Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2024 г. г. Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Самохиной Т.А., при секретаре Белоусовой С.В., с участием помощника Каменского городского прокурора Ильченко Е.А., представителя ответчика Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинский Казмеровой А.А., представителя третьего лица финансового управления Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области Чемовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каменского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Комитету по управлению имуществом г.Каменск-Шахтинского Ростовской области об обязании провести текущий ремонт муниципальных жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л :
Каменский городской прокурор Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом г.Каменск-Шахтинского Ростовской области, с учетом уточнения исковых требований просит суд обязать ответчика в шестимесячный выполнить текущий ремонт, привести муниципальные жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>, в состояние, соответствующее Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
В обоснование иска указал, что Каменской городской прокуратурой проведена проверка деятельности администрации г. Каменск-Шахтинский в сфере федерального законодательства, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» находятся квартиры и дома в г. Каменске-Шахтинском по следующим адресам: <адрес>. Проверкой установлено ненадлежащее санитарно-техническое состояние указанных муниципальных жилых помещений - трещины, дефекты внутренней отделки стен, потолка и пола. Ненадлежащее содержание и техническое обслуживание общего муниципального имущества нарушает нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170. Кроме того, зафиксированы факты длительного простоя обследованных жилых помещений при наличии граждан, состоящих на жилищном учете. Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих обязанностей работниками администрации, а также об ослаблении контроля со стороны руководства. По вышеуказанным фактам в августе 2023 г. городской прокуратурой вынесено представление, вместе с тем должных мер по устранению выявленных ушений законов, их причин и условий, им способствующих, недопущению их в дальнейшем принято не было.
Определением суда от 18.12.2023 к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено финансовое управление Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области (л.д.58).
Администрация г. Каменск-Шахтинского Ростовской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направила, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.49-50). Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрация г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник Каменского городского прокурора Ильченко Е.А.поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Казмерова А.А., действующая на основании доверенности (л.д.45), возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что указанные в иске жилые помещения находятся в собственности МО «Город Каменск-Шахтинский». В настоящее время договоры на выполнение ремонтных работ жилых помещений Комитетом по управлению имуществом не заключались. В связи с отсутствием договоров, финансирование не производится, денежные средства для выполнения ремонтных работ жилых помещений в бюджет города не заложены. Бюджетные средства выделяются в соответствии с решением Каменск-Шахтинской городской думы от 28.12.2022 №151 «О бюджете города Каменск-Шахтинский на 2023 и плановый 2024 и 2025 г.». После принятия решения Каменск-Шахтинской городской Думы о выделении Администрацией г.Каменск-Шахтинского бюджетных средств Комитетом по управлению имуществом г.Каменск-Шахтинского проводится электронный аукцион на выполнение работ по ремонту объектов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для исполнения требований истца понадобится минимум год. В связи с чем, в случае удовлетворения исковых требований, просила продлить срок исполнения решения до одного года.
Представитель третьего лица финансового управления Администрации г. Каменск-Шахтинского Чемова Г.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что согласно Положению о КУИ г.Каменск-Шахтинского, утвержденному решением Каменск-Шахтинской городской Думы № от 29.07.2015, КУИ действует от имени и в интересах собственника муниципального имущества - муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами. Согласно данному Положению к компетенции КУИ относится решение вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью и земельными участками (п. 1.2. Положения). Согласно п. 3.1. целью деятельности КУИ является управление муниципальной собственностью муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский», что включает в себя: осуществление в соответствии с законодательством от имени собственника полномочий владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом (п. 3.1.1.Положения). На основании п. 3.1.4. Положения КУИ осуществляет в соответствии с законодательством и настоящим Положением полномочия собственника имущества в области жилищных и земельных отношений. Позицию КУИ г. Каменск-Шахтинского Ростовской области, изложенную в судебных заседаниях, поддерживает в полном объеме, просит принять законное и обоснованное решение.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никтс не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, а именно изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
П. 6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Орган местного самоуправления, являясь собственником жилых помещений, в соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ обязан нести бремя их содержания, поддерживать помещения в надлежащем состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник обязан содержать принадлежащее ему имущество.
Как следует из материалов дела в собственности муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» находятся квартиры и дома в г. Каменске-Шахтинском по следующим адресам: <адрес>.
Проверкой установлено ненадлежащее санитарно-техническое состояние муниципальных жилых помещений - трещины, дефекты внутренней отделки стен, потолка и пола
Таким образом, состояние вышеуказанных помещений не соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
Обследованные помещения включены в реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский».
Решением Каменск-Шахтинской городской Думы от 29.07.2015 № утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом г. Каменска- Шахтинского Ростовской области (далее - Положение).
Комитет по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области (далее - КУИ города) является отраслевым (функциональным) органом администрации города, учрежденным в соответствии с Уставом муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский» с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере управления муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 3.1 Положения целью деятельности КУИ города является управление муниципальной собственностью муниципального образования «Город Каменск-Шахтинский», что включает в себя в том числе осуществление в соответствии с законодательством от имени собственника полномочий владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, осуществление мероприятий по формированию и учету муниципальной собственности, в том числе муниципальной имущественной казны муниципального образования, исполнение в соответствии с законодательством и Положением полномочий собственника имущества в области жилищных и земельных отношений.
В силу п. 3.3.6 Положения одной из задач КУИ города является осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Ст. 65 ЖК РФ определено, что наймодатель жилого помещения (КУИ города) по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно ч. 1, 2 ст. 62 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 №315 утвержден типовой договор социального найма жилого помещения, в соответствии с пп. а п. 4 которого наниматель обязан принять от наймодателя пригодное для проживания жилое помещение, в котором проведен текущий ремонт, за исключением случаев, когда жилое помещение предоставляется во вновь введенном в эксплуатацию жилищном фонде.
Данная обязанность нанимателя корреспондируется с обязанностью наймодателя передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям (пп. а п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения).
В соответствии с ч. 1 ст. 676 ГК РФ наймодательобязан передать нанимателю жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.
Таким образом, данные жилые помещения нуждаются в проведении ремонтных работ, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
По результатам проведенной проверки, городской прокуратурой в августе 2023 г. и.о. Главы Администрации г. Каменска-Шахтинского внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства аналогичного содержания, однако, до настоящего времени должных мер по устранению выявленных нарушений законов, их причин и условий, им способствующих, недопущению их в дальнейшем принято не было.
Бездействие ответчика по принятию мер к ремонту помещений муниципального жилого фонда является незаконным, влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
Таким образом, на основании указанных фактических обстоятельств, суд считает, что заявленные прокурором исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Каменского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Комитету по управлению имуществом г.Каменск-Шахтинского Ростовской области об обязании провести текущий ремонт муниципальных жилых помещений удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом г.Каменск-Шахтинского (ИНН №) в течение одного года после вступления решения в законную силу выполнить текущий ремонт, привести муниципальные жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>, в состояние, соответствующее Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.А. Самохина
Решение в окончательной форме принято 30.01.2024.