№ 5-13/2021 | |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания | |
13 января 2021 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
индивидуального предпринимателя Орловой В. А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированной в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 21.08.2015, ОГРНИП 315290100012768, ИНН 290217738685, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
20 октября 2020 года выявлено, что индивидуальный предприниматель Орлова В.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.4 КоАП РФ и выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации организации общественного питания по адресу: г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 44, а именно:
- загрузка пищевых продуктов в организацию общественного питания осуществляется со стороны жилого дома, где расположены окна квартир;
- имеется только один вход, который используется для загрузки товара, входа посетителей и персонала.
Орлова В.А. в судебном заседании не оспаривала факт нарушения, пояснив, что организация общественного питания была закрыта.
Выслушав Орлову В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Конкретные санитарно-эпидемиологические требования содержатся в санитарных правилах. Разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (статья 38 Федерального закона № 52-ФЗ). Согласно статье 39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из протокола следует, что в вину вменяется нарушение пунктов 2.2 и 5.1 СП 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правил», утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (далее – СП 2.3.6.1079-01), действовавших на момент выявления правонарушения.
Согласно пункту 2.2 СП 2.3.6.1079-01 организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
Тем же пунктом предусмотрено, что прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
В соответствии с пунктом 5.1 СП 2.3.6.1079-01 объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.
С 01 января 2021 года СП 2.3.6.1079-01 утратили силу в связи с принятием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32, которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В части требований к размещению организаций в жилых домах пунктом 2.11 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрено, что при размещении предприятий общественного питания в жилых зданиях должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях с отсылкой к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
СанПиН 2.1.2.2645-10 не содержит запрета на размещение организаций общественного питания в жилых этажах жилых домов, который ранее был установлен пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01. Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 в жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям.
По общему правилу, согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Однако частью 2 той же статьи предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В связи с этим нарушение в части размещения организации общественного питания на жилом этаже жилого дома на момент рассмотрения дела об административном правонарушении отсутствуют основания для вывода о наличии состава правонарушения.
В части места загрузки товара санитарное требование фактически сохранено, поскольку пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 (с учетом пункта 2.11 СанПиН 2.3/2.4.3590-20) предусмотрено, что загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
В части поточности санитарное требование также фактически сохранено, поскольку это вытекает из пункта 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, согласно которому планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.
В свою очередь, согласно пункту 1 части 1 статьи 14 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря.
Поэтому в этой части (т.е. в части требований к месту загрузки товара и поточности) нет оснований для освобождения от ответственности на основании статьи 1.7 КоАП РФ.
Факт осуществления ИП Орловой В.А. деятельности в сфере организации общественного питания в указанном доме и несоблюдения указанных санитарных требований подтверждается протоколом об административном правонарушении, договором безвозмездного пользования от 09.06.2018, протоколом осмотра № 552 от 20.10.2020 и не оспаривается Орловой В.А. в судебном заседании.
Оснований не доверять этим доказательствам судья не имеет. Каких-либо данных, свидетельствующих о предвзятости или заинтересованности должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в исходе дела, в судебном заседании не выявлено.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В ходе рассмотрения дела не выявлено препятствий для выполнения предпринимателем указанных санитарных правил. Следовательно, в указанных его действиях (бездействии) имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Санкцией нормы предусмотрено наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде штрафа от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом характера нарушения судья полагает, что отсутствуют основания предусмотренные статьей 3.12 КоАП РФ для административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя.
Предусмотренные статьей 3.4 КоАП РФ основания для применения наказания в виде предупреждения отсутствуют, поскольку объектом нарушения являются отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, что подразумевает создание угрозы жизни и здоровью граждан вследствие нарушения санитарных правил. По той же причине отсутствуют основания для признания нарушения малозначительным.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 (░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░ 2901133673, ░░░ 290101001; ░░░░░ ░░░░░ 40101810500000010003 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░ 041117001, ░░░ 14111601061010004140, ░░░░░ 11701000, ░░░ 14104290002000040770.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░ |