регламента соблюдены.
Снос самовольного строения в результате реконструкции и перепланировки дома по адресу: <адрес> возможен с учетом технического состояния всего строения, без причинения несоразмерного ущерба жилому дому.
Выводы экспертов подробно мотивированы в исследовательской части экспертного заключения, они логичны, последовательны, подкреплены соответствующей нормативной базой и соответствуют материалам дела. Заключение объективно, построено на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, оно основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов
Эксперты были предупреждены судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения, лично не заинтересованы в исходе дела, имеют длительный стаж экспертной работы.
Сторонами судебная экспертиза не оспаривалась, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявлялось.
Сомнений в правильности и обоснованности заключения не имеется, противоречия отсутствуют, выводы ясны и понятны.
СЕЛ неоднократно обращалась с уведомлением о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В приеме документов отказано.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что, реконструкция жилого дома произведена в отсутствие разрешительной документации, необходимой в соответствии с действовавшим правовыми актами, реконструкция жилого дома обладает признаками самовольной постройки, установленными ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
Однако, из представленных ответчиком документов следует, что СЕЛ приняты меры по устранению выявленных нарушений, в том числе, представляющих угрозу третьим лицам, закуплено соответствующее оборудование, заключен договор на монтаж оборудования.
Учитывая принятые ответчиком меры к устранению нарушений и легализации самовольной реконструкции, принцип разумности, заключение судебной экспертизы, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требования истца по приведению жилого дома в первоначальное состояние, а считает необходимым возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести реконструкцию жилого дома в соответствие с санитарно-бытовыми, объемно-планировочными, санитарно-гигиеническими, противопожарными и градостроительными требованиями, применяемыми на обязательной основе.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к СЕЛ удовлетворить частично.
Признать незаконной самовольную реконструкцию жилого дома площадью 184,3 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Возложить на СЕЛ обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести реконструкцию жилого дома в соответствие с санитарно-бытовыми, объемно-планировочными, санитарно-гигиеническими, противопожарными и градостроительными требованиями, применяемыми на обязательной основе.
В удовлетворении иска Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к СЕЛ в остальной части – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
решение принято в окончательной форме
21.06.2021 года
Судья М.Н. Савинова