Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5017/2024 (2-16382/2023;) от 05.12.2023

Копия                      дело № 2-5017/2024

УИД: 24RS0048-01-2022-016067-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2024 года    г.    Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Заверуха О.С.,

при секретаре Фелипас С.А.,

с участием истца - Великонской Н.И.,

представителя ответчика - Гребенниковой М.В., доверенность от 20.01.2023г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Великонской Надежды Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Великонская Н.И. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в Советском районе г.Красноярка о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. Требования мотивированы тем, что Великонская Н.И. обратилась к ответчику для перерасчета страховой пенсии в связи с увольнением. Ответчиком в перерасчете пенсии отказано ввиду получения Великонской Н.И. выплаты за организацию и проведение государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте проведения экзамена с 23.05.2022г. по 04.07.2022г. с оплатой от КГКСУ «ЦОКО». Согласно ответа Министерства образования Красноярского края лица, привлекаемые для подготовки и проведения государственной итоговой аттестации, сотрудниками КГКСУ «ЦОКО» не являются. Со ссылкой на указанные обстоятельства просит суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет страховой пенсии с 01.08.2022г.

01.01.2023г. произошла реорганизация, в результате которой изменилось наименование ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю).

Истец - Великонская Н.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание представитель ответчика - ОСФР по Красноярскому краю не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения требований, поскольку страхователем КГКСУ «ЦОКО» представлены сведения о работе истца за август 2022 года, в связи с чем, основания для перерасчета пенсии с 01.08.2022г. отсутствуют.

Представитель третьего лица - КГКСУ «ЦОКО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Также представил пояснения относительно заявленных требований, из которых следует, КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем для лиц, привлекаемых для организации и проведения государственной итоговой аттестации, но в целях обязательного пенсионного страхования осуществляет передачу сведений о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в организации и проведении государственной итоговой аттестации.

Суд, с учетом заявления третьего лица, мнения истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Великонской Н.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно положениям ст.18 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выноситься решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Случаи перерасчета размера страховой пенсии предусмотрены частями 2, 5-8 ст.18 приведенного Федерального закона.

Согласно п.1 ст.26.1 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации.

В соответствии с п.3 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений 1.3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

В силу частей 6,7 Федерального закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В абзаце 2 части 1 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167 содержится перечень лиц, являющихся застрахованными, в том числе осуществляющих деятельность по оказанию услуг.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ).

Из положений ст.6 Федерального закона №27-ФЗ (понятие и содержание ИЛС), ст.8.1, п.2.2 ст.11, п.2.4 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ, пункта 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 года №211н, пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 года №545, следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1 –ого числа, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает о работодателей в сроки и по форме, предусмотренные Федеральным законом №27-ФЗ, на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1-3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 ст.26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).

Частью 9 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Пунктом 13 ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах.

Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, предусмотрены ст.170 ТК РФ.

Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 года №452-п «Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации» определен порядок выплаты компенсации, в соответствии с пунктом 3 которого для получения компенсации работник или представитель работника представляет в КГКСУ «Центр оценки качества образования» или в КБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о выплате компенсации по форме согласно приложению к Порядку.

КГКСУ «ЦОКО» осуществляет проверку соблюдения работниками условий выплаты компенсаций, установленных статьей 20 Закона Красноярского края от 26 июня 2014 года №6-2519 «Об образовании в Красноярском крае», и расчет размера компенсаций.

Согласно пункта 1 Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации, установленного постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2018 года №452-п (далее Порядок), Порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА устанавливает механизм выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим по решению уполномоченного Правительством Красноярского края органа исполнительной власти Красноярского края в сфере образования (далее – Министерство образования Красноярского края) в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение ГИА, который предусматривает выплату компенсации на основании приказа Министерства образования Красноярского края (п.2 Порядка); заявление в КГКСУ «ЦОКО» или КГБУ «МФЦ» и документы, указанные в п.3 Порядка, для получения компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный и дополнительные периоды – в течение 25 дней со дня завершения каждого из них, в основной период – в течение 45 дней со дня его завершения (п.5 Порядка); КГКСУ «ЦОКО» осуществляет выплату работникам компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный период – в срок до 5 августа, в основной период – в срок до 5 декабря, в дополнительный период – в срок до 25 декабря (п.19 Порядка).

Согласно пункту 13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ «ЦОКО» учитывает:

а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «ЦОКО»;

б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета таких работ, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;

в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ «ЦОКО» руководителями РЦОИ лично не реже одного раза в неделю

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «ЦОКО» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА.

Как разъяснил Минфин России в письме от 10 октября 2019 года №03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуги) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.

Так образом, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным статьями 702 и 778 ГК РФ, которые могут быть заключены, в том числе, и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 ГК РФ.

По смыслу приведенных выше нормативных положений выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

В ходе судебного разбирательства судом установлено и следует из материалов дела, что Великонская Н.И,, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является получателем досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с 03.09.2008г., зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 18.06.1998г.

Согласно трудовой книжки Великонской Н.И., последняя состояла в трудовых отношениях с МАОУ СШ №115, 22.07.2022г. трудовой договор с работником прекращен на основании п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ по инициативе работника.

01.09.2022г. Великонская Н.И. принята на должность учителя в МАОУ СШ №115.

Сведения о работе истца переданы в пенсионный орган работодателем МАОУ СШ №115 с указанием периодов работы – с 01.01.2022г. по июль 2022 года и с сентября 2022 года.

Также судом установлено, что КГКСУ «ЦОКО» представлена в ОСФР по Красноярскому краю отчетность о деятельности истца в августе 2022 года.

В письменных пояснениях КГКСУ «ЦОКО» от 12.04.2023г. указано, что Великонская Н.И. не является работником КГКСУ «ЦОКО», на основании приказа Министерства образования Красноярского края от 05.05.2022г. № привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена в качестве организатора в пункте проведения экзамена с 19.05.2022г. по 09.07.2022г.

28.06.2022г. Великонская Н.И. обратилась в КГКСУ «ЦОКО» с заявлением о выплате компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.

Великонской Н.И. приказом КГКСУ «ЦОКО» № от 24.08.2022г. назначена выплаты компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 19.05.2022г. по 09.07.2022г. в размере 5 775,84 руб. Выплата произведена в 31.08.2022г.

Согласно предоставленной в ходе рассмотрения дела представителем ОСФР по Красноярскому краю выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, имеются сведения о страхователе КГКСУ «ЦОКО» за отчетный период с 01.07.2022г. по 31.07.2022г.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что сведения о работе истца переданы в пенсионный орган МАОУ СШ №115 с указанием периода работы - январь 2022 года – июль 2022 года и с сентября 2022 года, за период с 01.07.2022г. по 31.07.2022г. сведения о работе истца переданы КГКСУ «ЦОКО», что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Таким образом, периодом осуществления истцом иной деятельности, с учетом приведенных выше положений закона, а также выплаты истцу в соответствии с приказом КГКСУ «ЦОКО» от 24.08.2022г. компенсации за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 19.05.2022г. по 09.07.2022г. в размере 5 775,84 руб. соответственно, является период с 01.07.2023г. по 31.07.2022г. включительно, в связи с чем, период с 01.07.2022г. по 31.07.2022г., за который сведения о работе истца переданы КГКСУ «ЦОКО», подлежит включению в страховой стаж истца в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3, части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ОСФР по Красноярскому краю обязанности произвести перерасчет пенсии не имеется, в связи с чем, в удовлетворении требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Великонской Надежды Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:      Заверуха О.С.

Решение в окончательной форме принято 20 февраля 2024 года.

Копия верна.

2-5017/2024 (2-16382/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Великонская Надежда Ивановна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ Красноярского края
Другие
КГКСУ Центр оценки качества образования
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2024Предварительное судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее