Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-908/2023 ~ М-861/2023 от 12.07.2023

Мотивированное решение суда составлено 10.10.2023

УИД 67RS0007-01-2023-001263-02

Дело № 2-908/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Холм-Жирковский Смоленской области 4 октября 2023 г.

Сафоновский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Вайцещук И.С.,

при помощнике судьи Губаревой О.В.,

с участием представителя истца – Петровой Р.Д.,

представителя ответчика областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сафоновская центральная районная больница» – Бочарова И.В.,

представителя ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению – Павленко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Холм-Жирковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сафоновская центральная районная больница», Департаменту Смоленской области по здравоохранению о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Холм-Жирковского района Смоленской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Сафоновская центральная районная больница" (далее ОГБУЗ "Сафоновская ЦРБ"), Департаменту Смоленской области по здравоохранению о понуждении к совершению действий, в котором просил, с учетом уточнения заявленных требований, обязать ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Департамент Смоленской области по здравоохранению с надлежаще оформленной в соответствии с действующим законодательством заявкой о финансировании мероприятий по приведению рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами; обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению в течение двух месяцев со дня получения соответствующей заявки обеспечить выделение для учреждения финансирования на проведение мероприятий по приведению рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами; обязать ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» в течение пяти месяцев со дня получения финансирования от Департамента Смоленской области по здравоохранению привести рентгенодиагностический кабинет для исследований, расположенный по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами; обязать ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» в течение двух месяцев после приведения рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами, ввести в эксплуатацию комплекс рентгеновский диагностический стационарный «Медикс-Р-Амико».

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Холм-Жирковского района Смоленской области проведена проверка соблюдения ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» действующего законодательства при использовании медицинского оборудования, доставленного в рамках национального проекта «Здравоохранение». дд.мм.гггг согласно контракта № № ххх от дд.мм.гггг в ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» был поставлен комплекс рентгеновский диагностический стационарный «Медикс-Р-Амико», который установлен согласно акта оказания услуг по установке, монтажу, вводу в эксплуатацию товара и инструктажу персонала получателя работе с товаром от дд.мм.гггг, однако не функционирует. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района дд.мм.гггг в адрес главного врача ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» внесено представление, на которое главным врачом ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» от дд.мм.гггг сообщено, что учреждением в электронном виде направлено санитарно-эпидемиологическое заключение на рентгеновский аппарат «Медикс-Р-Амико» в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Смоленской области». Согласно заключению эксперта № № ххх от дд.мм.гггг по результатам санитарно-эпидемиологического обследования условий выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения условия работы при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в рентгенодиагностическом кабинете для исследований, расположенном по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. К. Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" не соответствуют действующим санитарным правилам и нормативам: СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг". Комплекс рентгеновский диагностический стационарный «Медикс-Р-Амико» до настоящего времени не эксплуатируется. Таким образом, выявленные прокуратурой Холм-Жирковского района нарушения, отраженные в представлении от 20.01.2023 не устранены. ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» неэффективно используются бюджетные средства, выделенные в рамках национального проекта «Здравоохранение», выраженное в неиспользовании комплекса рентгеновского диагностического стационарного «Медикс-Р-Амико», что в свою очередь нарушает права граждан на оказание им своевременной и качественной медицинской помощи. До настоящего времени ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» не обратилось с надлежаще оформленной заявкой в соответствии с действующим законодательством о финансировании мероприятий, связанных с приведением рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. К. Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказания услуг (п. 1.3, хранение, использование) "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами.

Представитель третьего лица – Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В силу ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представитель истца – заместитель прокурора Петрова Р.Д. заявленные требования, с учётом их уточнения, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив суду, что заявленные требования связаны с тем, что закуплено дорогостоящее оборудование, не введенное в эксплуатацию в связи с тем, что рентген-кабинет не соответствует требованиям СанПиН, что было удостоверено санитарно-эпидемиологическим заключением.

Представитель ответчика – Департамента Смоленской области по здравоохранению – Павленко Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала представленный на исковое заявление отзыв и пояснила суду, что финансирование учреждения с 2011 года осуществляется из средств обязательного медицинского страхования. Бюджетное законодательство позволяет профинансировать учреждение из средств областного бюджета при наличии лимитов, доведенных до него, что предусмотрено ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда, предоставления субсидий, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх. Департамент не имеет возможности профинансировать учреждение из областного бюджета в нарушение данных актов, соответственно, оснований на возложение обязанностей на Департамент не имеется. В соответствии с п. 2 Порядка, утверждённого постановлением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх, субсидия представляется учреждению в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Департамента, как получателя средств областного бюджета. В настоящее время данные лимиты отсутствуют в областном бюджете, соответственно, обеспечить финансирование не представляется возможным. Для предоставления субсидии требуется ряд документов согласно пункту 4 Положения. Для исполнения данного решения для Департамента необходимо - наличие средств, главным распорядителем которых является Департамент бюджета и финансов Смоленской области. Возможен вариант выделения средств из резервного фонда согласно Порядку выделения средств из резервного фонда. Полагала, что финансирование выделяется ежегодно. Бюджет формируется каждый год с учётом потребностей, которые представляют учреждения в Департамент. Чтобы заложить необходимую сумму в бюджет, учреждение должно предоставить необходимые документы. В текущем году заложить денежные средства в бюджет не представляется возможным. Возможно будут изысканы резервные деньги. Департамент сообщал учреждению о том, что нужно согласовать с Департаментом строительства сметы, Департамент обратится от имени заместителя Губернатора, курирующего сферы здравоохранения, либо само юридическое лицо обратится в Департамент бюджета и финансов с приложением необходимых документов, обращение будет рассмотрено и принято решение выделить или не выделить денежные средства в пределах, имеющихся в резервном фонде. До настоящего времени ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» с надлежащим образом оформленной заявкой в Департамент не обращалось. О возникшей ситуации Департаменту известно, готовится сметная документация, имеется письменное поручение Губернатора. Ждут от учреждения письма с перечнем документов. Существует региональный проект «Модернизация здравоохранения», в рамках которого всем учреждениям на материально-техническое оснащение ежегодно выделяются средства. В данном случае непредвиденные расходы, они не были изначально заложены. Согласно законодательству за счёт ОМС финансируются текущие ремонты. Просила отказать в удовлетворении требований к Департаменту Смоленской области по здравоохранению.

Согласно возражениям представителя ответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению на исковое заявление Учреждение является подведомственным учреждением Департамента. В соответствии с пунктом 1.2. Устава Учреждения, утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх-р/адм, Учреждение является бюджетной некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества Учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область (пункт 1.4 Устава Учреждения). Согласно пункту 1.7 Устава Учреждение является юридическим лицом. Учредительным документом Учреждения также предусмотрено, что Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения. Таким образом, Учреждение является самостоятельным хозяйствующим субъектом, следовательно, самостоятельно несет ответственность по всем своим обязательствам, субсидиарная ответственность в силу закона исключена. Департамент в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области. Согласно учредительному документу Учреждения Департамент не является его учредителем и собственником его имущества. Пункт 1.4 Устава Учреждения гласит, что учредителем и собственником имущества Учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область. Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества Учреждения, являются Администрация Смоленской области (далее Администрация), Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Уполномоченный орган) и Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее - Отраслевой орган) (п. 1.5 Устава Учреждения). Таким образом, возложение обязанностей по принятию мер по устранению допущенных нарушений в Учреждении именно на Департамент неправомерно. С дд.мм.гггг Учреждение включено в перечень медицинских организаций, переводимых на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования (п. 39 приложения № ххх к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2023 годов, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх). В связи с переходом учреждений здравоохранения, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования, на одноканальное финансирование по полному тарифу (за исключением расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу) расходы по содержанию Учреждения с дд.мм.гггг осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования (часть 7 статьи 35 Федерального закона от дд.мм.гггг № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Согласно разделу 5 «Финансовое обеспечение Территориальной программы» вышеуказанной программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение, в том числе, расходов медицинских организаций, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в Территориальной программе обязательного медицинского страхования. Таким образом, возмещение расходов на оплату работ и услуг по содержанию имущества, прочих расходов, расходов на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Смоленской области. Учитывая изложенное, Департамент не имеет права осуществлять финансирование Учреждения за счет средств областного бюджета на цели, не указанные выше. В соответствии со ст. 35 областного закона от 27.02.2002 № 22-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» финансовое обеспечение деятельности областного государственного учреждения осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Пунктом 3.5 Устава Учреждения предусмотрено, что финансирование его деятельности осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно п. 4.2 раздела 4 Устава Учреждения расходование средств, поступающих из областного бюджета, производится Учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами регулирующими бюджетные правоотношения. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Порядок финансирования бюджетных (автономных) учреждений путем предоставления субсидий зависит от целей их предоставления. Пунктом 2 Порядка установлено, что субсидии предоставляются учреждениям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Департамента как получателя средств областного бюджета. Для получения субсидий учреждения представляют в Департамент ряд документов, указанных в пункте 4 Порядка. Предоставление субсидии учреждениям носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения в Департамент. В этой связи возложение на Департамент обязанности выделить Учреждению необходимые денежные средства для приведения рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, пгт. Холм-Жирковский, ул. К. Маркса, д. 1, в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами приведет к невозможности исполнения судебного решения. Просили в удовлетворении искового заявления прокурора Холм-Жирковского района Смоленской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту о понуждении совершить определенные действия, отказать полностью.

Представитель ответчика - ОГБУЗ "Сафоновская ЦРБ" – Бочаров И.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал представленные на исковое заявление отзывы и пояснил суду, что существует определённая процедура обращения в Департамент - необходима проверенная смета, которая в настоящее время проходит проверку в ОГАУ «Госэкспертиза». Ориентировочный срок проверки сметы дд.мм.гггг. Больница является медицинским учреждением, строительными работами она не занимается. Для проведения работ необходимо заключить контракт со строительной организацией. Гарантировать выполнение строительной организацией работ в срок, указанный прокуратурой, они не могут. Изначально была составлена смета для проведения текущих работ в рентген-кабинете, направлена в ОГАУ «Госэкспертиза». Экспертиза сказала, что те виды работ, которые необходимы для того, чтобы отремонтировать рентген-кабинет для последующего функционирования комплекса относятся к капитальному ремонту, который финансируется за счёт средств Департамента, средств областного бюджета. ФОМС данные работы финансировать не может. Не согласны со сроками, которые просит установить прокуратура.

Представитель ответчика - ОГБУЗ "Сафоновская ЦРБ" – Кристалинский И.С. в судебном заседании дд.мм.гггг исковые требования не признал, пояснив суду, что объявить аукцион нужно будет после направления письма в Департамент. Больнице будут выделены не физические деньги, а распоряжение Департамента или приказ о том, что для проведения ремонтных работ выделена определенная сумма. Проводится аукцион, заключается контракт, проводятся ремонтные работы, после их принятия, подходит срок оплаты, учреждение пишет Департаменту соглашение о выделении денежных средств, Департамент переводит на больницу сумму, которой она может оплачивать поставщику. До настоящего времени учреждение за субсидией в Департамент с соответствующей заявкой и необходимым перечнем документов, также как и за выделением денежных средств из резервного фонда не обращалось, так как не было сметы. Направлялись письма о выделении денег. На письма о выделении денежных средств Департамент давал ответ, что направление денег будет проведено после предоставления сметы, проверенной экспертизой. Учреждение обращалось в ФОМС, но это не их полномочия.

Из отзыва представителя ответчика – ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» на исковое заявление от дд.мм.гггг следует, что областной бюджет на 2023 год сформирован, дополнительный источник финансового обеспечения расходов на ремонт рентген-кабинета в данный момент отсутствует. Поэтому выделение денежных средств в 2023 году на выполнение работ по ремонту рентген кабинета будет возможно при наличии аукционной экономии или увеличения объема финансирования областной государственной программы «Развитие здравоохранения в Смоленской области». Так как ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» является бюджетным учреждением, выполнение работ по ремонту рентген-кабинета может осуществляться только на основании контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым с момента публикации извещения до момента заключения контракта (при наличии участников) необходимо минимум 22 календарных дня. Сами работы по увеличению площади рентген-кабинета подразумевают разбор и восстановление стен кабинета с установлением защиты персонала от рентгеновского излучения, что в свою очередь может занять время более 2 месяцев. Принятие выполнения работ ОГБУ «Управление капитального строительства Смоленской области» до 2 месяцев. Таким образом, срок приведения рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. К. Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами превышает 3 месяца (необходимо от 5 до 6 месяцев в случае, если не будут затронуты несущие конструкции здания). Для ввода в эксплуатацию комплекса рентгеновского диагностического стационарного «Медикс-Р-Амико», после проведения ремонтных работ необходимо получение санитарно-эпидемиологического заключения на помещение, для чего необходимо получить технический паспорт на рентгеновский кабинет – 15 рабочих дней; протоколы: проверки эксплуатационных параметров аппарата, дозиметрии рабочих мест и смежных с процедурной помещений, протокол свинцового эквивалента средств защиты персонала и пациентов от рентгеновского излучения – 3-5 рабочих дня; материалы госсандзора или экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области (филиала)» о соответствии помещений, оборудования и условий деятельности организации, использующей источники ионизирующего излучения, санитарно-эпидемиологическим требованиям – 15 рабочих дней. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны – 15 рабочих дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Всего 50 дней в случае выдачи экспертного и санитарно –эпидемиологического заключения с первого раза без получения лицензии, что в свою очередь превышает срок в один месяц.

Согласно возражений представителя ответчика – ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» на уточненное исковое заявление смета на проведение работ по приведению рентгендиагностического кабинета для исследований в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами в настоящее время находится на проверке в ОГАУ «Смоленскгосэкспертиза» и обратиться в Департамент Смоленской области по здравоохранению с заявкой о финансировании мероприятий по приведению рентгендиагностиечкого кабинета для исследований в соответствие с действующими санитарными правилами Учреждение может только после завершения проверки, несмотря на вступление решения суда в законную силу. ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» является бюджетным учреждением здравоохранения, а не строительной организацией, поэтому выполнение работ по ремонту рентгенкабинета может осуществляться только на основании контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считает, что оснований для удовлетворения заявленных к ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» требований не имеется, просит в их удовлетворении отказать.

Из отзыва на исковое заявление представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области следует, что в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх, Департамент является уполномоченным исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области. Согласно Уставу ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ», утвержденному распоряжением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх-р/адм, органами, осуществляющими полномочия собственника имущества Учреждения, являются Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Уполномоченный орган) и Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее Отраслевой орган). Органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя Учреждения, являются Администрация Смоленской области и Департамент Смоленской области по здравоохранению (Отраслевой орган). Финансирование деятельности Учреждения осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах также являются: средства областного бюджета; добровольные (целевые) взносы и пожертвования юридических и (или) физических лиц (в том числе иностранных); средства государственных внебюджетных фондов; средства, полученные от платных услуг и иной приносящей доход деятельности; средства, получаемые из других, не запрещенных законом источников.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что дд.мм.гггг между Департаментом Смоленской области по здравоохранению и акционерным обществом «Технологии и инновации» был заключен контракт о поставке системы рентгеновской диагностической стационарной общего назначения, цифровой (Рентгенодиагностический комплекс на три рабочих места) для областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения - Комплекс рентгеновский диагностический стационарный «Медикс-Р-Амико», в том числе для ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» (л.д. 66-74, 75, 76-82, 83).

Согласно копии акта приема-передачи товара получателю от дд.мм.гггг акционерное общество «Технологии и инновации» произвело поставку Комплекса рентгеновского диагностического стационарного «Медикс-Р-Амико» на сумму <данные изъяты> рублей (л.д. 18).

Из копии акта оказания услуг по установке, монтажу, вводу в эксплуатацию товара и инструктажу персонала получателя работе с товаром от дд.мм.гггг следует, что акционерное общество «Технологии и инновации» дд.мм.гггг осуществило установку, монтаж, ввод в эксплуатацию товара (л.д. 19).

Согласно копии письма врио главного врача ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» № ххх от дд.мм.гггг ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» обращалась к заместителю Департамента Смоленской области по здравоохранению с просьбой о выделении денежных средств в размере <данные изъяты> рублей – на выполнение работ по установке вентиляционной системы рентгенологического кабинета – в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с локальным сметным расчетом (сметой) № ххх, оплаты проектно-сметной документации по установке вентиляционной системы рентгенологического кабинета в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 11, 14-16).

Из копии акта осмотра поставленного товара (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по государственному контракту от дд.мм.гггг№ ххх от дд.мм.гггг следует, что представителем Департамента Смоленской области по здравоохранению в присутствии представителей заказчика – консультанта отдела материально-ресурсного обеспечения и формирования отраслевого государственного заказа Департамента Смоленской области по здравоохранению, получателя товара – и.о. главного врача ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» проведен осмотр поставленного и оплаченного по государственному контракту от дд.мм.гггг№ ххх Комплекса рентгеновского диагностического стационарного «Медикс-Р-Амико», находящегося в ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» в рентгенологическом кабинете по адресу: п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1. По состоянию на дд.мм.гггг и с момента поставки и установки данный комплекс не эксплуатаируется (л.д. 20-21).

Согласно копии ответа и.о. главного врача ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» от дд.мм.гггг № ххх заместителю прокурора Холм-Жирковского района Смоленской области по состоянию на дд.мм.гггг рентгеновский диагностический комплекс установлен, но не функционирует по причине отсутствия вентиляционной системы, отсутствие которой противоречит требованиям СанПиНа, в связи с чем в Департамент Смоленской области по здравоохранению была направлена заявка на выделение денежных средств для установки вентиляционной системы (л.д. 13).

Как следует из копии акта № ххх от дд.мм.гггг был произведен текущий ремонт по установке вентиляционной системы в ренткабинете ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» (л.д. 28).

Согласно копии ответа ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» от дд.мм.гггг № ххх прокурору Холм-Жирковского района Смоленской области документы, связанные с работой рентгенологического кабинета, сданы на проверку в г. Смоленск (л.д. 23).

В соответствии с решением и.о. прокурора Холм-Жирковского района от дд.мм.гггг помощником прокурора Холм-Жирковского района Смоленской области дд.мм.гггг была проведена проверка соблюдения ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» бюджетного законодательства, в ходе которой выявлено, что Комплекс рентгеновский диагностический стационарный «Медикс-Р-Амико» до настоящего времени не работает, в связи с чем главному врачу ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» дд.мм.гггг внесено представление (л.д. 6, 8, 9).

Как следует из копии ответа главного врача ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» от дд.мм.гггг на представление прокурора, главным врачом сообщено, что дд.мм.гггг в электронном виде направлено санитарно-эпидемиологическое заключение на рентгеновский аппарат «Медикс-Р-Амико» в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Смоленской области» (л.д. 10).

Из копии экспертного заключения № хххС от дд.мм.гггг по результатам санитарно-эпидемиологического обследования условий выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения следует, что условия работы при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в рентгенодиагностическом кабинете для исследований, расположенном по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. К. Маркса, д. 1, по видам выполняемых работ и оказываемых услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" не соответствуют действующим санитарным правилам и нормативам: СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (л.д. 31-33).

    Согласно копии информации и.о. главного врача ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» от дд.мм.гггг № ххх до дд.мм.гггг ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» являлась самостоятельным юридическим лицом. ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» подавало заявку на получение санитарно-эпидемиологического заключения на рентгенкабинет Холм-Жирковской участковой больницы, на которую был получен отказ (л.д. 30).

    дд.мм.гггг главный врач ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» направил начальнику Департамента Смоленской области по здравоохранению письмо с просьбой о выделении денежных средств для проведения работ по подготовке кабинетов в Холм-Жирковской участковой больнице в размере: рентгеновский кабинет – <данные изъяты> рублей, флюорографический кабинет – <данные изъяты> рублей, с учетом затрат на составление проектно-сметной документации и <данные изъяты> рублей на прохождение государственной экспертизы (л.д. 42).

дд.мм.гггг начальником Департамента Смоленской области по здравоохранению был дан ответ главному врачу ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» о том, что областной бюджет на 2023 год сформирован, дополнительный источник финансового обеспечения заявленных выше расходов на данный момент отсутствует. Вопрос будет рассмотрен при наличии аукционной экономии или увеличения объема финансирования областной государственной программы «Развитие здравоохранения в Смоленской области». Для дальнейшего учета существующей потребности Департаментом предложено внести предоставленную информацию в систему онлайн-мониторинга, раздел «Материально-ресурсное обеспечение», «Потребность в ремонтах».

    дд.мм.гггг заместителем начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению был дан ответ на обращение главного врача ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» о выделении денежных средств на ремонт хирургического корпуса и отделения в рамках исполнения поручения о том, что для составления обращения о выделении денежных средств из резервного фонда Администрации Смоленской области, необходимо предоставить сметную документацию на ремонтные работы, согласованную с Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (л.д. 108).

    Из копии информации главного врача ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» начальнику Департамента Смоленской области по здравоохранению от дд.мм.гггг следует, что дд.мм.гггг в ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» поставлен Комплекс рентгеновский диагностический стационарный «Медикс-Р-Амико». На основании Распоряжения Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх р/адм дд.мм.гггг произошла реорганизация ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» путем присоединения к нему ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» и ОГБУЗ «Областная больница медицинской реабилитации». По состоянию на дд.мм.гггг Комплекс рентгеновский диагностический стационарный «Медикс-Р-Амико» не функционировал. ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» направила заявку в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на получение санитарно-эпидемиологического заключения на рентгеновский аппарат «Медикс-Р-Амико». Санитарно-эпидемиологическое заключение получено отрицательным в связи с несоответствием площади помещения. После выделения финансовых средств кабинет будет отремонтирован и будет получено санитарно-эпидемиологическое заключение, рентгеновский аппарат начнет работать (л.д. 54).

    дд.мм.гггг и.о. главного врача ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» обратился к директору Территориального ФОМС Смоленской области с просьбой о рассмотрении вопроса о выделении из резервного фонда для проведения ремонтных работ рентгенкабинета в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 109).

дд.мм.гггг директором Территориального ФОМС Смоленской области дан ответ и.о. главного врача ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» о том, что расходы на текущий ремонт относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Инвестиционные расходы на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, расходы на проведение капитального ремонта и подготовку проектно-сметной документации для его проведения, а также расходы на демонтаж зданий и сооружений не относятся к оплате за счет средств ОМС. Финансирование из средств обязательного медицинского страхования осуществляется только за фактически оказанную медицинскую помощь в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организацией решением Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. Перечислять финансовые средства без учета выполненных объемов медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным. Выделение дополнительного финансирования из средств ОМС на проведение ремонтных работ невозможно (л.д. 111).

    Согласно копии информации главного врача ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» прокурору Холм-Жирковского района от дд.мм.гггг для заключения контракта на ремонт рентгенкабинета и флюорографического кабинета в Холм-Жирковской участковой больнице необходимо согласовать проектную документацию и получить положительное заключение в ОГАУ «Госэкспертиза», что составляет не менее 30 календарных дней. После получения положительного заключения заказчиком будет формироваться пакет документов для объявления электронного аукциона, согласование аукционной документации Главным управлением Смоленской области по регулированию контрактной системы в системе АИС ГЗ Смоленской области для размещения электронного аукциона осуществляется в течение 2-х недель. Со дня размещения электронного аукциона до заключения контракта необходимо 25 календарных дней. Срок выполнения работ – 90 календарных дней. Приемка работ – 10 рабочих дней. Таким образом, со дня подачи проектной документации в ОГАУ «Госэкспертиза» до подписания акта выполненных работ необходимо не менее 170 календарных дней (л.д. 53).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В силу статьи 82 Закона N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно Распоряжению Губернатора Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх-р/адм «О реорганизации Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сафоновская Центральная районная больница» ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» реорганизовано в форме присоединения к нему ОГБУЗ «Холм-Жирковская ЦРБ» и ОГБУЗ «Областная больница медицинской реабилитации».

В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг N 1999-р/адм (ред. от дд.мм.гггг), ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» является бюджетной унитарной некоммерческой организацией (п. 1.2 раздела 1), учредителем и собственником имущества Учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область (п. 1.4 раздела 1); органами, осуществляющими полномочия собственника имущества Учреждения, являются Администрация Смоленской области (далее - Администрация), Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Уполномоченный орган) и Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее Отраслевой орган) (п. 1.5 раздела 1); Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности (п. 1.7 раздела 1).

Согласно разделу 3 Устава ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» за Учреждением в целях обеспечения его деятельности собственником закрепляется на праве оперативного управления имущество. Имущество Учреждения находится в государственной собственности Смоленской области. Право оперативного управления на закрепляемое имущество у Учреждения возникает с момента фактической его передачи, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением Администрации. Передача имущества осуществляется Уполномоченным органом по акту приема-передачи, который содержит полное описание передаваемого имущества и его целевое назначение. Акт приема-передачи подписывается руководителями Учреждения и Уполномоченного органа. С момента передачи имущества в оперативное управление Учреждение обеспечивает его учет, инвентаризацию, сохранность и обоснованность расходов на его содержание. Состав имущества, передаваемого Учреждению на праве оперативного управления, определяется Уполномоченным органом по согласованию с Отраслевым органом, если иное не установлено законодательными и иными правовыми актами Смоленской области или решением Администрации. Финансирование деятельности Учреждения осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах также являются: средства областного бюджета; добровольные (целевые) взносы и пожертвования юридических и (или) физических лиц (в том числе иностранных); средства государственных внебюджетных фондов; средства, полученные от платных услуг и иной приносящей доход деятельности; средства, получаемые из других не запрещенных законом источников.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (пункт 6).

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, утвержденным Постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 N 215 (ред. от 27.09.2022), Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее - Департамент) является исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области. Департамент является специально уполномоченным государственным органом Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан (п. 1.1). Финансирование Департамента осуществляется за счет средств областного бюджета, а в части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданных Смоленской области, - за счет субвенций из федерального бюджета (п. 1.4).

Основными задачами Департамента являются обеспечение проведения государственной политики в сфере здравоохранения, вопросы организации медицинской и лекарственной помощи населению Смоленской области (п. 2.1); разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 2.2); участие в развитии на территории Смоленской области государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (п. 2.7).

Департамент Смоленской области по здравоохранению для решения своей задачи и выполнения своих функций в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций (пункт 3.3.13 ).

Согласно Порядку определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели областным государственным бюджетным учреждениям и областным государственным автономным учреждениям, в отношении которых Департамент Смоленской области по здравоохранению осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 29.03.2021 N 194 (ред. от 11.09.2023) настоящий Порядок устанавливает правила определения объема и условия предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели областным государственным бюджетным учреждениям и областным государственным автономным учреждениям, в отношении которых Департамент Смоленской области по здравоохранению осуществляет функции и полномочия учредителя (далее соответственно - субсидии, учреждения) (п. 1).

Субсидии предоставляются учреждениям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Департамента Смоленской области по здравоохранению как получателя средств областного бюджета (п. 2).

Размер и результат предоставления субсидий определяются исходя из следующих целей (п. 3), в том числе:

3.35. Подготовка помещений для установки оборудования. Размер субсидий определяется как сумма необходимых затрат, указанных в локальном сметном расчете, составленном с учетом стоимости товаров, работ и услуг, определенной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Результатом предоставления субсидий является количество помещений учреждений, подготовленных для установки оборудования (единиц).

3.58. Текущий и капитальный ремонты зданий и сооружений в рамках мероприятий по укреплению материально-технической базы областных государственных учреждений здравоохранения.

Размер субсидий определяется как сумма необходимых затрат, указанных в локальном сметном расчете, составленном с учетом стоимости товаров, работ и услуг, определенной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Результатом предоставления субсидий является количество проведенных ремонтов зданий и сооружений учреждений (единиц).

В силу п. 4 для получения субсидий учреждения представляют в Департамент Смоленской области по здравоохранению:

- пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости осуществления расходов со ссылкой на нормативные правовые акты, если осуществление указанных расходов требуется в целях реализации положений указанных актов;

- перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, локальный сметный расчет, предварительную смету расходов (в случае если целью предоставления субсидий является проведение ремонта (реставрации) (в отношении субсидий, предоставляемых на цели, указанные в подпунктах 3.4, 3.13, 3.19, 3.58, 3.71, 3.75, 3.86 пункта 3 настоящего Порядка);

- информацию о планируемом к приобретению имуществе (в случае если целью предоставления субсидий является приобретение имущества) (в отношении субсидий, предоставляемых на цели, указанные в подпунктах 3.4, 3.5, 3.11, 3.12, 3.24, 3.26, 3.27, 3.50, 3.59 - 3.62, 3.67, 3.69, 3.76, 3.78, 3.79, 3.80, 3.91, 3.94, 3.95, 3.100 пункта 3 настоящего Порядка);

- расчет-обоснование суммы субсидий, в том числе предварительную смету расходов на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), приобретение имущества (в отношении субсидий, предоставляемых на цели, указанные в подпунктах 3.3, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 3.14, 3.15, 3.16, 3.17, 3.18, 3.25, 3.29, 3.30, 3.31, 3.32, 3.33, 3.34, 3.35, 3.36, 3.37, 3.38, 3.39, 3.40, 3.41, 3.42, 3.43, 3.44, 3.45, 3.46, 3.48, 3.49, 3.51, 3.52, 3.54, 3.56, 3.63 - 3.66, 3.77, 3.81, 3.83, 3.84, 3.88, 3.89, 3.90, 3.93, 3.97, 3.99, 3.100, 3.101, 3.102, 3.103 пункта 3 настоящего Порядка);

- не менее трех коммерческих предложений поставщиков, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (в отношении субсидий, предоставляемых на цели, указанные в подпунктах 3.4, 3.5, 3.6, 3.11, 3.12, 3.13, 3.18, 3.19, 3.24, 3.26, 3.27, 3.35, 3.38, 3.46, 3.50, 3.58 - 3.63, 3.66, 3.67, 3.69, 3.71, 3.75, 3.76, 3.78, 3.79, 3.80, 3.81, 3.83, 3.86, 3.87, 3.91, 3.94, 3.95, 3.100, 3.101 пункта 3 настоящего Порядка);

- справку об отсутствии у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, за подписью руководителя и главного бухгалтера учреждения;

- справку об отсутствии у учреждения просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидий на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Администрации Смоленской области, за подписью руководителя и главного бухгалтера учреждения.

Согласно п. 5 Департамент Смоленской области по здравоохранению рассматривает представленные учреждением документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, и в течение 30 календарных дней со дня представления данных документов принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидий учреждению. В случае принятия решения о предоставлении субсидий Департамент Смоленской области по здравоохранению в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения уведомляет учреждение в письменной форме о принятом решении, а также о необходимости заключения соглашения о предоставлении субсидий. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидий Департамент Смоленской области по здравоохранению в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения уведомляет об этом учреждение в письменной форме с указанием оснований для отказа в предоставлении субсидий, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.

Учреждение на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидий, должно соответствовать следующим требованиям:

- отсутствие у учреждения неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- отсутствие у учреждения просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, за исключением случаев предоставления субсидий на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и осуществление восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также иных случаев, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Администрации Смоленской области (п. 6).

Основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются:

- несоответствие представленных учреждением документов требованиям, определенным пунктом 4 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

- недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных учреждением.

Проверка достоверности информации, содержащейся в представленных документах, осуществляется путем ее сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством (п. 8).

В случае отказа в предоставлении субсидий учреждение вправе повторно представить в Департамент Смоленской области по здравоохранению документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Порядка. Рассмотрение повторно представленных документов и уведомление учреждения о результатах их рассмотрения осуществляются в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка (п. 8).

В целях предоставления субсидий при принятии решения о предоставлении субсидий между Департаментом Смоленской области по здравоохранению и учреждением в течение 10 рабочих дней после принятия данного решения заключается соглашение о предоставлении учреждению субсидий (далее - соглашение) по типовой форме, утвержденной правовым актом Департамента бюджета и финансов Смоленской области (п. 9).

Перечисление средств субсидий осуществляется Департаментом Смоленской области по здравоохранению на основании заключенного соглашения на лицевой счет учреждения, открытый в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в соответствии с графиком перечисления субсидий, являющимся приложением к соглашению (п. 10).

Соглашение и дополнительные соглашения к соглашению оформляются на бумажных носителях и подписываются лицами, имеющими право действовать от имени сторон соглашения (п. 11).

В соответствии с Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от дд.мм.гггг N 644 (ред. от дд.мм.гггг) резервный фонд Администрации Смоленской области (далее также - резервный фонд) - фонд денежных средств, формируемый в составе расходной части областного бюджета (п. 1).

Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, указанные в распоряжении Администрации Смоленской области, изданном на основании пункта 4 настоящего Положения (п. 2).

Размер резервного фонда устанавливается при утверждении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 3).

Бюджетные ассигнования резервного фонда выделяются на основании распоряжения Администрации Смоленской области (п. 4).

Средства резервного фонда могут предоставляться государственным органам, органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) и юридическим лицам (п. 5).

Главным распорядителем средств областного бюджета при выделении средств резервного фонда органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области является Департамент бюджета и финансов Смоленской области. В иных случаях главным распорядителем средств областного бюджета при выделении средств резервного фонда является государственный орган Смоленской области в соответствии со сферой управления данного органа (п. 5.1).

Обращения субъектов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, ходатайства заместителей Губернатора Смоленской области о выделении средств из резервного фонда направляются на имя Губернатора Смоленской области и должны содержать обоснование необходимости получения средств из резервного фонда с указанием размера испрашиваемых средств. При выделении средств резервного фонда на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений; на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования; на возмещение расходов, связанных с осуществлением указанных работ, субъекты, указанные в пункте 5 настоящего Положения, в распоряжение которых будут выделяться средства резервного фонда, представляют в Департамент бюджета и финансов Смоленской области утвержденные сводные сметные расчеты и (или) локальные сметные расчеты (далее также - сметная документация), а также информацию о кодах бюджетной классификации и сроке использования денежных средств. Сметная документация утверждается главным распорядителем средств областного бюджета, а в случае предоставления средств резервного фонда органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области - руководителем исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Смоленской области. К локальным сметным расчетам, содержащим сметную стоимость оконных блоков из поливинилхлоридных профилей (если в указанных расчетах сметная стоимость оконных блоков составляет пятьдесят и более процентов от общего объема всех расходов), дополнительно прилагаются результаты определения стоимости указанных оконных блоков по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (конъюнктурный анализ по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению). В случае выделения средств резервного фонда на возмещение расходов, связанных с осуществлением капитального ремонта, реконструкции, строительства зданий, сооружений, текущего ремонта зданий, сооружений, а также со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, субъекты, указанные в пункте 5 настоящего Положения, в распоряжение которых будут выделяться средства резервного фонда, представляют в Департамент бюджета и финансов Смоленской области одновременно со сметной документацией государственный или муниципальный контракт (договор), акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.99 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" (далее - постановление от 11.11.99 N 100), справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденной Постановлением от 11.11.99 N 100, платежное поручение, подтверждающее оплату расходов в полном объеме. При выделении средств резервного фонда на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений, а также на возмещение расходов, связанных с осуществлением указанных работ, представляемая в Департамент бюджета и финансов Смоленской области сметная документация согласовывается с Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В целях согласования сметной документации, содержащей в своем составе сметную стоимость оконных блоков из поливинилхлоридных профилей, указанную в абзаце втором настоящего пункта, субъекты, указанные в пункте 5 настоящего Положения, направляют в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству конъюнктурный анализ по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению (п. 6).

Согласно п. 6.3 по поручению Губернатора Смоленской области Департамент бюджета и финансов Смоленской области готовит проект распоряжения Администрации Смоленской области о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств и направления их расходования. Обращения субъектов, указанных в пункте 5 настоящего Положения (за исключением обращений о выделении средств из резервного фонда на финансирование расходов на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и на финансирование иных непредвиденных расходов, выявленных депутатами Смоленской областной Думы по соответствующему избирательному округу, в интересах населения соответствующего муниципального образования Смоленской области), поступившие на имя Губернатора Смоленской области после 1 октября текущего финансового года, не рассматриваются в текущем финансовом году. Решение о выделении средств из резервного фонда в следующем финансовом году принимается после поступления повторного обращения на имя Губернатора Смоленской области, направленного после 1 января следующего финансового года.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами то обстоятельство, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» действующего законодательства при использовании медицинского оборудования, доставленного в рамках национального проекта «Здравоохранение» выявлено неиспользование ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» комплекса рентгеновского диагностического стационарного «Медикс-Р-Амико» ввиду того, что рентгенодиагностический кабинет для исследований, расположенный по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" не приведен в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами. ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» при отсутствии денежных средств на проведение мероприятий по приведению данного кабинета в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами до настоящего времени не обратилось в Департамент Смоленской области по здравоохранению с надлежаще оформленной в соответствии с действующим законодательством заявкой о финансировании данных мероприятий. При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора, заявленные к ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ».

Проанализировав указанные выше положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Положение о Департаменте, Устав ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ», суд приходит к выводу, что Департамент Смоленской области по здравоохранению несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по приведению рентгенодиагностического кабинета для исследований в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами.

Непринятие ответчиками надлежащих мер по обеспечению функционирования комплекса рентгеновского диагностического стационарного «Медикс-Р-Амико» является не только нарушением действующего законодательства, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Доводы представителя Департамента Смоленской области по здравоохранению относительно того, что возложение обязанностей     на принятие мер по устранению допущенных в Учреждении нарушений именно на Департамент неправомерно, возмещение расходов на оплату работ и услуг по содержанию имущества, прочих расходов, расходов на приобретение основных средств стоимостью до 100000 рублей за единицу осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования в Смоленской области, суд признает несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Исходя из анализа норм приведенного выше законодательства на ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» действительно возлагается обязанность по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе, по обеспечению эксплуатации комплекса рентгеновского диагностического стационарного «Медикс-Р-Амико». Однако, на Департаменте Смоленской области по здравоохранению лежит обязанность по обеспечению выделения для Учреждения финансирования на проведение мероприятий по приведению рентгенодиагностического кабинета для исследований в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативам.

Исковые требования прокурора, заявленные к Департаменту Смоленской области по здравоохранению, не связаны с возложением на него субсидиарной ответственности по обязательствам Учреждения, а направлены на выполнение ответчиком самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской деятельности медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Поскольку отраслевым органом по отношению к ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» является Департамент Смоленской области по здравоохранению, то именно на него должна быть возложена обязанность обеспечить выделение финансирования мероприятий по приведению рентгенодиагностического кабинета для исследований в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами.

Департамент, как главный распорядитель и получатель средств областного бюджета Смоленской области, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные задания, соответственно, является органом, несущим ответственность за выделение и направление денежных средств на цели, необходимые бюджетным учреждениям для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из государственного задания.

Возлагая на Департамент обязанность обеспечить выделение финансирования на проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений, суд принимает во внимание, что такая обязанность возложена на данный Департамент, как собственника имущества медицинского учреждения в соответствии со статьей 210 ГК РФ, поскольку собственником имущества является Смоленская область, а Департамент действует как отраслевой орган от имени Смоленской области.

Доводы представителя ответчика ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» о том, что ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» является бюджетным учреждением, а не строительной организацией при установленных судом обстоятельствах не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    исковые требования прокурора Холм-Жирковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сафоновская центральная районная больница» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Департамент Смоленской области по здравоохранению с надлежаще оформленной в соответствии с действующим законодательством заявкой о финансировании мероприятий по приведению рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами.

Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в течение двух месяцев со дня получения соответствующей заявки обеспечить выделение для учреждения финансирования на проведение мероприятий по приведению рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сафоновская центральная районная больница» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в течение пяти месяцев со дня получения финансирования от Департамента Смоленской области по здравоохранению привести рентгенодиагностический кабинет для исследований, расположенный по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сафоновская центральная районная больница» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в течение двух месяцев после приведения рентгенодиагностического кабинета для исследований, расположенного по адресу: Смоленская область, Холм-Жирковский район, п.г.т. Холм-Жирковский, ул. Карла Маркса, д. 1, по видам выполнения работ и оказанию услуг (п. 1.3, хранение, использование) СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" в соответствие с действующими санитарными правилами и нормативами, ввести в эксплуатацию комплекс рентгеновский диагностический стационарный «Медикс-Р-Амико».

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленский области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Вайцещук

2-908/2023 ~ М-861/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Холм-Жирковского района
Ответчики
Сафоновская центральная районная больница
Департамент Смоленской области по здравоохранению
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Суд
Сафоновский районный суд Смоленской области
Судья
Вайцещук Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
safonovo--sml.sudrf.ru
12.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2023Передача материалов судье
17.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Подготовка дела (собеседование)
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее