Дело № 2-446/2024
УИД 37RS0016-01-2024-000523-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Юрьевец 26 июня 2024 года
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Чувилиной О.В.,
при секретаре Моревой Т.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Юрьевецкого района Лебедевой Т.В.,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец Ивановской области материалы гражданского дела по иску прокурора Юрьевецкого района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения часть земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Юрьевецкого района (далее - истец, прокуратура района) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения часть земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335, имеющего адресную часть: <адрес>, категории «земли населенных пунктов», с видом использования «для индивидуального жилищного строительства», вошедшую в водный объект - р. Ёлнать Горьковского водохранилища и в границы береговой полосы реки Ёлнать Горьковского водохранилища, площадью 4 131 кв.м., в следующих координатах: т.4:2323086.89; 339582.64, т.5:2323088.64; 339580.46, т.6:2323136.22; 339614.1, т.7:2323178.67; 339634.95, т.8:2323186.86; 339656.25, т.9:2323232.23; 339693.02, т.10:2323248.58; 339736.68, т.100:2323090.48; 339593.9524, т.101:2323098.7189; 339619.9312, т.102:2323123.1936; 339639.6880, т.103:2323153.2004; 339663.9106.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Юрьевецкого района проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 37:22:020102:1335, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, находится в собственности ФИО2 на основании договора купли-продажи заключенным последним с администрацией Юрьевецкого муниципального района. Граница земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335 находится в водном объекте - реке Ёлнать Горьковского водохранилища, пересекает береговую линию (границу водного объекта) Горьковского водохранилища на территории Ивановской области, кроме того, часть земельного участка находится в пределах 20-метровой береговой полосы названного водного объекта. Водный объект и его береговая полоса до формирования земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335 принадлежали на праве собственности государству. Согласно схематического чертежа сделанного специалистом межмуниципального отдела по г. Кинешме, Кинешемскому и Заволжскому района Управления Росреестра по Ивановской области, часть указанного земельного участка находится в береговой полосе реки Ёлнать, пересекает береговую линию и входит в водный объект, что нарушает запрет, установленный п. 5 ст. 27 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), в связи с чем прокурор обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании помощник прокурора Юрьевецкого района Лебедева Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокуратуры Юрьевецкого района признал в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ППК "Роскадастр" по Ивановской области, Управления Росреестра по Ивановской области, Администрации Юрьевецкого муниципального района, Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом в порядке главы 10 ГПК РФ.
Представитель Филиала ППК "Роскадастр" по Ивановской области, представил в суд письменный отзыв, в котором сообщаются сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок, а также содержится просьба о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Управления Росреестра по Ивановской области, представил в суд письменный отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил в суд письменный отзыв, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в свое отсутствие,.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая признание иска ответчиком, суд исходит из нижеследующего.
Согласно статье 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
На основании статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 37:22:020102:1335, принадлежит ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Он расположен по адресу: <адрес>, д. Захариха, <адрес>, имеет площадь 8000 кв.м., относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка. На участок распространяются ограничения, предусмотренные Водным кодексом РФ (л.д. 11-13).
Граница земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335 находится в водном объекте - реке Ёлнать Горьковского водохранилища, пересекают береговую линию (границу водного объекта) Горьковского водохранилища на территории Ивановской области, часть земельного участка находится в пределах 20-метровой береговой полосы указанного водного объекта.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст. 7 ЗК РФ состав земель в Российской Федерации определяется по целевому назначению, которые подразделяются на категории, в том числе самостоятельные категории составляют земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли водного фонда. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу п.1 ст. 5 ВК РФ, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфологических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Пунктом 2.3. указанной статьи определено, что к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, алы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, содержатся в государственном водном реестре (ч.1 ст. №! ВК РФ). В государственный водный реестр включаются документированные сведения о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования; о местоположении береговой линии (границы водного объекта). Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.10 ст. 31 ВК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 №253 «О порядке ведения государственного водного реестра» ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) случаев и периодичности её определения (далее-Правила). Одновременно данным постановлением внесены изменения в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
В силу п. 2 Правил, под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) в настоящих Правилах понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Пунктами 5, 6 указанных Правил определено, что установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации ; Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами, уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков. Работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (п.7 Правил). В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 8 Правил).
Согласно ч.45 ст. 5 ВК РФ, береговая линия (граница водного объекта) определяется для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
В силу пунктов 1 и 3 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не носит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Из пункта 2 статьи 15 ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч.1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, в соответствии с которой пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
На основании ч.1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Пунктом 6 статьи 6 ВК РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 21.12.2015 г. №308-ЭС15-13877 земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности Российской Федерации. Распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа.
При этом суд отмечает, что право собственности на земельный участок, включающий в себя часть береговой полосы водного объекта, принадлежит в силу прямого указания закона Российской Федерации независимо от того, зарегистрировано это за Российской Федерацией или нет, а также независимо от того, зарегистрировано ли такое право за другим лицом. Имеющееся у Российской Федерации право собственности на такой земельный участок не подлежит прекращению.
Согласно ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что земельные участки в пределах береговой полосы водных объектов являются собственностью Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.
Право распоряжения указанными землями, как землями неразграниченной государственной собственности, у администрации муниципального района отсутствовало.
Таким образом, водный объект и его береговая полоса до формирования земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335, принадлежали на праве собственности государству.
Пунктом 8 статьи 6 ВК РФ установлено, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии со статьями 6, 65 Водного кодекса РФ:
- Горьковское водохранилище является объектом общего пользования, находящимся в собственности Российской Федерации (ч.1 ст.6);
- ширина водоохраной зоны для Горьковского водохранилища составляет 200 м (ч.4 ст. 65);
- ширина прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища составляет 200 м и совпадает с шириной его водоохраной зоны (ч.6 ст. 65);
- береговая линия для Горьковского водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню (НПУ) (ч.4 ст. 5), который составляет 84 м Балтийской системы в створе Нижегородского гидроузла (в соответствии с «Основными правилами использования водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилища на р. Волга»);
- полоса вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначена для общего пользования (ч.6 ст. 6). Ширина береговой полосы Горьковского водохранилища составляет 20 м и измеряется от его береговой линии, то есть от его нормального подпорного уровня (84м).
По сведениям публичной кадастровой карты в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о береговой линии (границы водного объекта) Горьковского водохранилища на территории Ивановской области (реестровый №.3).
Согласно схематическим чертежам, выполненных специалистом межмуниципального отдела по г. Кинешме, Кинешемскому и Заволжскому районам Управления Реестра по Ивановской области, установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335 расположена в водном объекте - реке Ёлнать Горьковского водохранилища, т. е. за границей береговой линии в сторону водного объекта. Площадь земельного участка за границей водного объекта составила 2648 кв.м. Часть указанного земельного участка находится в 20-ти метровой зоне до границы водного объекта и составляет 1483 кв. м. По результатам сопоставления границ кадастровым инженером определены координаты поворотных точек границ части вышеуказанного земельного участка, входящую в береговую полосу реки Ёлнать, а также координаты точек пересечения земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335 с береговой линией и береговой полосой реки Ёлнать, что отражено в схеме (л.д. 41).
Таким образом, судом установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335, входящего в единое землепользование с кадастровым номером 37:22:020102:1335, принадлежащего ответчику, находится в береговой полосе реки Ёлнать, пересекает береговую линию и входит в водный объект, что нарушает запрет, установленный п.5 ст. 27 ВК РФ.
В то же время, установленные по делу обстоятельства указывают на то, что часть указанного земельного участка была приобретена ответчиком в результате возмездной сделки после приватизации исходного земельного участка, который в связи с нахождением в границах береговой полосы не мог передаваться в частную собственность.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Между тем, все перечисленные признаки судом в ходе рассмотрения настоящего дела установлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора Юрьевецкого района, предъявленных в защиту неопределенного круга лиц, об истребовании из чужого незаконного владения ФИО2 части земельного участка с кадастровым номером 37:22:020102:1335, вошедшей в водный объект - р. Ёлнать Горьковского водохранилища и в границы береговой полосы реки Ёлнать Горьковского водохранилища, площадью 4131кв.м, в следующих координатах: т.4: 2323086.89; 339582.64, т.5: 2323088.64; 339580.46, т.6: 2323136.22; 339614.1, т.7: 2323178.67; 339634.95, т.8: 2323186.85; 339656.25, т.9: 2323232.23; 339693.02, т.10: 2323248.58; 339736.68, т.100: 2323090.48; 339593.9524, т.101: 2323098.7189; 339619.9312, т.102: 2323123.1936; 339639.6880, т.103: 2323153.2004; 339663.9106.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что требования прокурора к ответчику были удовлетворены, с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора Юрьевецкого района в защиту неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения часть земельного участка, вошедшую в береговую полосу водного объекта, удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 <адрес>
Взыскать с ФИО2 <данные изъяты> в доход бюджета государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Чувилина
Решение суда в окончательной форме принято 28 июня 2024 года
Председательствующий О.В. Чувилина