Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1686/2023 ~ М-1339/2023 от 01.09.2023

Дело № 2-1686/2023

25RS0039-01-2023-002180-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2023 года                                      с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Прытковой М.В.,

при секретаре Мещеряковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Надеждинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Надеждинского района обратился в суд с названным иском к ответчикам в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанности на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края осуществить финансирование мероприятий по замене асфальтного покрытия территории учреждения перед центральным крыльцом школы, а также тротуарных дорожек; капитальному ремонту туалетных комнат на втором этаже учреждения и возложении обязанности на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района» в течение 6 месяцев со дня финансирования организовать проведение мероприятий: по замене асфальтного покрытия территории учреждения перед центральным крыльцом школы, а также тротуарных дорожек; капитальному ремонту туалетных комнат на втором этаже учреждения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Надеждинского района Приморского края проведена проверка в сфере охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, по результатам которой установлено, что в нарушение п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20 покрытие перед центральным крыльцом школы, а также дорожек территории в виде асфальта имеет множество повреждений, ямочность и требует срочной замены; в нарушение п. 2.4.11. СП 2.4.3648-20 на втором этаже школы отсутствует туалет.

Выявленные нарушения могут негативно повлиять на охрану и укрепление здоровья учащихся, на безопасность труда работников образовательного учреждения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Бокач В.Р. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Надеждинского муниципального района по доверенности Манаева М.Ю. в судебном заседании пояснила, что против заявленных прокурором требований не возражает, однако полагает, что необходимо учесть механизм финансирования образовательных учреждений, согласно которому администрацией доводятся денежные средства до Управления образования Надеждинского района, а то в свою очередь, финансирует образовательное учреждение.

Представитель ответчика МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района, в судебное заседание не явились, о времени и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав мнение участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из материалов дела следует, прокуратурой Надеждинского района Приморского края проведена проверка в сфере охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, по результатам которой установлено, что в нарушение п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20 покрытие перед центральным крыльцом школы, а также дорожек территории в виде асфальта имеет множество повреждений, ямочность и требует срочной замены; в нарушение п. 2.4.11. СП 2.4.3648-20 на втором этаже школы отсутствует туалет.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьями 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Статье 43.1 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и общего среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признание приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, создание благоприятных условий для интеграции системы образования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей (п. 2 ст. 5 названного Федерального закона).

При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (п. 1 ст. 9 того же Федерального закона).

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помимо прочего, образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 названного Закона).

Согласно ст.ст. 2, 18, 31, 51 Закона «Об образовании», государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Образовательные учреждения дошкольного образования создаются и предназначены для воспитания детей дошкольного возраста и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей. Для выполнения названных задач на органы местного самоуправления возложены полномочия в сфере образования, в том числе согласно п.4 ст. 31, обеспечение содержания зданий и сооружении муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий именно для возможности образовательным учреждениям создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальной инфраструктурой для детей, является система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами «СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Настоящие Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

В силу п. 2.2.4. СП 2.4.3648-20 покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории не должно иметь дефектов.

В соответствии с п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20 на каждом этаже объекта размещаются туалеты для детей и молодежи. На каждом этаже объектов организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основанного общего и среднего общего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хозяйствующих субъектов социального обслуживания семьи и детей с круглосуточным пребыванием, загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием, оборудуются туалетные комнаты для детей (молодежи) разного пола.

Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Во вновь строящихся хозяйствующих субъектах в туалетах для мальчиков дополнительно устанавливаются писсуары, оборудованные перегородками.

Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- ли бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора.

Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным и без дефектов.

Статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Выявленные нарушения могут негативно повлиять на охрану и укрепление здоровья воспитанников, на безопасность труда обслуживающего персонала.

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства длительный период времени необходимые восстановительные работы, направленные на замену асфальтового покрытия на объекте образования, не проводятся.

Вышеуказанное нарушает право несовершеннолетних на безопасное пребывание на территории образовательного учреждения.

Представление, направленное в адрес администрации Надеждинского муниципального района 20.07.2023 об устранении нарушений законодательства по обеспечению жизни и здоровья несовершеннолетних оставлено без удовлетворения.

Согласно ответу директора МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района», 29.08.2023 рассмотрено представление прокурора от 20.07.2023 №7-2-2023, по результатам рассмотрения издан приказ от 29.08.2023 №117-а «О привлечении к дисциплинарной ответственности работника»; 31.03.2021 на основании сметного расчета «Асфальтовое покрытии при въезде, подхода к зданию МБОУ СОШ № 9» было подано ходатайство в Управление образования администрации Надеждинского муниципального района об увеличении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств; 07.02.2023 подано ходатайство в Управление образования администрации Надеждинского муниципального района об увеличении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт санузлов 2 этажа.

Однако до настоящего времени указанные мероприятия не проведены, нарушения не устранены.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией Надеждинского муниципального района и МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района» создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью воспитанников и персонала дошкольного учреждения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

Согласно пункту 3 статьи 8 Устава Надеждинского муниципального района, принятого решением Думы Надеждинского муниципального района от 16.10.2015 № 208 к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Надеждинского района.

В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан (детей) на санитарно-эпидемиологическое благополучие как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья, предусмотренного статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Исходя из положений абзаца 37 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распорядителем средств местного бюджета является орган местного самоуправления.

Главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета в Бюджетном кодексе Российской Федерации; абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Так, в соответствии с подпунктами 12.1, 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно подпункту 2, 3 пункта 3 этой же статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств; по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Надеждинского муниципального района обязанности обеспечить финансирование мероприятий по замене асфальтного покрытия территории учреждения перед центральным крыльцом школы, а также тротуарных дорожек; капитальному ремонту туалетных комнат на втором этаже учреждения» и возложении обязанности на МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района» проведение мероприятий: по замене асфальтного покрытия территории учреждения перед центральным крыльцом школы, а также тротуарных дорожек; капитальному ремонту туалетных комнат на втором этаже учреждения

Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Достаточным сроком для исполнения решения, по мнению суда, будет шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу для осуществления финансирования администрацией Надеждинского муниципального района мероприятий по восстановлению асфальтового покрытия, и шесть месяцев с момента выделения денежных средств администрацией Надеждинского муниципального района МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 п. Кипарисово Надеждинского района» организовать проведение мероприятий по замене асфальтного покрытия территории учреждения перед центральным крыльцом школы, а также тротуарных дорожек; капитальному ремонту туалетных комнат на втором этаже учреждения.

Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Надеждинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района» о возложении обязанности о совершении определенных действий, удовлетворить.

Обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района» по замене асфальтного покрытия территории учреждения перед центральным крыльцом школы, а также тротуарных дорожек; капитальному ремонту туалетных комнат на втором этаже учреждения.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Кипарисово Надеждинского района» в течение 6 месяцев со дня осуществления финансирования организовать проведение мероприятий по замене асфальтного покрытия территории учреждения перед центральным крыльцом школы, а также тротуарных дорожек; капитальному ремонту туалетных комнат на втором этаже учреждения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                            М.В. Прыткова

2-1686/2023 ~ М-1339/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Надеждинского района Приморского края
Ответчики
Администрация Надеждинского муниципального района
МБОУ" СОШ №9 п. Кипарисово
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Прыткова М.В.
Дело на сайте суда
nadezhdinsky--prm.sudrf.ru
01.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2023Передача материалов судье
07.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2023Подготовка дела (собеседование)
30.10.2023Подготовка дела (собеседование)
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
28.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее