32RS0027-01-2021-001846-73
Дело № 2-87/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года г. Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Головневе В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасова В.В. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 32 федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области», Федеральному казенному учреждению СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области, УФК Минфина РФ по Брянской области о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Черкасов В.В. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что отбывает наказание по приговору суда в виде лишения свободы в ФКУ ИК-№... УФСИН России по Брянской области. Черкасов В.В. указывает, что страдает <данные изъяты> заболеваниями: <данные изъяты>. Истец был доставлен из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области в ФКУЗ МСЧ-32 ФКУ ИК-2 «Областную больницу» г.Брянска, где установлены-обнаружены у Черкасова В.В. перечисленные выше хронические заболевания. В иске Черкасов В.В. указывает, что во время нахождения в ФКУЗ МСЧ-32 «Областной больнице» ФКУ ИК-2 г.Брянска неоднократно заявлял устно-письменно с просьбой представить истца перед комиссией МСЭ для постановки на медицинский учет, рассмотрении группы инвалидности при наличии хронических заболеваний. В данных заявлениях, как указывает истец, было отказано, мотивируя это нахождением в ФКУ СИЗО-1 г.Брянска и заявление следует подавать оттуда. Вернувшись в ФКУ СИЗО-1 г.Брянска истец подал заявление на комиссию МСЭ лично начальнику мед.санчасти ФКУ СИЗО-1 г.Брянска Х. Заявление было подано в сентября 2020 года на комиссию МСЭ, однако по состоянию на 04.03.2021г. Черкасов В.В. комиссии МСЭ представлен не был. В иске Черкасов В.В. указывает, что ему заменили прописанное врачом-специалистом лекарство <данные изъяты> на аналогичное без необходимых для этого обследований, анализов, подбора лекарственных средств, рекомендаций врачей <данные изъяты>, а лишь по «телефонному звонку». Истец указывает, что при наличии 2-3 и более тяжелых хронических заболеваний УФСИН Брянской области он был направлен отбывать наказание в отдаленную ФКУ ИК-№... Брасовского района, где нет жизненно необходимого и жизненно важного лечения, нет врачей специалистов, анализов, нет «глюкометра», лекарств, обследований, контроля состояния здоровья истца. Это обстоятельно истец трактует как факт нарушения его прав, так как эти действия калечат его здоровье, убивают его жизнь.
На основании изложенного, Черкасов В.В. просит взыскать с ответчика УФСИН России по Брянской области г.Брянска, ФКУЗ МСЧ-32 Брянской области, Администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области г.Брянска сумму в размере 700 000 рублей за причиненный истцу моральный и душевный вред.
В ходе разбирательства гражданского дела к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: ФСИН России, УФК Минфина РФ по Брянской области.
В судебном заседании представитель ответчика ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, по доверенностям Прищеп А.М., представитель ответчика ФКУЗ «МСЧ-32 ФСИН России», ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области по доверенностям Плюгина О.Ю. иск не признали, просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В судебное заседание истец Черкасов В.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения представителей ответчиков, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Черкасов В.В. <дата> содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области в период с <дата> по <дата>, периодически убывая из учреждения, что подтверждается Справкой по личному делу и находился под наблюдением в филиале «Медицинская часть № 6» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России.
В период с <дата> по <дата> Черкасов В.В. находился на обследовании и лечении в Филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты>.
В больнице осужденному выполнили комплекс лабораторных и функциональных методов исследования.
После проведенного обследования общее состояние осужденного улучшилось, выписан из больницы с рекомендацией приема лекарственных средств.
В течение 2020-2021 годов осужденный Черкасов В.В. продолжал получать <данные изъяты> и противовирусные лекарственные средства, ему регулярно выполняли исследования <данные изъяты>, что подтверждается выписным эпикризом из медицинской карты №... стационарного больного.
В данный период времени нахождения истца в филиале «Больница», по результатам проведенного обследования установлено, что медицинские показания для прохождения процедуры по установлению инвалидности в МСЭ отсутствуют, что подтверждается заключением №... врачебной комиссии о медицинском освидетельствовании осужденного от <дата>.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В силу ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний России, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в следственных изоляторах, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (пункт 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года №285).
Организация медицинской помощи осужденным, а также контроль качества ее оказания и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляется ФСИН России.
Лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико- санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем (п. 8 Порядка).
В ФКУ СИЗО-1 У ФСИН России по Брянской области первичная медико-санитарная помощь оказывается медицинской частью № 6 ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России.
ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, согласно Устава, является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим, в том числе медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, их лекарственное обеспечение. Имеет статус медицинской организации.
Согласно п. 129 Приказа Минюста России от 14.10.2005 N. 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы" при медицинских частях СИЗО организуются стационарные отделения. Для оказания подозреваемым или обвиняемым срочной или специализированной медицинской помощи, которая не может быть оказана в СИЗО, эти лица помещаются для стационарного лечения в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы.
Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. N 585н «О Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы согласно приложению, которое определяет основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Данные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности.
Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Согласно Приложению N 1 к классификациям и критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. N585H установлены заболевания, подпадающие под установление инвалидности.
Согласно Приказу Минздрава РФ и Минюста РФ от 28 августа 2001 г, N346/254 "Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы", медицинских противопоказаний для отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области у Черкасова В.В. не имеется, таким образом доводы истца о переводе для отбывания наказания в другое исправительное учреждение несостоятельны.
В штатном расписании филиала «Медицинская часть № 2» (ФКУ ИК-4) не предусмотрена должность эндокринолога.
Все необходимые консультации и лечение <данные изъяты>, в части имеющихся заболеваний, осужденный Черкасов В.В. получил в филиале «Больница», осужденному назначено лечение.
Кабинет врача - терапевта «Медицинской части № 2» (ФКУ ИК-№...) оборудован в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 899н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология", т.е. наличие глюкометра в данном кабинете предусмотрено.
Таким образом, совершение оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим медицинское обеспечение осужденных и порядок оказания им медицинской помощи.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Компенсация морального вреда предусмотрена статьями 151, 1099-1101 ГК РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу с п.п. 1,8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Исходя из данных положений Пленума ВС РФ, по спорам о компенсации морального вреда, обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются:
- сам факт причинения гражданину определенных (причем конкретных) нравственных и (или) физических страданий (нужно четко уяснить, в чем выразились эти страдания, насколько они были реальными, нет ли тут указанных в ст. 10 ГК элементов злоупотребления правом);
- характер и полноту доказательств, подтверждающих факт причинения морального вреда, отвечают ли эти доказательства требованиям относимости и допустимости;
- соотношение между степенью вины причинителя и характером причиненного морального вреда, а также размером компенсации, требуемым истцом, и действительным объемом физических и нравственных страданий.
В соответствии со ст.56 Гражданско-процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Истцом в нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих факт, что в результате виновных действий должностных лиц УФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, были нарушены права истца и ему был причинен моральный и материальный вред
При указанных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черкасова В.В. к Управлению федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 32 федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области», Федеральному казенному учреждению СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области, УФК Минфина РФ по Брянской области о взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий М.Р. Борлаков
Резолютивная часть решения оглашена 28.01.2022 года
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2022 года