Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-882/2022 ~ М-762/2022 от 12.07.2022

дело № 2-882/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2022 г.                              г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н.,

при секретаре Дмитриевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании недействительным образования земельного участка, признании права собственности отсутствующим, снятии с государственного кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , признать право собственности Администрации МО «Северо-Байкальский район» на земельный участок с кадастровым номером отсутствующим, снять земельный участок с кадастрового учета.

Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законов в области охраны окружающей среды и природопользования установлены факты неправомерного образования земельных участков, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., расположен в Республики Бурятия, Северо-Байкальском районе, категория земель - земли населенных пунктов.

В соответствии со схемой расположения раздела земельного участка с кадастровым номером , утвержденной распоряжением главы администрации МО «Северо-Байкальский район» от 24.11.2020 № 470, определены границы земельного участка с кадастровым номером .

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано за администрацией МО «Северо-Байкальский район», что следует из Единого государственного реестра недвижимости.

Проверкой установлено, что спорный земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда, в выделах <данные изъяты> 157 Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества.

Данный вывод подтверждается заключением Бурятского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», основанном на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на границы земельного участка с кадастровым номером , сведениях о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с действующим законодательством, предоставление в собственность земель лесного фонда недопустимо.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006 утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, а также перечень населенных пунктов, вошедших в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.

Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, распоряжением № 470 образован земельный участок с кадастровым номером , территория которого частично расположена в Байкальском участковом лесничестве Северо-Байкальского лесничества в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли особо охраняемых территорий и объектов), чем земли лесного фонда, тем самым в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного в другую категорию земель и предоставлен в частную собственность земельный участок из земель государственного лесного фонда.

    В судебном заседании прокурор иск поддержал, дал пояснения по доводам, указанным в иске.

    Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности КСН иск поддержала, суду пояснила, что спорный земельный участок имеет пересечение с лесным фондом. При формировании земельного участка был запрос о том, имеет ли земельный участок пересечение с землями лесного фонда. Специалистом РАЛХ был подготовлен ответ, что такого пересечения нет. Однако данный ответ был подготовлен без заключения Рослесинфорг, соответственно, ответ нельзя считать правильным и он не может быть доказательством того, что земельный участок не имеет пересечение с лесным фондом. Заключением Рослесинфорг подтверждено, что земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда. Данное заключение выполнено на основании лесоустроительной документации.

В судебное заседание представитель соистца Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному органу (просил о рассмотрении дела в их отсутствие), представитель ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» (просил о рассмотрении дела в его отсутствие), представители третьих лиц Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав истца, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., расположен <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов.

В соответствии со схемой расположения раздела земельного участка с кадастровым номером , утвержденной распоряжением главы администрации МО «Северо-Байкальский район» от 24.11.2020 № 470, определены границы земельного участка с кадастровым номером .

Сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок частично расположен на землях государственного лесного фонда, в выделах <данные изъяты> 157 Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества.

В соответствии с действующим законодательством, предоставление в собственность земель лесного фонда недопустимо.

Из положений статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006 № 201-ФЗ, статьи 8 Лесного кодекса РФ, следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно статьям 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, части     2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии со статьей 101 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

Земельные участки из состава земель лесного фонда, в силу пункта 2, подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничены в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из положений статьи 91 Лесного кодекса РФ следует, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.

В силу части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

В силу статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство, в том числе включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.

Материалы лесоустройства включают в себя таксационные описания, планшеты о границах лесничества, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий.

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на лесной участок площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, является выписка из государственного лесного реестра с картой-схемой расположения лесного участка, являющиеся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» №68, площадь пересечения земельного участка с границами лесного фонда составила <данные изъяты>., в указанных координатах.

Данное заключение выполнено Бурятским филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», основано на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на границы земельного участка с кадастровым номером , сведениях о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Судом проверено заключение №68 на предмет его допустимости и относимости, установлено, что заключение о пересечении земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда выдавалось на основании запроса прокурора. Данное заключение подписано директором Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» МАВ

Заключение выполнено на основании материалов лесоустройства Северобайкальского участкового лесничества, Северобайкальского лесничества, 1986 г. и установленной приказом Рослесхоза №308 от 15.02.2019 г. границей Байкальского лесничества.

Заключение основано на Требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, утвержденных в Приложении N 1 к приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90.

В соответствии с положениями пункта 3.1. Устава ФГБУ «Рослесинфорг», основными целями и предметом деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений. Из пункта 3.2.3 Устава учреждения одним из основных видов деятельности ( работ, услуг), осуществляемых учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках государственного задания, является обеспечение установления границ лесничеств( лесопарков).

Форма заключения утверждена Приказом Рослесхоза от 01.02.2018 г. № 41 «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке», (вместе с «Регламентом работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления лот имени Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда»), содержит сведения об исполнителе с указанием его должности, место для подписи и указание на расшифровку подписи, подписывается заключение директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверятся печатью.

Тем самым, оценивая заключение №64, предоставленное Бурятским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», с точки зрения его допустимости и относимости (ст.ст.59, 60 ГПК РФ) в совокупности с другими доказательствами (ст. 67 ГПК РФ) считает, что данное заключение является допустимым доказательством по делу, подтверждающим доводы истца о наличии наложения спорного земельного участка с землями лесного фонда.

Согласно статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель – земли населенных пунктов.

Вместе с тем, оснований полагать, что данная категория земель в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости указана верно, не имеется, т.к. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером 03:17:220103:422 расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 3 части I Приложения 1 вышеназванного постановления, к объектам, составляющим основу национального богатства страны, относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006 утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, а также перечень населенных пунктов, вошедших в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства (Постановление Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 № 13 «Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства»).

Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Таким образом, из предоставленных материалов следует, что Администрацией МО «Северо-Байкальский район» в нарушение требований действующего законодательства, в отсутствие полномочий и права по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, распоряжением №470 от 24.11.2020 г. образован земельный участок с кадастровым номером , территория которого частично расположена в Байкальском участковом лесничестве Северо-Байкальского лесничества в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, инициирована постановка земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением иной категории земель (земли особо охраняемых территорий и объектов), чем земли лесного фонда.

Тем самым, в нарушение прямого запрета осуществлен перевод земель лесного в другую категорию земель и принято решение об определении границ спорного земельного участка из земель государственного лесного фонда.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; применения последствий недействительности ничтожной сделки; прекращения или изменения правоотношения, и другими способами.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53).

В связи с чем, суд считает обоснованными требования прокурора о признании недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> имеющего расположение: <адрес>, признании права собственности администрации МО «Северо-Байкальский район» на земельный участок кадастровым номером , отсутствующим, снятии его с государственного кадастрового учета.

В соответствии со статьями 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т.ч. посредством обращения с заявлением в суды.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации обратиться в суд, поскольку образование спорного земельного участка в отсутствие предоставленного права повлекло нарушение прав собственника - Российской Федерации, препятствует внесению в ЕГРН достоверных сведений о границах Северо-Байкальского лесничества; со стороны ответчика имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц, имеющих право на пользование лесами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании недействительным образования земельного участка, признании права собственности отсутствующим, снятии с государственного кадастрового учета удовлетворить.

Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> имеющего расположение: <адрес>.

Признать отсутствующим право собственности администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» на земельный участок с кадастровым номером .

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Окончательная форма решения принята ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья:                         Е.Н.Казакова

УИД:

12.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2022Передача материалов судье
14.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2022Подготовка дела (собеседование)
28.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023Дело оформлено
26.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее