Дело № 2-1148/2023
11RS0009-01-2023-001169-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ярановой С.В.,
при секретаре судебного заседания Бутыревой С.С.
с участием прокурора Яшник Е.В.,
представителя третьего лица Пудовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Республики Коми 05 сентября 2023 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования сельского поселения «Мещура» о возложении обязанности принять меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест их размещения,
установил:
Прокурор Княжпогостского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Мещура». Просит обязать ответчика принять меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест их размещения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района совместно с Княжпогостским районным отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее-Княжпогостский районный отдел по охране окружающей среды) проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования сельского поселения «Мещура» законодательства об отходах производства, в ходе которой установлен факт непринятия ответчиком мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО СП «Мещура».
Администрацией МО СП «Мещура» в рамках проекта «Новый бюджет» в 2022г. в пст. Мещура проведены работы по сносу ветхих и аварийных строений, а также по уборке образовавшегося после этого строительного мусора. Навалы отходов IV-V класса опасности для окружающей среды площадью 6566,82 кв.м. размещены непосредственно на земле, на участке с координатами -63°20/58,6//с.ш., 50°54/21,4//в.д.
Также выявлено нахождение отходов IV-V класса опасности для окружающей среды на земельных участках площадью 337,4 кв.м., и 2419, 35 кв.м. с координатами соответственно 63°20/58,0//с.ш., 50°54/26,8//в.д. и 63°20/57,1//с.ш., 50°54/13,5//в.д.
Помимо этого, в месте с координатами 63°20/57,2//с.ш., 50°54/14,5//в.д. вырыта яма, в которой размещены ТКО: стеклянные бутылки, банки, полиэтилен, картонные коробки, ржавые жестяные банки, холщовые мешки, пластиковые горшки и прочие отходы, также относящиеся к IV-V классу опасности для окружающей среды.
Просит суд обязать ответчика в срок до 01.10.2023г. принять меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированных перечисленных выше мест их размещения.
В судебном заседании прокурор Яшник Е.В. исковые требования поддержала полностью.
Представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «Мещура» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражает.
Представитель третьего лица Пудова Н.Н. с иском согласилась.
Выслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность (ст. 1).
В силу п.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ст. 13.4).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов на землю запрещается.
Статьей 14 Федерального закона от 16.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (ч. 4).
Органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Из материалов дела следует, что в силу Соглашения № 24 от 10.01.2023г., заключенного между администрацией МР «Княжпогостский» и администрацией СП «Мещура», вопросы участия в деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов переданы администрации СП «Мещура».
В соответствии с п. 18 ст. 5 Устава муниципального образования сельского поселения «Мещура», утв. решением Совета МО СП «Мещура» от 27.08.2013г. № 3-9/1, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрацией осуществляются полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 17 ст. 32 Устава).
ГОСТом 30772-2001 (постановление Госстандарта России от 28.12.2001г. № 67-ст, дата введения 01.07.2002г.) закреплено: собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п. 7.8). Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом установлено, что прокуратурой Княжпогостского района совместно с Княжпогостским районным отделом по охране окружающей среды проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования сельского поселения «Мещура» законодательства об отходах производства, в ходе которой установлен факт непринятия ответчиком мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО СП «Мещура».
Администрацией МО СП «Мещура» в рамках проекта «Новый бюджет» в 2022г. в пст. Мещура проведены работы по сносу ветхих и аварийных строений, а также по уборке образовавшегося после этого строительного мусора. Навалы отходов IV-V класса опасности для окружающей среды площадью 6566,82 кв.м. размещены непосредственно на земле, на участке с координатами -63°20/58,6//с.ш., 50°54/21,4//в.д.
Также выявлено нахождение отходов IV-V класса опасности для окружающей среды на земельных участках площадью 337,4 кв.м., и 2419, 35 кв.м. с координатами соответственно 63°20/58,0//с.ш., 50°54/26,8//в.д. и 63°20/57,1//с.ш., 50°54/13,5//в.д.
Помимо этого, в месте с координатами 63°20/57,2//с.ш., 50°54/14,5//в.д. вырыта яма, в которой размещены ТКО: стеклянные бутылки, банки, полиэтилен, картонные коробки, ржавые жестяные банки, холщовые мешки, пластиковые горшки и прочие отходы, также относящиеся к IV-V классу опасности для окружающей среды.
Материалами проверки подтверждено, что земельный участок, на котором находятся отходы, не передан кому-либо в аренду, собственник отходов не установлен.
Учитывая требования законодательства, на администрации МО СП «Мещура» лежит обязанность по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Неисполнение ответчиком данной обязанности влечет за собой реальную опасность причинения вреда здоровью населения и экологическим правам граждан, нарушению гарантированных государством прав и законных интересов граждан, проживающих и временно находящихся на территории МО СП «Мещура», т.е. неопределенного круга лиц. Иск прокурора подлежит удовлетворению.
Прокурор и ответчик - администрация муниципального образования сельского поселения «Мещура», являясь органом местного самоуправления, в силу пунктов 9 и 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Княжпогостского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Мещура» в срок до 01.10.2023г. принять меры по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с несанкционированных мест их размещения в кадастровом квартале 11:10:2201001 в местах с координатами:
-63°20/58,6//с.ш., 50°54/21,4//в.д.;
-63°20/58,0//с.ш., 50°54/26,8//в.д.;
-63°20/57,1//с.ш., 50°54/13,5//в.д.;
-63°20/57,2//с.ш., 50°54/14,5//в.д.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 12.09.2023г.
Судья С.В. Яранова