Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Черлак 05 мая 2022 года
Дело № 2-82/2022
55RS0038-01-2021-001525-72
Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2022 г.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.05.2022 г.
Черлакский районный суд Омской области в составе
Председательствующего судьи Околелова Ю.Л.
При секретаре Жуковой В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Черлакского района в защиту интересов Парфимович Елены Андреевны к Администрации Черлакского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Черлакского района Омской области в защиту интересов Парфимович Елены Андреевны, обратился в суд с указанным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не принятию мер по приведению жилого помещения предоставленного по договору социального найма, расположенного по адресу <адрес> состояние отвечающее санитарным и техническим требованиям, и обязать ответчика привести указанное жилое помещение в состояние отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не принятию мер по приведению жилого помещения предоставленного по договору социального найма, расположенного по адресу <адрес> состояние отвечающее санитарным и техническим требованиям, и обязать ответчика предоставить Парфимович Е.А. по договору социального найма жилое помещение отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование иска указано, что 09.08.2010 года администрацией Черлакского муниципального района Парфимович Е.А. по договору социального найма было предоставлено жилое помещение расположенное по адресу <адрес>. Совместно с Парфимович Е.А. в указанном жилом помещении проживают ее дети ПАВ, ПРВ, ПВВ Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ответчику. В настоящее время жилое помещение по указанному адресу непригодно для проживания, имеет просадки, трещины, что влечет нарушение жилищных прав нанимателя. Вместе с тем в нарушение требований действующего законодательства, Администрацией Черлакского муниципального района не предпринимаются меры направленные на привидение жилого помещения в состояние отвечающее санитарным и техническим требованиям. Истец просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель истца помощник прокурора Черлакского района Яшкин А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал с учетом их уточнения, просил их удовлетворить.
Парфимович Е.А., в чьих интересах заявлен иск, в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала и показала, что в 2010 году ей как сироте Администрацией Черлакского муниципального района по договору социального найма была предоставлена квартира расположенная по адресу <адрес>. На момент заселения жилое помещение нуждалось в ремонте, потолок, пол, крыша. После этого она обращалась к ответчику по вопросу ремонта, но ремонт не проводился. Кроме этого в 2011 и в 2013 годах в жилом помещении происходили пожары, тушением занимались самостоятельно. В доме делается косметический ремонт. На проведение капитального ремонта нет средств. Впоследствии было проведено комиссионное обследование данной квартиры и она признана непригодной для проживания. Кроме этого Парфимович Е.А. под средства материнского капитала было приобретено жилое помещение расположенное по адресу <адрес>. В данное жилое помещение она не переехала, не проживала в нем, и впоследствии данное жилое помещение было разобрано неизвестными лицами.
Представитель ответчика Администрации Черлакского муниципального района Омской области Козлова Е.В. действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала и пояснила, что Парфимович Е.А. проживает в <адрес> по договору социального найма, на момент передачи квартиры каких-либо претензий у Парфимович Е. по ее техническому состоянию не было. 10.12.2021 года по заключению комиссии указанное жилое помещение признано не пригодным для проживания, ремонт в данной квартире нецелесообразен. Иного жилого помещения расположенного в с.Большой Атмас Администрация Черлакского муниципального района в собственности не имеет для предоставления Парфимович Е.А. Кроме этого Парфимович Е.А. имеет в собственности другое жилое помещение расположенное в <адрес>. Просит предоставить ответчику срок для исполнения решения суда на 1 год в связи с необходимостью проведения процедур по приобретению иного жилого помещения в собственность Администрации района и предоставления его по договору социального найма Парфимович Е.А.
Представитель третьего лица Комитета финансов и контроля Администрации Черлакского муниципального района в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица Администрации Большеатмасского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договора социального найма предоставляются в том числе иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, или законом субъекта российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, или законом субъекта российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, или законом субъекта российской Федерации.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемым по договору социального найма, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее ученой нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
В силу ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п.3 и п.5 ч.1 ст.5 Закона Омской области от 28.12.2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», к полномочиям органов местного самоуправления Омской области в сфере жилищных отношений относится ведение в установленном настоящим Законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.55.25 ГрК РФ, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения является собственник здания, сооружения, или лицо которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании, в случае если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно ст.65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан в том числе, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п.49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", на основании заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как было установлено в судебном заседании, жилое помещение расположенное по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности Черлакскому муниципальному району <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.11.2021 г., свидетельством о государственной регистрации права от 27.07.2010 г.
Согласно постановления Администрации Черлакского муниципального района от 30.07.2010 года, и договора социального найма жилого помещения № 401 от 09.08.2010 года, Администрация Черлакского муниципального района передала вышеуказанное жилое помещение по договору социального найма Парфимович Е.А. При этом наймодатель обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Парфимович Е.А. совместно с ее детьми ПАВ, ПРВ, ПВВ были вселены в указанное жилое помещение.
Согласно акта обследования жилого помещения от 01.04.2021 года, составленного комиссией Администрации Черлакского муниципального района, жилое помещение расположенное по адресу <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, рекомендован капитальный ремонт помещения.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес Администрации Черлакского муниципального района 04.05.2021 года внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Из ответа Администрации Черлакского муниципального района от 15.06.2021 г. следует, что проведение ремонтных работ в жилом помещении по адресу <адрес>, нецелесообразно. Парфимович Е.А. будет предложено переселение в иное жилое помещение на условиях договора социального найма.
Из акта обследования помещения № 265 от 01.12.2021 г. проведенного комисcионно, в отношении жилого помещения по адресу <адрес>, следует что комиссия пришла к выводу о его непригодности для проживания, что так же подтверждается заключением комиссии от 01.12.2021 г., фактический износ жилого помещения по основным конструктивным элементам составляет 75,5 %.
Согласно распоряжения Администрации Черлакского муниципального района № 719-р от 10.12.2021 г. жилое помещение расположенное по адресу <адрес>, признано непригодным для проживания.
Согласно выписки ЕГРН от 13.05.2021 г. Парфимович Е.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение расположенное по адресу <адрес>, что так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.03.2012 г., договором купли-продажи от 15.01.2012 г.
Согласно сообщения Администрации Русско-Полянского муниципального района от 23.03.2022 г., произведено обследование жилого помещения расположенного по адресу <адрес>, из которого следует, что жилое помещение имеет трещины в цоколе, трещины в стенах, обрушение чердачного перекрытия, разрешение дверных проемов, отсутствие листво шифера, частичное разрушение оконных проемов, разрушение пола, отопление отсутствует, электроснабжение и водоснабжение отключено.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Указанные положения Гражданского кодекса РФ направлены на обеспечение условий для осуществления права на жилище, и если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам во вне очередном порядке другие жилые помещения общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления.
В силу ч.3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По мнению суда наличие в собственности Парфимович Е.А. иного жилого помещения не может являться основанием для отказа в иске, при том, что жилое помещение расположенное по адресу <адрес>, находится в разрушенном состоянии и не отвечает требованиям предъявляемым к жилым помещениям.
В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения, не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании ст.89 ЖК РФ.
Требования истца о признании незаконным бездействия со стороны ответчика связанное с непринятием мер по приведению спорного жилого помещения предоставленного по договору социального найма в состояние отвечающее санитарным и техническим требованиям, а так же о возложении обязанности на ответчика предоставить ему иное жилое помещение по договору социального найма являются обоснованными, одновременно с этим, учитывая объем заявленных требований, вышеизложенные обстоятельства дела установленные в заседании, необходимость проведения ряда мероприятий по приобретению в собственность Администрации муниципального района иного жилого помещения для передаче его Парфимович Е.А., суд полагает возможным предоставить ответчику срок для выполнения решения до 30.03.2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Прокурора Черлакского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области по не принятию мер по приведению жилого помещения предоставленного по договору социального найма, расположенного по адресу <адрес> состояние отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области предоставить Парфимович Елене Андреевне ... по договору социального найма жилое помещение отвечающее санитарным и техническим требованиям в срок до 30.03.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Л.Околелов