№ 5-2346/2021
УИД 51RS0001-01-2021-007226-65
Мотивированное постановление изготовлено 26.11.2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 ноября 2021 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Русских В.В., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, отвода и ходатайств не заявившего,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы к нему в отношении:
Русских Владимира Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, паспорт гражданина РФ серия № №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, холостого, неработающиего, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Пограничным управлением ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в отношении Русских В.В.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ маломерное судно, катер проекта № «БИС», бортовой номер Р 66-04 МБ, под управлением Русских В.В. ДД.ММ.ГГГГ вышло в территориальное море, внутренние морские воды Баренцева моря для осуществления любительского лова рыбы, ведения хозяйственной деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно поданному уведомлению в Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району. Время осуществления деятельности круглосуточно.
ДД.ММ.ГГГГ в 03:05 МСК в координатах СШ 68° 36" 06", ВД 38° 10" 03" составом смотровой группы ПСКР «Бдительный» произведены контрольно-проверочные мероприятия осмотр Судна.
Результатом проведения КПМ установлено, что в рулевой рубке маломерного судна под управлением Русских В.В. в ящике для хранения судового имущества, был обнаружен полиэтиленовый пакет, в котором находилась крабовая продукция (мясо краба камчатского) общим весом – 1 кг 660 гр. нетто.
Допущенное Русских В.В. нарушение влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании Русских В.В. с вменяемым правонарушением согласился, вину в совершении административного правонарушения признал, в содеянном раскаялся, с весом краба камчатского в сырце, рыночной стоимостью 1 кг краба камчатского, однократным размером ВБР, явившихся предметом административного правонарушения, и размером ущерба согласился.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ) рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Согласно статье 2 Федерального закона № 166-ФЗ законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе на принципах приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; приоритета сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Статьей 10 Федерального закона от № 166-ФЗ установлено, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1 ст.10),
юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством (ч.3 ст.10).
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч.1, 3 ст.15 Федерального закона № 166-ФЗ рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов, куда внесен краб камчатский в раздел «В» как ценные виды беспозвоночных. В статье 12 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона № 166-ФЗ действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно статье 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Согласно пункту 14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила рыболовства), гражданам запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков), орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.
Согласно пункту 67.3 Правил рыболовства запретные сроки (периоды) для добычи вылова краба камчатского - Баренцевом море - с 1 января по 15 августа.
В соответствии с пунктом 76 Правил запрещается добыча (вылов) без путевок краба камчатского.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В судебном заседании установлено, что в рамках работы по оперативному обеспечению охраны водных биологических ресурсов 12.08.2021 в 03:05 МСК в координатах СШ 68° 36" 06", ВД 38° 10" 03" составом осмотровой группы ПСКР «Бдительный» произведены контрольно проверочные мероприятия осмотр маломерного судна, катер проекта № «БИС», бортовой номер Р 66-04 МБ, под управлением Русских В.В.
Результатом проведения КПМ установлено, что в рулевой рубке маломерного судна под управлением Русских В.В. в ящике для хранения судового имущества был обнаружен полиэтиленовый пакет, в котором находилась крабовая продукция (мясо краба камчатского) общим весом - 1кг 660 гр нетто.
Усмотрев в действиях Русских В.В. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пунктов 14.5.5, 67.3, 76 Правил рыболовства, должностным лицом ПУ ФСБ России по западному арктическому району ДД.ММ.ГГГГ в отношении Русских В.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определением должностного лица ПУ ФСБ России по западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ назначена экспертиза по определению вида, количества и массы водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.
По заключению эксперта ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ предметом административного правонарушения является камчатский краб общей массой 7,427 кг нетто в количестве 2-х экземпляров.
Размер ущерба, причиненного ВБР, в однократном размере составляет 14368 рублей.
Определением должностного лица ПУ ФСБ России по западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ назначена экспертиза по определению рыночной стоимости 1 кг краба камчатского в августе 2021 года, которая составила 934 рубля 10 копеек в соответствии с заключением эксперта ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ПУ ФСБ России по западному арктическому району в отношении Русских В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствии Русских В.В. ДД.ММ.ГГГГ копия протокола направлена Русских В.В. посредством почтовой связи.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- актом осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ;
- актом обнаружения неучтенных водных биологических ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ;
- объяснениями гражданина РФ Русских В.В.;
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и протокола изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ №;
- актом контрольного взвешивания неучтённой крабовой продукции от ДД.ММ.ГГГГ с фотографиями к нему;
- актом приёма-передачи изъятых (арестованных) вещей на хранение,
- копией судового билета,
- копией уведомления об осуществлении промысловой, исследовательской, изыскательной и иной деятельности на участках (в районах) внутренних морских вод Российской Федерации, в пределах которых установлен пограничный режим, и в территориальном море Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ,
-заключением эксперта ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ,
- заключением эксперта ИП ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ,
- протоколом по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется, поскольку они получены должностными лицами пограничного органа, Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляющего государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов в пределах возложенных полномочий при исполнении должностных обязанностей с соблюдением установленного порядка.
В действиях Русских В.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что вина Русских В.В. является доказанной, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях кратность, применяемая к исчислению суммы административного штрафа, определяется на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" стоимость водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, должна определяться на момент окончания или пресечения административного правонарушения на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, либо исходя из рыночной стоимости биоресурсов (в частности, с учетом данных, полученных от рыбодобывающих предприятий, торгово-промышленных палат). В случае необходимости стоимость биоресурсов может быть определена на основании заключения эксперта (п.1 ч.1 ст.3.5, ч.1 и ч.2 ст.27.11 КоАП РФ).
Предметом административного правонарушения является камчатский краб массой 7,427 кг нетто. Количество экземпляров водных биологических ресурсов, добытых для изготовления представленной продукции, камчатский краб - не менее 2 экземпляров. Размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, в однократном размере составляет: краб камчатский – 7184 руб. х 2 экз.=14368 рублей.
Экспертиза стоимости ВБР произведена в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с использованием необходимых законодательных актов, стандартов и правил экспертной деятельности, нормативной документации.
При расчете рыночной стоимости водных биологических ресурсов эксперт использовал сравнительный подход. Обоснованность избранного метода исследования подробно мотивирована.
При определении цены водных биологических ресурсов взяты за основу цены производителей (добывающих компаний). Цены, действующие до 01 января года, остаются неизменными до даты разрешения следующей добычи – 15 августа текущего года.
Применяемый экспертом порядок определения рыночной стоимости водных биологических ресурсов полностью соответствует разъяснениям, данным в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство».
У судьи не имеется оснований ставить под сомнение заключения экспертов. Представленные экспертные заключения признаю допустимыми и достоверными доказательствами по делу, поскольку эксперты имеют соответствующее образование, стаж работы, что документально ими подтверждено.
Таким образом, однократная стоимость водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, составляет 6 937, 56 рублей (7, 427 кг х 934, 10 рублей).
При производстве по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении административным органом процессуальных нарушений не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Анализируя собранные доказательства о доказанности вины Русских В.В. в совершении административного правонарушения, определяя вид административного наказания, судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающими административную ответственность Русских В.В. обстоятельствами суд признает признание вины в совершении административного правонарушения, раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Русских В.В., в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельства, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, имущественное положение, считаю возможным назначить Русских В.В. наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения, то есть в размере 1/2 однократной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, то есть в размере 4 000 рублей без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Оснований для применения положений ч.ч. 2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначения штрафа ниже низшего предела не имеется, поскольку размер назначенного штрафа составляет 4 000 рублей.
В соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
Как разъяснено в пункте 13 (1) Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» основаниями для разрешения судьей вопроса о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 либо частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, являются указание на наличие имущественного ущерба в протоколе об административном правонарушении либо постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также отсутствие возражений лица, в отношении которого ведется производство по делу, и разрешаемого в суде спора о возмещении имущественного ущерба.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1321, вступившим в действие ДД.ММ.ГГГГ, утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, согласно которым такса за один экземпляр независимо от размера и веса краба камчатского составляла 7184 рубля.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" окружающая среда включает в себя совокупность природных объектов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов исходит из представления о водных биологических ресурсах как природном объекте.
В силу ст. 1 указанного выше Закона водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
В силу ч. 1 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом (абзац первый).
Вместе с тем абзацем пятым указанного пункта установлено, что платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, если иное не установлено абзацами третьим и четвертым настоящего пункта.
Размер ущерба, причинённого водным биологическим ресурсам, составил 28736 рублей (7184 руб. х 2 экз. +100%), поскольку краб камчатский был добыт в запретный для вылова период для рыболовства.
Русских В.В. в судебном заседании с причинением ущерба в сумме 28736 рублей согласился.
Таким образом, сумма ущерба в размере 28736 рублей подлежит взысканию в пользу Российской Федерации в лице ПУ ФСБ России по западному арктическому району, которое является территориальным органом, осуществляющим функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Русских Владимира Вячеславовича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Взыскать с Русских Владимира Вячеславовича в пользу Российской Федерации в лице ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району» 28 736 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам:
УФК по <адрес> (ПУ ФСБ России по западному арктическому району); ИНН: 5190046521; КПП: 519001001; Лицевой счет 04491Y00970;
казначейский счет – 03 100 643 000 0000 14900,
банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета – 401 028 107 4537 000 0041,
БИК: 014705901; Банк – Отделение Мурманск Банка России/УФК по <адрес> г. Мурманск;
ОКТМО: 47701000;
КБК: 189 116 1300 01 7000 140
УИН 18№.
Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Октябрьский районный суд города Мурманска.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья: И.В. Хуторцева