УИД 35RS0021-01-2022-000224-57
Гражданское дело № 2-118/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тарногский Городок 22 сентября 2022 года
Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Ординой О.А.,
с участием заместителя прокурора Тарногского района Ангулиной О.Н.,
представителя ответчика администрации Тарногского муниципального района Вологодской области Вахнева Д.С., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица Главного МСЧ России по Вологодской области Хлыбова В.А., действующего на основании доверенности,
при секретаре Дмитриевской В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Тарногского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Тарногского муниципального района Вологодской области об обязании произвести паспортизацию мостовых сооружений, обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, об обеспечении проведения ремонта мостов в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечении грузоподъемности мостов для проезда пожарной техники,
установил:
И.о. прокурора Тарногского района в защиту неопределенного круга лиц Ангулина О.Н. обратилась в суд с иском к администрации Тарногского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности обеспечить проведение мостов в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечении грузоподъемности мостов для проезда пожарной техники. В обоснование иска указали, что прокуратурой района проведена проверка по факту обрушения моста через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района, в результате которой выявлены нарушения требований федерального законодательства при осуществлении дорожной деятельности должностными лицами администрации Тарногского муниципального района.
В результате проверки установлено, что мост через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района в реестре муниципальной собственности как отдельный объект не числится, а является частью автомобильной дороги Слободинская-Александровская. Мост через реку Верхняя Майга также не числится как отдельный объект, а является частью автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская. 03.06.2022 в администрацию района поступила информация о частичном разрушении настила деревянного моста через р. Кокшеньга. При выезде на место установлено, что произошло проседание приблизительно на 1 м. одного пролета деревянного моста длиной 18 м. (со стороны д. Степановская), продольный настил сломан, металлическая продольная балка не имеет жесткой опоры по причине разрушения свайной насадки. Проезд автотранспорта по мосту невозможен. Через вышеуказанный мост осуществляется транспортное сообщение с населенными пунктами: д. Александровская, д. Павломатвеевская, д. Шалимовская, д. Митрошинская, д. Тюрдинская, в которых проживает 31 человек, из них 5 детей. Альтернативного проезда в данные населенные пункты не имеется. В текущем году администрацией района с привлечением специалиста главного инженера ООО «Дорстрой» проведено обследование моста через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района, составлен акт обследования от 11.04.2022. Согласно указанному акту обследования установлено, что заборные стенки моста подвержены гниению, частично разрушены; сваи моста частично разрушены, поражены гнилью и грибком; насадки разрушены, прогнили, поражены грибком; продольный и поперечный настил прогнил, поражен грибком, имеются разрушения. В акте обследования сделан вывод о том, что мост ввиду почти полного разрушения конструкции и в совокупности вышеуказанных дефектов находится в аварийном состоянии; несущая способность мостовых конструкций утрачена, сооружение может обрушиться под собственным весом; мост не может использоваться по назначению – в результате воздействия от нагрузки (проезд транспорта свыше 3 т.) создается опасность жизни и здоровью людей и повреждения имущества; требуется замена конструктивных элементов моста. ИП Ковалева А.Ю. была составлена смета на ремонт указанного моста на сумму 10 542 тыс. руб. (на 25.02.2022), однако работы своевременно проведены не были, что привело к частичному обрушению моста. После введения режима «Чрезвычайная ситуация», связанного с частичным обрушением моста через реку Кокшеньга у д. Степановская, администрацией района 17.06.2022 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту вышеуказанного моста, согласно смете (на 01.06.2022) стоимость работ составила 2 007 тыс. рублей. Таким образом, в соответствии с вышеуказанным муниципальным контрактом выполнен не весь объем первоначально планируемых работ по ремонту моста, в результате чего грузоподъемность (несущая способность) моста на сегодняшний день составляет всего 3 т. В случае возникновения пожара в населенных пунктах, расположенных на другом берегу реки Кокшеньга, проезд пожарной техники по указанному мосту будет невозможен ввиду того, что масса имеющегося на вооружении 25 ПСЧ пожарного автомобиля АЦ-40 (131) на базе ЗИЛ-131 составляет 10 т., а автомобиля АЦ-5,5-40 на базе УРАЛ-5557 – 18 т. Мост через реку Верхняя Майга, являющийся участком автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская, также частично разрушен, проезд по нему невозможен. Ремонт указанного моста осуществлялся в период с 14.12.2018 по 15.02.2019, однако в настоящее время гарантийный срок на выполненные работы истек.
В обоснование своей правовой позиции истцом приведены положения ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 1.7 Свода правил СП 79.13330.2012 «СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний» обследования мостов и труб, находящихся в эксплуатации, должны проводиться регулярно (в плановом порядке) с периодичностью, установленной в ведомственных руководствах (инструкциях) по текущему содержанию сооружений. Порядок и правила проведения работ по текущим, периодическим и специальным осмотрам мостов и труб, эксплуатируемых на автомобильных дорогах регламентированы «ВСН 4-81. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах», п. 7.5. СП 79.13330.2012. «Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86», п. 5.1 СП 35.13330.2011. «Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2, п. 5 ч. 1 ст. 15), ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. п. 6, 12 ст. 3, ст. 13, ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Со ссылкой на положения ст. 12 ГК РФ истец полагает, что понуждение администрации Тарногского муниципального района исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.
Обращаясь с иском в интересах неопределенного круга лиц, со ссылкой на положения ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» истец просит возложить на администрацию Тарногского муниципального района обязанность обеспечить проведение ремонта мостов: моста через реку Кокшеньга у д. Степановская, являющегося частью автомобильной дороги Слободинская-Александровская; моста через реку Верхняя Майга, являющегося частью автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская, в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечив грузоподъемность мостов, необходимую для проезда пожарной техники, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В последующем исковые требования были увеличены, истец просил возложить на администрацию Тарногского муниципального района обязанность произвести паспортизацию мостовых сооружений (мостов) через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района (часть автомобильной дороги Слободинская-Александровская), а также через реку Верхняя Майга (часть автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская), а также обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в целях постановки их на учет в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование своей позиции, ссылаясь на п.п. 4 -7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ, указывают, что сведения о мостах реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района и через реку Верхняя Майга, являющихся объектами недвижимого имущества, подлежат государственному учету в соответствии с установленным порядком. Отсутствие сведений о мосте как об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, а также сведений о собственнике данного объекта, влечет ненадлежащее его содержание, не выделение финансирования на проведение периодических обследований и ремонтных работ, в то время как собственник в силу статьи 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В настоящее время оценка технического состояния мостовых сооружений (мостов) через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района (часть автомобильной дороги Слободинская-Александровская), а также через реку Верхняя Майга (часть автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская) администрацией района с привлечением специализированных организаций не проводилась, что привело е обрушению указанных мостов.
В судебном заседании заместитель прокурора Тарногского района Ангулина О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме с учетом их увеличения.
Представитель администрации Тарногского муниципального района Вахнев Д.С. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражения на иск. Пояснил, что паспортизация указанных в иске мостов не производилась. В настоящее время администрацией района проводятся работы по изучению коммерческих предложений по поиску организаций, которые могут провести обследование мостов и установить грузоподъемность мостов, поскольку таких данных не имеется. В настоящий момент у моста через реку Верхняя Майга отремонтирован, перед мостом стоит знак ограничения массы 6 тонн. У моста через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района Вологодской области стоит знак ограничения массы 3 тонны. Работы по ремонту моста через реку Кокшеньга начнутся в октябре 2022 года.
В возражениях на иск администрация Тарногского муниципального района исковые требования не признала, указав, что в 2022 году был предусмотрен ремонт указанных в иске мостов, в отношении моста через реку Верхняя Майга объявлен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту моста на сумму 1 486 532 руб., срок исполнения контракта до 01.11.2022. В отношении моста через реку Кокшеньга денежные средства в размере 10,5 млн. руб. предусмотрены в бюджете района, составлена сметная документация и направлена на государственную экспертизу, заключение государственной экспертизы готово. Планируемый срок ремонта моста до 01.12.2022.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Тарногскому району в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Определением суда от 27.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица Главное Управление МЧС России по Вологодской области
Представитель третьего лица Главного Управления МЧС России по Вологодской области в судебном заседании Хлыбов В.А. пояснил, что мостовые сооружения в населенных пунктах в Тарногском районе практически все деревянные, и в случае возникновения пожара проходимость пожарной техники под вопросом. Наиболее тяжелым пожарным автомобилем 5 ПСО 25 ПСЧ по охране с. Тарногский Городок является автомобиль с разрешенной массой 18 000 кг. При возникновении пожара будут задействованы и другие близ находящиеся ПСО.
Определением Тарногского районного суда от 13.09.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района.
В судебное заседание представитель ответчика Комитет по управлению имуществом не явился, о месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Представлен отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в реестре муниципальной собственности имеются: иное сооружение (проезд между д. Слободинская – Александровская) с кадастровым номером № протяженностью 1768 с и иное сооружение (проезд между д. Слободинская – д. Митрошинская) с кадастровм номером №, протяженностью 3025 м. Мостовое сооружение через реку Верхняя Майга в реестре муниципальной собственности не числится. В технических характеристиках информации о мостовом сооружении по д. «Слободинская –Александровская» отсутствует, то есть он включен в протяженность линейного объекта. Мостовое сооружение в составе автомобильной дороги «Слободинская-Митрошинская» отсутствует. С учетом устранения реестровой ошибки протяженность автодороги «Слободинская-Митрошинская» составляет 3 025 м (состоящая из двух частей: 529 м и 2496 м). Относительно раздела сооружения автомобильная дорога д. Слободинская – д. Александровская без осуществления фактических строительных работ по его разделу, указывают, что Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ, Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ не содержат положений, регламентирующих порядок раздела объектов капитального строительства, в то числе автомобильных дорог, поэтому в случае раздела автомобильной дороги могут быть образованы только автомобильные дороги. Относительно мостового сооружения через реку Верхняя Майга, данное мостовое сооружение в реестре муниципальной собственности не числится. Для принятия данного сооружения в собственность района необходимо учитывать положения ст. 225 ГК РФ. Просят принять решение, учитывающие сроки выполнения работ по техническому учёту и регистрации права.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 года N 96-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 4 статьи 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом согласно пункту 6 статьи 3 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, исходя из анализа части 1 статьи 13, части 1 статьи 17 и части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
При этом статья 17 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
При этом согласно пункту 6 статьи 3 ФЗ № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под «автомобильной дорогой» понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 ФЗ № 257-ФЗ).
К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункт 3 статьи 3 ФЗ № 257-ФЗ).
Исходя из статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Устава муниципального образования «Тарногский район» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из данных правовых норм, органы местного самоуправления обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требования безопасности.
Постановлением Тарногского муниципального района Вологодской области от 07.10.2019 № 455 утвержден перечень автомобильных дорог местного значения на территории Тарногского муниципального района. Под номером 55 значится автодорога «проезд между д.Слободинская-д.Митрошинская», протяженность 3,869 км., общая площадь мостов – 180 кв.м (деревянные), под номером 52 значится автодорога «проезд между д. Слободинская – д. Александровская», площадь мостов 180 кв.м (деревянные).
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости – иное сооружение (проезд между д. Слободинская – д. Александровская) расположено по адресу: РФ, Вологодская область, Тарногский район, Тарногское сельское поселение, проезд между д. Слободинская – д. Александровская, год завершения строительства – 1980, имеет кадастровый номер №, основная характеристика (для сооружения) – протяженность 1768 метров. Правообладателем объекта недвижимости является МО «Тарногский муниципальный район».
Представлен технический паспорт, выполненный ГП Вологодской области «Вологдатехинвентаризация» по состоянию на 21.12.2012, согласно которому длина ПГС – 1768 м, ширина – 4 м, ширина проезжей части – 4м, год постройки – 1980.
Объект недвижимости – проезд между д. Слободинская – д. Митрошинская, год завершения строительства имеет протяженность 3025 м, местоположение: Российская Федерация, Вологодская область, Тарногский район, Тарногское сельское поселение, проезд между д. Слободинская – д. Митрошинская, поставлен на кадастровый учет с номером №. Правообладателем является МО «Тарногский муниципальный район».
Также представлены технические планы на указанные выше иные сооружения (автомобильные дороги).
Принадлежность указанных выше автомобильных дорог Тарногскому муниципальному району также подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности по состоянию на 19.09.2022.
В судебном заседании установлено, что мост (мостовое сооружение) через реку Кокшеньга вблизи д. Степановская Тарногского района как отдельный объект на кадастровом учете не состоит, мост является частью автомобильной дороги Слободинская – Александровская, предположительная дата постройки моста – 1980 г., мост (мостовое сооружение) через реку Верхняя Майга как отдельный объект на кадастровом учете не состоит, входит в состав автомобильной дороги д. Слободинская – д. Митрошинская, предположительная дата постройки 1993 г.
Неудовлетворительное состояние данных мостов явилось основанием для обращения прокуратуры Тарногского района в суд с настоящим иском.
Через мост Верхняя Майга Тарногского района Вологодской области осуществляется проезд в деревни Шалимовская, Коврижинская, Митрошинская, Борисовская, Тюрдинская.
Согласно данным администрации Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района от 15.09.2022 в д. Мирошинская проживает 2 человека, Коврижинская – 0 человек, д. Шалимовская (Верхнекокшеньгский с/с) – 6 человек, д. Тюрдинская – 3человек.
Через мост Кокшеньга вблизи д. Степановская Тарногского района Вологодской области осуществляется транспортное сообщение с населенными пунктами: д. Александровская (проживает 13 человек, в том числе 3 детей), д. Павломатвеевская (проживает 2 человека), д. Шалимовская (проживает 6 человек, в том числе 2 детей), д. Митрошинская (проживает 5 человек), д. Тюрдинская (проживает 5 человек), д. Борисовская (населения нет), д. Дурневская (населения нет), д. Коврижинская (населения нет). Всего населения 31 человек, 5 детей, Альтернативного проезда в населенные пункты не имеется.
Отделом надзорной деятельности по Нюксенскому и Тарногскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области от 14.09.2022 предоставлена информация о пожарах за последние три года: в 2020 г. – один случай, 30.11.2020 в д. Митрошинская произошел пожар частного жилого дома № 6, причиной возгорания послужило загорание горючих материалов от высоко нагретой стенки печи или перекала печи отопления. Участники тушения пожара: ОП-97 п. Айга, 25 ПСЧ по охране с. Тарногский Городок, в 2021, 2022 – о случаев.
Как следует из материалов дела, 11.04.2022 было проведено комиссионное обследование мост (мостовое сооружение) через реку Кокшеньга вблизи д. Степановская Тарногского района, о чем в материалы дела представлен акт. Из акта обследования объекта моста через реку Кокшеньга, д. Степановская Тарногского района Вологодской области от 11.04.2022 следует, в ходе обследования установлено, что мост в виду почти полного разрушения конструкции и совокупности дефектов (заборные стенки моста: повреждены гнилью, частично разрушены; сваи моста: частично разрушены, поражены гнилью и грибком; насадки: разрушены, прогнили, поражены грибком; продольный и поперечный настил, прогнил, поражен грибком, имеются разрушения) находится в аварийном состоянии, несущая способность мостовых конструкций утрачена, сооружение может обрушиться под собственным весом. Мост не может пользоваться по назначению – в результате воздействия нагрузки (проезд транспорта свыше 3 тонн), создает опасность жизни и здоровью людей и повреждения имущества.
20.05.2022 в Правительство Вологодской области поступило обращение <данные изъяты> о проведении ремонта моста через р. Кокшеньга у д. Степановская, что подтверждается регистрационно-контрольной карточке 01-14/35 от 25.05.2022.
Обращения жителей Кокшеньга о необходимости строительства моста вблизи д. Степановской направлялись и в Законодательное Собрание Вологодской области в декабре 2021, что следует из имеющихся в материалах дела документов.
Из ответа администрации Тарногского муниципального района Вологодской области от 25.01.2022 № 178 в адрес депутата Законодательного Собрания Вологодской области <данные изъяты> следует, что на территории Тарногского муниципального района расположено 406,7 км автомобильных дорог местного значения общего пользования и 27 мостов, в том числе, 4 моста в аварийном состоянии. 3 моста обеспечивают проезд к населенным пунктам находящихся на территории Тарногского муниципального района: мост через р. Кокшеньга д. Степановская (деревянный, металл) – через данный мост осуществляется проезд к д. Дурневская, д. Захаровская, д. Павломатвеевская, д. Александровская, д. Борисовская, д. Тюрдинская, д. Коврижинская, д. Шалимовская, в которых проживает 38 человек. Мост через реку Илеза д. Карчевская (деревянный) – через данный мост осуществялется проезд к д.. Карчевская, д. Якинская, д. Степушино, в которых проживает 11 человек. Мост через реку Кокшеньга д. Елифановская (деревянный, металл) – через данный мост осуществляется проезд к д. Елифановская, в которых проживает 2 человека. На все мосты заказана сметная документация. В связи с тем, что бюджет района является дотационным, дополнительные средства на проведение восстановления мостов отсутствуют. После разработки сметной документации будет направлена заявка в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области на дополнительное финансирование для восстановления данных мостов.
Об аварийности моста через реку Кокшеньга д. Степановская свидетельствуют также обращения граждан - жителей Верхне-Кокшеньги Тарногского района Вологодской области, в частности, обращение <данные изъяты> направленное в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.06.2022, в котором заявитель указывает, что под деревней Степановская Тарногского района через реку Кокшеньга развалился мост. «Жители били тревогу об аварийной состоянии моста с 2018 года, писали письма в администрацию Тарногского района, губернатору Вологодской области, депутату Законодательного собрания Гордееву, но никаких действий предпринято не было. Ни скорая помощь, ни пожарная служба в случае экстренной ситуации проехать не смогут. Половина посевных площадей ООО «Верхне-Кокшеньга» находится за рекой. Мост является единственным сообщением с другим берегом». К обращению приложено фото от 06.06.2022, на котором зафиксирован пролом моста.
Установлено, что разрушение моста через р. Кокшеньга вблизи д. Степановская Тарногского района произошло 03.06.2022.
Как видно из решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тарногского муниципального района № 12 от 03.06.2022 о введении на территории Тарногского муниципального района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» при выезде оперативной группы КСЧ и ПБ района установлено, что пролет моста длиной 18 метров (со стороны д. Степановская) просел примерно на 1 м., продольный настил сломан, металлическая продольная балка не имеет жесткой опоры по причине разрушения свайной насадки. Движение транспорта невозможно.
Постановлением администрации Тарногского муниципального района от 03.06.2022 № 236 в целях обеспечения жизнедеятельности и безопасности жителей населенных пунктов Александровская, Павломатвеевская, Шалимовская, Митрошинская, Тюрдинская Тарногского района на территории данных населенных пунктов введен режим «Чрезвычайная ситуация» с 17 часов 00 минут 03.06.2022.
Движение по данному мосту восстановлено частично, установлено ограничение массы до 3 тонн, что подтверждается в частности, муниципальным контрактом на выполнение работ по ремонту моста от 17.06.2022.
В материалы дела представлена сметная документация на объект «Ремонт моста через реку Кокшеньга д. Степановская Тарногского сельского поселения, положительное заключение АУ ВО «Управления Госэкспертизы по Вологодской области» от 12.07.2022.
05.08.2022 в ЕИС размещена информация о проведении электронного аукциона на ремонт моста через реку Кокшеньга д. Степановская Тарногского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области.
30.08.2022 между администрацией Тарногского муниципального района и ООО «Ремдорсервис» заключен муниципальный контракт на ремонт моста через реку Кокшеньга д. Степановская Тарногского района Вологодской области. Срок выполнения работ –с момента заключения контракта до 20.12.2022.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании показал, что работает главным инженером ООО «Дорстрой», выезжал на обследование моста через р. Кокшеньга вблизи д. Степановская Тарногского района Вологодской области 11.04.2022. Также он является индивидуальным предпринимателем, составляет сметную документацию, им были составлены сметные документации на объект «ремонт моста через реку Кокшеньга д. Степановская Тарногская района Вологодской области» и на объект ремонт моста через реку Верхняя Майга». Указал, что грузоподъемность конструкций мостовых сооружений устанавливается при обследовании моста и указывается в техническом паспорте на мостовое сооружение. Технические паспорта в отношении мостов через реку Кокшеньга и через реку Верхняя Майга отсутствует, поэтому дать ответ по грузоподъемности мостов не представляется возможным. При составлении сметной документации грузоподъемность моста во внимание не принималась, поскольку учитывались только данные по замене конструктивных элементов моста по итогам физического обследования мостового сооружения. В настоящее время мост через реку Верхняя Майга отремонтирован, он полностью в деревянном исполнении. Он видел мост после ремонта, там стоит знак ограничение массы 6 тонн. Знак был установлен еще до разрушения и ремонта моста. Мост через реку Кокшеньга полностью не восстановлен, перед мостом установлен дорожный знак ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства – 3 тонны.
На момент рассмотрения дела данных о том, что мост через реку Кокшеньга с. Тарногский Городок отремонтирован, не имеется, указанное мостовое сооружение ответчиком не приведено в надлежащее состояние, позволяющее осуществлять безопасное движение по нему.
Суд принимает во внимание, что техническое состояние данного искусственного дорожного сооружения (моста) создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортного происшествия, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, чем создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, влечет невозможность проезда тяжелой техники в пожароопасный период, что подтверждено информациями 5 пожарно-спасательного отряда 25 ПСЧ по охране с. Тарногский Городок от 27.06.2022, КУ ПБ ВО «Противопожарная служба», показания свидетеля <данные изъяты>
Доводы ответчика относительно того, что ремонт указанных в иске мостов был запланирован в 2022 году, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд полагает не состоятельным.
Действительно, в материалы дела представлена копия сметной документации на ремонт моста через реку Кокшеньга вблизи д. Степановская Тарногского района Вологодской области, составленная в 2022 ИП <данные изъяты>
Обследование моста было произведено 11.04.2022 и выявлено его неудовлетворительное состояние.
Между тем до момента обрушения моста 03.06.2022 ответчиком достаточных мер для восстановления мостового сооружения принято не было. При действия ответчика, выразившееся в получении положительного заключения на сметную документацию, в проведении электронного аукциона, в заключении муниципального контракта на ремонт моста, были произведены администрацией района после подачи настоящего иска прокуратурой Тарногского района Вологодской области. В ведомственной структуре расходов бюджета района на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 г.г. расходы на ремонт моста, указаны как прочие мероприятия в области дорожного хозяйства, что также не свидетельствует о том, что денежные средства были заложены конкретно на производство ремонта данного моста.
Истец просит возложить на администрацию Тарногского муниципального района обязанность произвести ремонт, в том числе ремонт моста через реку Кокшеньга в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечении грузоподъемности мостов для проезда пожарной техники.
По информации 5 пожарно-спасательного отряда 25 ПСЧ по охране с. Тарногский Городок от 27.06.2022 на вооружении подразделений привлекаемых для тушения пожаров в Тарногском районе наиболее тяжелым пожарным автомобилем являются АЦ-5,5-40 на базе УРАЛ-5557 с разрешенной максимальной массой 18000 кг, автомобиль вывозит 5500 кг воды, масса без воды 12500 кг, АЦ-40(131) на базе ЗИЛ-131 имеет разрешенную массу 10185 кг, вывозит 2300 кг, масса без воды 7885 кг. К информации представлены копии паспортов транспортных средств.
Согласно информации КУ ПБ ВО «Противопожарная служба» от 19.09.2022 на вооружении отдельного поста № 97, расположенного в п. Айга находятся пожарные автоцистерны ГАЗ 66-АЦ-30 (66 11) и ЗИЛ -131 (АЦС-40-131) 42Б с разрешённой максимальной массой (в снаряженном состоянии, включая объем в цистерне), 7,85 и 10,185 тонн соответственно. Указано, что автоцистерна, состоящая в боевом расчете всегда находится с полностью заполненной водой цистерной без исключений. При тушении сложных пожаров и возникновении прочих чрезвычайных ситуаций в район выезда отдельного поста № 97 в случае необходимости привлекаются силы и средства отдельных постов № 98,99,120, расположенных в с. Красное, Андреевская, с. Верховский Погост Тарногского района, а также силы и средства подразделения МЧС, расположенного в с. Тарногский Городок. В настоящее время на вооружении отдельного поста № 98 состоит автоцистерна Урал -43202 АЦ-40 с разрешенной максимальной массой 13,48 тонн. В четвертом квартале 2022 г. в одно из указанных подразделений планируется выделение новой пожарной автоцистерны тяжелого класса с разрешенной максимальной массой 21,3 тонны. К информации приложены копии транспортных средств.
Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 822 утвержден свод правил СП 35.13330.2011. «Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84, введен в действие с 20.05.2011. Данный свод правил распространяется на проектирование новых и реконструируемых постоянных мостовых сооружений и труб: на автомобильных дорогах, включая внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на улицах и дорогах населенных пунктов.
При проектировании новых и реконструкции существующих мостов и труб следует: выполнять требования по обеспечению надежности, долговечности и бесперебойности эксплуатации сооружений, а также безопасности и плавности движения транспортных средств, безопасности для пешеходов и охране труда в процессе строительства и эксплуатации. При реконструкции мостов и труб следует учитывать их физическое состояние, грузоподъемность конструкций, продолжительность и режим эксплуатации сооружений после реконструкции. Деревянные мосты допускается проектировать на автомобильных дорогах IV и V категорий по ГОСТ Р 52398. Несущие конструкции и основания мостов и труб необходимо рассчитывать на действие постоянных нагрузок и неблагоприятных сочетаний временных нагрузок, указанных в разделе 6. Расчеты следует выполнять по предельным состояниям в соответствии с требованиями ГОСТ 27751 (5.1, 5.3, 5.36).
Требования к конструкциям деревянных мостов установлены разделами 10-11 данного свода правил.
Данный свод правил содержит методику расчета грузоподъемности конструкций, расчет которой зависит от различных факторов, не содержит конкретных данных по грузоподъемности мостовых конструкций.
Письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис приняты и введены в действия "Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования".
Согласно п. 1.2.3. данного нормативного акта прочность дорожных одежд на дорогах I - IV категорий определяются необходимостью беспрепятственного пропуска в расчетный период автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс (100 кН), а на дорогах V категории с твердыми покрытиями до 6 тс (60 кН).
Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели искусственных сооружений, являются: габариты и углы перелома продольного профиля проезжей части и тротуаров, грузоподъемность, состояние ограждающих конструкций безопасности, состояние водного потока под сооружением, техническое состояние элементов конструкций мостовых сооружений и водопропускных труб, тоннелей и других искусственных сооружений на автомобильных дорогах, состояние и работоспособность водоотвода на сооружениях, а также состояние дорожных и навигационных знаков (1.3.1).
Необходимо, чтобы грузоподъемность искусственных сооружений соответствовала нормативным нагрузкам, принятым в действующих нормах на проектирование, или проекту сооружения (1.3.3.).
Согласно СНиП 2.05.03-84* необходимо обеспечивать соответствие грузоподъемности мостовых сооружений нормативным нагрузкам не ниже А11 и НК80 на дорогах всех категорий, кроме деревянных мостов на дорогах V категории, где допускается нагрузка А8 и НГ60.
Грузоподъемность мостовых сооружений, рассчитанных и построенных по ранее действовавшим нормам или имеющих дефекты, ее снижающие, устанавливается в классах нагрузки АК и НК по результатам их обследования и соответствующего перерасчета согласно нормативным документам. Перед такими сооружениями устанавливаются соответствующие дорожные знаки 3.11 "Ограничение массы" или знак 3.12 "Ограничение осевой нагрузки" для пропуска неконтролируемых нагрузок. Величина "массы" или давления на ось указывается в паспорте или в карточке мостового сооружения по вычисленным значениям допустимых эталонных нагрузок.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 СП 79.13330.2012. «Свод правил. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07- 86», утвержденных Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 273, должны осуществляться периодические обследования конструкции и состояния моста или трубы, для выявления их фактического состояния, проверки соответствия установленным требованиям, уточнения их грузоподъемности и определения условий дальнейшей эксплуатации.
С 01.08.2016 в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Росстандарта от 20.11.2015 N 1933-ст введен ГОСТ 33161-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах".
Согласно п.6.1 ГОСТ 33161-2014 результаты диагностики технически сложных искусственных сооружений следует оформлять в виде технического паспорта искусственного сооружения утвержденной формы. Технический паспорт должен быть составлен на все виды мостовых сооружений по ГОСТ 33178.
С учетом приведенных выше нормативных актов, а также принимая во внимание, что паспортизация указанных в иске мостов не проводилась, на момент рассмотрения дела мост через реку Кокшеньга вблизи д. Степановская Тарногского района является частью автомобильной дороги Слободинская – Александровская, мост (мостовое сооружение) через реку Верхняя Майга в состав автомобильной дороги д. Слободинская – д. Митрошинская, которые относятся к дорогам V категории, суд полагает, что грузоподъемность данных мостовых сооружений не должна быть менее 6 тонн.
Как следует из Методических рекомендаций по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования под мостовым сооружением понимается искусственное сооружение, состоящее из одного или нескольких пролетных строений опор, предназначенное для пропуска различных видов транспортных средств, водотоков, селей, коммуникаций различного назначения, а также пешеходов и скота, порознь или в различных комбинациях над естественными или искусственными препятствиями. Под контролируемым режимом движения понимается режим, при котором пропуск транспортных средств по сооружению осуществляется по специальному разрешению в сопровождении представителей службы эксплуатации и (или) ГИБДД, и как правило, в одиночном порядке. Под неконтролируемым режимом движения понимается режим движения, при котором регулирование попуска транспортных средств осуществляется техническими средствами организации дорожного движения (п.п. 3.9, 3.10). Грузоподъемность для неконтролируемого режима движения транспортных средств- по допустимому классу эталонной нагрузки АК и допустимости общей массе эталонного трехосного транспортного средства (грузового автомобиля). Для оценки возможности и условий пропуска по сооружению конкретного обращающегося транспортного средства грузоподъемность может быть найдена и выражена в допустимой общей массе этого транспортного средства (п. 4.1.1).
Таким образом, с учетом изложенного выше, а также представленными сведениями 5 пожарно-спасательного отряда 25 ПСЧ по охране с. Тарногский Городок, КУ ПБ ВО «Противопожарная служба» о имеющихся привлекаемых для тушения пожаров в Тарногском районе пожарных автомобилей, масса самого тяжелого которого составляет 18 000 кг, суд приходит к выводу, что грузоподъемность моста 6 тон и выше позволит прохождение пожарной техники по данным мостовым сооружениям.
При таких основаниях требования, требование в части возложения обязанности обеспечить проведение ремонта моста через реку Кокшеньга у д. Степановская, являющегося частью автомобильной дороги Слободинская-Александровская, в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечив грузоподъемность мостов, необходимую для проезда пожарной техники подлежит удовлетворению.
При этом суд исходит, что решение вопросов об обследовании объекта, определения объема и вида ремонтных работ с учетом имеющегося объема финансирования относится обязанностям собственника имущества.
Истец также просит возложить на администрацию Тарногского муниципального района обеспечить проведение ремонта моста через реку Верхняя Майга, являющийся участком автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская, в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечив грузоподъемность мостов, необходимую для проезда пожарной техники.
Судом установлено, что в настощее время ремонт моста через реку Верхняя Майга, произведен, о чем в материалы дела представлены, сметная документация на объект восстановление конструктивных элементов деревянного моста через реку Верхняя Майга Тарногского района Вологодской области, муниципальный контракт от 31.07.2022 между администрацией района и ООО «Дорстрой», объектом которого является восстановление конструктивных элементов деревянного моста через реку Верхняя Майга, акт о приемке выполненных работ от 29.08.2022, справка о стоимости выполненных работ от 29.08.2022.
Из пояснений сторон, показаний свидетеля следует, что грузоподъемность данного моста после произведенного ремонта составляет не менее 6 тонн, перед данным сооружением установлен соответствующий дорожный знак «ограничение массы" – 6 тонн.
Учитывая, что требования истца в данной части удовлетворены ответчиком добровольно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Согласно п.6.1 ГОСТ 33161-2014 результаты диагностики технически сложных искусственных сооружений следует оформлять в виде технического паспорта искусственного сооружения утвержденной формы. Технический паспорт должен быть составлен на все виды мостовых сооружений по ГОСТ 33178.
Технический паспорт искусственного сооружения составляет и утверждает специализированная организация, выполнившая диагностику. На каждое искусственное сооружение должен быть составлен отдельный технический паспорт.
В состав технического паспорта следует включать следующие основные формы: формы описания конструкций, ведомость дефектов, фотоиллюстрации дефектов, схема сооружения и схемы характерных поперечных сечений, оценка уровня технического состояния технического сооружения.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а именно отсутствия технических паспортов на поименованные в иске мостовые сооружения, требования в данном части также подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ФЗ № 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 5 данной нормы закона государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 1 ФЗ № 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях и иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 ФЗ № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Учитывая данные правовые нормы, сведения о мостовом сооружении (мосте) через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района (часть автомобильной дороги Слободинская-Александровская), мостовом сооружении (мосте) через реку Верхняя Майга (часть автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская), являющимся объектом недвижимого имущества, подлежат государственному учету в соответствии с установленным порядком.
Отсутствие сведений о поименованных в иске мостах как об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, влечет ненадлежащее его содержание, не выделение финансирования на проведение периодических обследований и ремонтных работ, в то время как собственник в силу статьи 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом суд полагает, что ответчиками по требованиям о проведении паспортизации мостов и обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет мостовых сооружений (мостов) являются как Комитет по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района, в полномочия которого входит решение вопросов местного значения в сфере формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью, так и администрация Тарногского муниципального района, в полномочия которой входит осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, принимает во внимание финансовые возможности ответчиков, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения для проведения ремонта моста через реку Кокшеньга вблизи д. Степановская в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, в остальной части удовлетворенных требований до 31.12.2023.
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать администрацию Тарногского муниципального района Вологодской области (ОГРН 1023501493091, ИНН 3517000965 обеспечить проведение ремонта моста через реку Кокшеньга у д. Степановская, являющегося частью автомобильной дороги Слободинская-Александровская, в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечив грузоподъемность мостов, необходимую для проезда пожарной техники в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию Тарногского муниципального района Вологодской области, (ОГРН 1023501493091, ИНН 3517000965), Комитет по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района (ОГРН 1023501493311, ИНН 3517000563) в срок до 31 декабря 2023 года:
произвести паспортизацию - мостового сооружения (моста) через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района (часть автомобильной дороги Слободинская-Александровская), мостового сооружения (моста) через реку Верхняя Майга (часть автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская);
обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет мостового сооружения (моста) через реку Кокшеньга у д. Степановская Тарногского района (часть автомобильной дороги Слободинская-Александровская), мостового сооружения (моста) через реку Верхняя Майга (часть автомобильной дороги Слободинская – Митрошинская).
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Ордина
Решение в окончательной форме принято 23.09.2022.
Судья Тарногского районного суда О.А. Ордина