Судья Бормотова И.Е. адм. дело № 33а-6823/2024
УИД: 63RS0026-01-2023-001437-28
Дело № 2а-541/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Пудовкиной Е.С. Чирковой Е.А.
при секретаре Павлове К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации с.п. Троицкое на решение Сызранского районного суда Самарской области от 23 января 2024 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Чирковой Е.А., объяснения представителя администрации сельского поселения Троицкое Сызранского района Самарской области – главы сельского поселения Кузнецовой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя прокуратуры Самарской области Камина А.В., и Кочкиной А.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Сызранского района Самарской области с обратился в суд в интересах Кочкиной Аллы Александровны с иском к администрации сельского поселения Троицкое Сызранского района Самарской области о возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, о предоставлении и Кочкиной А.А. по договору найма благоустроенное жилое помещение маневренного жилищного фонда сельского поселения Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований ссылаясь на ст.ст.1, 14, 19, 95 Жилищного кодекса РФ, п.п.3,6,8 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ №42 от 26.01.2006; Устав сельского поселения Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области, указал, что прокуратурой Сызранского района Самарской области в связи с обращением Кочкиной А.А. о защите её жилищных прав, была проведена проверка исполнения жилищного законодательства РФ в администрации сельского поселения Троицкое. Проверкой установлено, что на территории сельского поселения Троицкое отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, чем нарушены права неопределенного круга лиц граждан муниципального образования, их право на жилище. Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости в конкретный период времени. Прокуратурой Сызранского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы сельского поселения Троицкое Кузнецовой О.А. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое осталось без удовлетворения. До настоящего времени Кочкина А.А. жильем не обеспечена, маневренный жилой фонд в с.п.Троицкое не создан. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения Троицкое нарушены права Кочкиной А.А., оказавшейся в ситуации, когда в силу определённых обстоятельств она оказалась нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам предусмотренным ст.95 ЖК РФ.
Решением Сызранского районного суда Самарской области от 23 января 2024 года административные исковые требования удовлетворены частично, на администрацию сельского поселения Троицкое Сызранского района Самарской области (<данные изъяты>) возложена обязанность создать муниципальный маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения Троицкое Сызранского района Самарской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу;
на администрацию сельского поселения Троицкое Сызранского района Самарской области возложена обязанность предоставить Кочкиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма благоустроенное жилое помещение маневренного жилищного фонда сельского поселения Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в течение шести месяцев со дня вступления решения в закону силу (л.д.101-106).
В апелляционной жалобе представитель администрации с.п. Троицкое Кузнецова О.А. ставит вопрос об отмене решения суда (л.д.142-145).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда ДД.ММ.ГГГГ года дело передано в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии представитель администрации с.п. Троицкое Кузнецова О.А. поддержала доводы жалобы, просила решение суда отменить.
Кочкина А.А. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель прокуратуры Самарской области Камин А.В. в заседании судебной коллегии возражал относительно доводов апелляционной жалобы, полагал, что решение суда отмене не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кочкина А.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.7-8, 23 оборот), является инвалидом третьей группы (бессрочно), что подтверждается справкой <данные изъяты> (л.д.9-10), проживает без регистрации по адрес: <адрес> (л.д.25), её ежемесячный доход состоит из пенсии в размере <данные изъяты> рублей (л.д.11,26).
Согласно выписки из ЕГРН на правообладателя от ДД.ММ.ГГГГ года Кочкина А.А. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Иного недвижимого имущества не значится (л.д.91-92).
Согласно акту обследования дома после пожара, расположенного по адресу: <данные изъяты> года, дом Кочкиной А.А. полностью поврежден, не пригоден для дальнейшего восстановления и проживания (л.д.25).
Справкой №<данные изъяты> года подтвержден факт возникновения пожара в доме, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем Кочкиной А.А. Причина возникновения пожара «аварийный режим работы электросети» (л.д.16).
Кочкина А.А. с просьбой оказать ей помощь, поскольку она находится в тяжёлой жизненной ситуации, по причине пожара, обращалась с письменными обращениями в администрацию с.п.Троицкое м.р.Сызранский, Губернатору Самарской области Азарову Д.И., в Следственный комитет РФ (л.д.12-13,14,17).
В соответствии с обращением ДД.ММ.ГГГГ года в прокуратуру Сызранского района Кочкиной А.А., проживающей в <адрес> (л.д.6), прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства РФ в администрации сельского поселения Троицкое Сызранского района (л.д.18).
В ходе проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства РФ в сельском поселении Троицкое муниципального района Сызранский установлено, что на территории сельского поселения Троицкое отсутствует специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, чем нарушены права неопределенного круга лиц граждан муниципального образования, их право на жилище, в том числе права истца Кочкиной А.А. (л.д.35-36).
Установлено, что жилые помещения специализированного (маневренного) фонда на территории сельского поселения Троицкое Сызранского района отсутствуют, на основании чего, прокурором Сызранского района внесено представление №07-03-2023 от 13 июля 2023 года об устранении нарушений жилищного законодательства РФ в части создания маневренного жилищного фонда (л.д.30-31).
Из ответа главы сельского поселения администрации с.п. Троицкое Кузнецовой О.А. <данные изъяты> года на представление прокурора следует, что Кочкина А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается копией постановления <данные изъяты> (л.д.33). При планировании бюджета на 2024 год будут предусмотрены расходы на приобретение манёвренного жилищного фонда (л.д.32).
Из ответа администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ года на требование прокурора от <данные изъяты> по обращению Кочкиной А.А. следует, что на территории поселения свободное муниципальное жилое помещение отсутствует, маневренный жилой фонд на территории муниципального района Сызранский отсутствует. Органы местного самоуправления не обязаны создавать маневренный фонд (л.д.28оборот-29).
ДД.ММ.ГГГГ года из ответа администрация с.п.Троицкое м.р.Сызранский на требование прокурора Сызранского района в связи с рассмотрением обращения Кочкиной А.А., следует, что органы местного поселения не обязаны создавать маневренный фонд (л.д.19).
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Кочкиной А.А., поскольку административный истец не имеет в собственности жилого помещения, в котором она может постоянно проживать, данное жилье утрачено в результате чрезвычайной ситуации – пожара и иного жилья не имеет, сгоревший жилой дом являлся её единственным местом жительства, нуждается в обеспечении жилым помещением маневренного фонда, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, при таких обстоятельствах суд пришел к выводу об обоснованности требований прокурора.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Вопросы предоставления жилья из маневренного фонда отнесены к ведению органов местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 20.03.2018 N 735 "О согласовании Положения "О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа Сызрань" в новой редакции", руководствуясь Уставом городского округа, Дума городского округа Сызрань решила утвердить Положение "О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа Сызрань" в новой редакции.
Так, в рассматриваемом случае такое решение принимается администрацией муниципального района в форме постановления администрации городского округа после рассмотрения данного вопроса на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам в течение <данные изъяты> рабочих дней с момента представления гражданином документов в администрацию городского округа (п. 6 Порядка).
Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Статьей 138 КАС РФ установлено, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
В случае выявления лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение, суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
К лицам, участвующим в деле, согласно статье 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относятся, в том числе, стороны; заинтересованные лица.
При таких обстоятельствах, учитывая сложившийся спор, суд первой инстанции, в нарушение действующего законодательства, не определил круг лиц, участвующих в деле, не привлек к участию в деле администрацию муниципального района Сызранский Самарской области, права и законные интересы которой затронуты при разрешении данного дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", при рассмотрении апелляционных жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда, определить состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве административного соответчика администрацию муниципального района Сызранский Самарской области, установить значимые по делу обстоятельства, проверить доводы сторон, предложить административным ответчикам представить дополнительные доказательства по заявленным требованиям, а в случае необходимости предложить административному истцу уточнить требования, дать оценку представленным сторонами доказательствам и принять законное и обоснованное решение по заявленным в административном исковом заявлении требованиям в полном объеме.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сызранского районного суда Самарской области от 23 января 2024 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: