№12-257/2021
РЕШЕНИЕ
23 ноября 2021 года г. Нариманов
Судья Наримановского районного суда Астраханской области Успанова Г.Т.,
с участием представителя АО «Газпром газораспределение Астрахань» Пирцула Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Газпром газораспределение Астрахань» Пирцула Е.О. на постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от 6 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Слепцова А.П. № от 6 августа 2021 года юридическое лицо АО «Газпром газораспределение Астрахань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица Пирцула Е.О. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав в обоснование доводов жалобы об отсутствии состава административного правонарушения и рассмотрение дела об административном правонарушении неуполномоченным лицом.
Представитель юридического лица Пирцула Е.О. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань» прекратить, указав, что дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению должностным лицом по месту совершения административного правонарушения, то есть должностным лицом административного органа в Астраханской области. Также указал, что на автомобильной дороге Р-22 «Каспий» 1372+900 метров отсутствовали дорожные знаки, свидетельствующие об ограничении осевых нагрузок.
Представители Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по доверенности Зорин В.А. и Мироненко В.А. в судебное заседание не явились, направили в суд заявления, в которых в удовлетворении жалобы просили отказать, указав, что виновность АО «Газпром газораспределение Астрахань» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела. Также указали, что с 12 июня 2021 года должностные лица Южного МУГАДН осуществляют служебную деятельность, в том числе на территории Астраханской области.
Выслушав представителя юридического лица, изучив доводы жалобы, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность по части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, одним из условий которой является установление допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта выступают общественные отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог.
Объективную сторону правонарушения образуют действия, состоящие в нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены в том числе для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы, что предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года N 14-П). Их сохранность обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами и пользователями автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 23.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
В силу пункта 5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.
В приложениях N 1 и 2 к указанным Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом определены предельно допустимые массы транспортных средств в зависимости от количества осей и осевые нагрузки транспортных средств в зависимости от расстояний между сближенными осями (в метрах), превышение которых позволяет отнести транспортное средство к тяжеловесным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам утвержден Приказом Минтранса России от 21 сентября 2016 №.
Материалами дела установлено, что 17 июня 2021 года в 11 часов 26 минут на 1372+900 метров автомобильной дороги Р-22 «Каспий» водитель АО «Газпром газораспределение Астрахань» Кораблин Г.В., управляя на основании путевого листа № от 17 июня 2021 года транспортным средством (автокран) марки УРАЛ, государственный регистрационный знак С 842 КР 30 осуществил движение транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на 2-ю, 3-ю оси сдвоенных транспортного средства 16,570 тонн, при допустимой нагрузке (с учетом погрешности измерения весов) – 15,330 тонн, то есть превышение нагрузки составило 1,240 тонн или 8,08%.
Превышение допустимой осевой нагрузки зафиксировано автомобильными весами ВА-20П (регистрационный заводской номер №, свидетельство о поверке № С-М/16-03/2021/сроком действия до 15 марта 2022 года), по итогам которой должностным лицом составлен акт № от 17 июня 2021 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица АО «Газпром газораспределение Астрахань» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
При проверке доводов представителя юридического лица об отсутствии превышения допустимой нагрузки, суд пришел к следующему.
Из примечания к Приложению № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 № 2200 следует, что группа сближенных осей - сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием между ближайшими осями до 2,5 метра (включительно).
На основании пункта 18 Приказа Минтранса России от 31 августа 2020 № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» при осуществлении весогабаритного контроля для групп сближенных сдвоенных и строенных осей допустимая нагрузка на ось определяется путем деления допустимой нагрузки на группу осей на соответствующее количество осей в группе, за исключением случаев, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.
Материалами дела установлено, что транспортное средство автокран марки УРАЛ, государственный регистрационный знак С 842 КР 30 имеет 1 одиночную ось (1-ю) и группу из сближенных сдвоенных осей с двускатными колесами (2-я и 3-я).
Согласно сообщению ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Каспий») от 6 октября 2021 года, поступившему по запросу суда при рассмотрении иного дела об административном правонарушении, нормативная нагрузка на ось на участке 1372+090 км. автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон-Тамбов-Волгоград-Астрахань» составляет 10 тонн.
Из акта № 956 от 17 июня 2021 года следует, что межосевые расстояния между 1-й и 2-й осями составляет 3,48 метра, между 2 и 3 осями – 1,40 метра, следовательно, 1-я ось является одиночной, а нагрузка на 2-ю и 3-ю оси следует исчислять как для группы сближенных сдвоенных осей с расстоянием между осями от 1,3 до 1,8 метров включительно (для автомобильных дорог, рассчитанных на 10 тонн), что составляет 16 тонн/ось. Учитывая, что обе оси являются двускатными, предельная допустимая нагрузка на каждую ось в группе рассчитывает путем деления предельного значения на количество осей в группе, следовательно, предельно допустимая нагрузка на каждую ось составляет 8 тонн/ось.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают факт осуществления движения транспортного средства автокран марки УРАЛ, государственный регистрационный знак С 842 КР 30 с превышением допустимой осевой нагрузки.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности юридического лица АО «Газпром газораспределение Астрахань» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Доводы представителя юридического лица о рассмотрении дела об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом, суд находит несостоятельным, поскольку 11 июня 2021 года Волжское МУГАДН прекратило деятельность путем реорганизации. Правопреемником Волжского МУГАДН является Южное МУГАДН, должностные лица которого с 12 июня 2021 года осуществляют служебную деятельность в том числе на территории Астраханской области.
Процессуальных нарушений не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от 6 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ в отношении АО «Газпром газораспределение Астрахань» – оставить без изменения, жалобу представителя АО «Газпром газораспределение Астрахань» Пирцула Е.А. - без удовлетворения.
Судья Г.Т. Успанова