Дело №2-217/2020
13RS0019-01-2020-000080-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Рузаевка 12 марта 2020 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Пыресевой О.А.,
при секретаре судебного заседания Карабановой З.А.,
с участием в деле:
представителей истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарских районах Михайлова Ю.П., Артюшкина Д.В., действующих по доверенностям от 9 января 2020 г.,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» Кильдюшкиной О.В., действующей по доверенности от 1 июля 2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарских районах в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» о понуждении обеспечить качество питьевой воды системы холодного водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
установил:
согласно мониторингу, проведенному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия за период 2017-2019 г.г., на лабораторные исследования были отобраны пробы воды питьевой системы холодного водоснабжения из водопроводного крана разводящей сети аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>.
По результатам санитарно-гигиенических исследований согласно протоколам лабораторных исследований в воде обнаружено превышение фтора, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001г. N24).
Истцом установлено, что в соответствии с Уставом ООО «Рузаевское водопроводное предприятие» создано в целях обеспечения бесперебойного снабжения водой потребителей на территории Рузаевского муниципального района, и для получения прибыли осуществляет деятельность, в том числе по сбору питьевой воды из естественных источников, очистке питьевой воды в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, транспортировке воды к потребителям, эксплуатации оборудования, сетей и сооружений, предназначенных для обеспечения потребителей услугами водоснабжения, техническому обслуживанию и контролю технического состояния систем водопотребления потребителей. Ответчик несет ответственность за качество питьевой холодной воды, поступающей в разводящую сеть аптеки №. Просит обязать ответчика ООО «Рузаевское водопроводное предприятие» подавать в разводящую сеть аптеки № по адресу: <адрес>, питьевую воду системы холодного водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по содержанию бора, фтора.
Представителем ответчика представлен отзыв на иск, в котором указано, что у истца отсутствовали правовые основания для обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку ответчик заключил с АО «Водоканал» договор аренды на объекты водоснабжения, договор купли-продажи холодной воды, в соответствии с которыми АО «Водоканал» осуществляет деятельность по подъему холодной воды из скважин и продает её ООО «Рузвода», которое, в свою очередь, поставляет холодную воду потребителям городского поселения Рузаевка. Повышенное содержание в подземных водах фторидов характерно для всех централизованных водозаборов. В статье 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В Арбитражном суде Республики Мордовия рассматривается заявление АО «Водоканал» и ООО «Рузвода» к администрации городского поселения Рузаевка о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в отсутствии разработки инвестиционных программ развития водоканализационного комплекса в целях улучшения качества питьевой воды (л.д.98-100).
25.02.2020 истцом представлено заявление об уточнении исковых требований, в котором просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» подавать в разводящую сеть аптеки № по адресу: <адрес>, питьевую воду системы холодного водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по содержанию бора, фтора со сроком исполнения до 01.03.2022 (л.д.139).
В судебном заседании представители истца Михайлов Ю.П., Артюшкин Д.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, но уточнили срок исполнения обязанности ответчика подавать питьевую воду в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами до 01.03.2023.
Представитель ответчика Кильдюшкина О.В. с требованиями обязать общество с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» подавать в разводящую сеть аптеки № по адресу: <адрес>, питьевую воду системы холодного водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по содержанию бора, фтора со сроком исполнения до 01.03.2023 согласилась.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структур федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия (далее Управление) - территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 322, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Полномочия Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах утверждены приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия от 22.11.2012 № в Положении о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах (л.д.51-63).
В соответствии с пунктом 10.36 Положения Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Судом установлено, что ответчик ООО «Рузаевское водопроводное предприятие» является юридическим лицом. Основным видом деятельности является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (л.д.64-68).
В соответствии с Уставом ООО «Рузаевское водопроводное предприятие» создано в целях обеспечения бесперебойного снабжения водой потребителей на территории Рузаевского муниципального района, и для получения прибыли осуществляет деятельность, в том числе, по сбору питьевой воды из естественных источников, очистке питьевой воды в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами и государственными стандартами, транспортировании воды по водопроводным сетям от водозабора и естественных источников к потребителям, эксплуатации оборудования, сетей и сооружений, предназначенных для обеспечения потребителей услугами водоснабжения, техническому обслуживанию, контролю технического состояния систем водопотребления потребителей (л.д.69-73).
Согласно договору холодного водоснабжения № от 01.07.2017 между ООО «Рузаевское водопроводное предприятие» обязалось подавать через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду ГУП РМ «Фармация», в том числе через разводящую сеть аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>; обязалось осуществлять производственный контроль качества холодной воды (п.4.1), качество подаваемой воды должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п.7.2) (л.д.131-134).
В соответствии со статьями 44, 45 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия организуется и ведется в установленном порядке социально-гигиенический мониторинг.
Согласно мониторинга, проведенного за период 2017-2019 г.г., на лабораторные исследования были отобраны пробы воды питьевой системы холодного водоснабжения из водопроводного крана разводящей сети аптеки №, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.10,13).
По результатам санитарно-гигиенических исследований (протоколы лабораторных исследований № от 21.08.2017, № от 26.10.2017, № от 26.02.2018, № oт 13.06.2018, № от 15.08.2018, № от 16.08.2018, № от 18.10.2018, № от 25.10.2018, № от 21.03.2019, № от 15.03.2019, № от 24.06.2019, № от 28.06.2019, № от 14.08.2019) в воде питьевой системы холодного водоснабжения отобранной из водопроводного крана разводящей сети аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>, обнаружено превышение в 2017 г. фтора в августе (протокол лабораторных исследований № от 21.08.2017) - 2,71±0,41, в октябре (протокол лабораторных исследований № от 26.10.2017) - 2,78±0,42 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л; в 2018 г. превышение фтора в феврале (протокол лабораторных исследований № от 26.02.2018) - 2,68±0,40 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л; в июне (протокол лабораторных исследований № or 13.06.2018) - 2,50±0,38 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л; в августе (протокол лабораторных исследований № от 15.08.2018) - 2,53±0,38 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л; превышение бора суммарно в августе (протокол лабораторных исследований № от 16.08.2018) - 0,99±0,05 при гигиеническом нормативе не более 0,5 мг/л; превышение фтора в октябре (протокол лабораторных исследований № от 18.10.2018) - 2,36±0,35 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л; превышение бора суммарно в октябре (протокол лабораторных исследований № от 25.10.2018) - 1,32±0,07 при гигиеническом нормативе не более 0,5 мг/л; в 2019 г. превышение фтора в марте (протокол лабораторных исследований № от 15.03.2019) - 2,63±0,08 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л; превышение бора в марте (протокол лабораторных исследований № от 21.03.2019) -1,06±0,05 npи гигиеническом нормативе не более 0,5 мг/дм3; превышение фтора в июне (протокол лабораторных исследований № от 24.06.2019) - 2,54±0,38 при гигиеническом нормативе 1,5 мг/л; превышение бора суммарно в июне (протокол лабораторных исследований № от 28.06.2019) - 1,63±0,08 при гигиеническом нормативе не более 0,5 мг/дм3; превышение фторид-ион в августе (протокол лабораторных исследований № от 14.08.2019) -2,69±0,38 при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дм3, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. N24 (л.д.23-50).
Ответчиком результаты санитарно-гигиенических исследований не опровергнуты.
Таким образом, установлено, что ООО «Рузаевское водопроводное предприятие» осуществляет оказание услуг водоснабжения в нарушение статьей 11 и 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В данном случае определить круг лиц, которым должно быть обеспечено надлежащее предоставление услуги водоснабжения, не предоставляется возможным в виду его многочисленности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 19 Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно пункту 1.3. указанные Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
В соответствии с пунктами 3.4.1 п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
Суд соглашается с доводами истца, и считает, что предоставлены достаточные допустимые доказательства, подтверждающие факт нарушения ответчиком действующего санитарного законодательства, что является его обязанностью, и влекущего нарушение прав неограниченного круга потребителей.
Следует отметить, что объекты водоснабжения относятся к объектам высокой гигиенической значимости, несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, устанавливающих санитарные требования к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, создает угрозу возникновения и распространения заболеваний, а также угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика заявленные требования со сроком исполнения до 01.03.2023 в судебном заседании признала.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание иска может быть выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме. При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов других лиц.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и считает их подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет.
С ответчика подлежит взысканию в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственная пошлина в размере 300 рублей, размер которой определен в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
С ответчика общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» подлежит взысканию в доход бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 173,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарских районах в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» о понуждении обеспечить качество питьевой воды системы холодного водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» подавать в разводящую сеть аптеки № по адресу: <адрес>, питьевую воду системы холодного водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по содержанию бора, фтора со сроком исполнения до 01.03.2023.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское водопроводное предприятие» в доход бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия О.А. Пыресева
Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2020 г.