Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1867/2022 (2-10314/2021;) от 03.09.2021

78RS0-26

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года                             <адрес>

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Мартьяновой С.А.,

при помощнике ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к ФИО1 об обязании разработать проект рекультивации земель,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор (далее – истец) обратился в во Всеволожский городской суд <адрес> с иском об обязании ответчика разработать согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель» проект рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:07:1047002:1711, в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления в силу судебного решения, в обоснование иска указал, что ответчиком произведено захламление указанного земельного участка путем завоза на его территорию отходов производства и потребления непосредственно на почве, без специального искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.

Помощник Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора – ФИО4 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик в судебное заседание не явилась, для участия в деле направила представителя ФИО5, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, который в ходе судебного разбирательства оставил на усмотрения суда принятие решения, но просил при принятии решения учесть материальное положение ответчика и увеличить период исполнения решения суда.

Представители третьих лиц: Комитета государственного экологического надзора <адрес>, администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд определил дело рассмотреть в отсутствие представитель третьего лица.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , государственный земельный надзор осуществляется 3 уполномоченными органами: Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Государственный земельный надзор Росреестра направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.

Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:07:1047002:386 категории земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования и земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1047002:1710, 47:07:1047002:1711 категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для размещения бизнес-центров, офисных центров проведена выездная проверка с участием межрайонного природоохранного прокурора.

В соответствии с актом осмотра указанных выше указанных земельных участков, составленного специалистом оперативно-инспекционного отдела Департамента административно-правового обеспечения и оперативной работы оперативно-инспекционного отдела Комитета государственного экологического надзора <адрес>, выявлено, что земельные участки захламлены отходами производства и потребления путем их размещения непосредственно на почве, представляют собой отходы грунта при проведении земляных работ с включением лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, мусора от сноса и разборки зданий несортированного, древесных отходов от сноса и разборки зданий. Указанные отходы складированы в вертикальной плоскости, наблюдались следы гусеничной техники.

Также из акта осмотра Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в границах земельных участков 47:07:1047002:1710, 47:07:1047002:1711 имеются отходы производства и потребления, ориентировочно складированные в котловане, подготовленном для захоронения отходов.

Все указанные выше обстоятельства подтверждаются фотоматериалами, являющимися приложениями к составленным уполномоченными лицами актам.

Согласно пункту 8 письма Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ о нарушениях земельного законодательства, уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно, либо требуют введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Так материалами дела подтверждается, сторонами не опровергнуто, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 47:07:1047002:1711 принадлежит на праве собственности ответчику ФИО1.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно абзацам 1, 2, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), «деградация земель» - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов; «рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно пункту 3 Правил , следует, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Мероприятия (технические, биологические), которые необходимо учесть при разработке и утверждении проекта рекультивации, указаны в пункте 8 Правил .

В подпункте «б» пункта 13 Правил , указано, разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется в том числе с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка.

Как следует из пункта 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из пункта 6 Правил следует, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно абзацу 14 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно требованиям статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с требованиями статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В силу статьи 56 ГПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе материалы административной проверки в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу о наличии вины ответчика, как собственника земельного участка в допущении нарушения норм земельного законодательства и законодательства о защите окружающей среды. Доказательств виновности иных лиц в правонарушении ответчиком в материалы дела не представило.

С учетом изложенного исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Реализуя требование ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исходя из объема работ, которые возлагаются на ответчика, суд полагает необходимым установить 12-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для проведения мероприятий по разработке проекта рекультивации земель для загрязненного земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, и приведении в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

В соответствии со ст. 144 ч. 3 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

Определением    Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры в виде наложения запрета ФИО1 осуществлять действия по завозу отходов на земельный участок с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение; а также запрета Управлению Росреестра по <адрес> совершать регистрационные действия, направленные на отчуждение или обременение вышеуказанного земельного участка.

Поскольку требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, суд не усматривает оснований для снятия мер по обеспечению иска и сохраняет их до исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФИО1 разработать проект рекультивации земель для загрязненного земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, и провести в соответствии с проектом мероприятия по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении ходатайства об отмене мер по обеспечению иска, принятых определением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городского суд <адрес>.

    Судья

2-1867/2022 (2-10314/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Фальконе Наталья Витальевна
Другие
АМО "ВМР"
Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области
Суд
Всеволожский городской суд Ленинградской области
Судья
Мартьянова Светлана Александровна
Дело на странице суда
vsevgorsud--lo.sudrf.ru
03.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.09.2021Передача материалов судье
08.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.11.2021Предварительное судебное заседание
24.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.02.2022Предварительное судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее