КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Яцкевич Н.Б. Дело № 12-1/2023(№ 7А-93/2023)
УИД 39RS0010-01-2022-003100-60
РЕШЕНИЕ
15 августа 2023 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при секретаре Лиль Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» по доверенности Сталенковой Натальи Эдуардовны на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Гурьевского района Никулиной Е.А. от 4 октября 2022 года и решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 30 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал».
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 39010/22/477970 врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Гурьевского района Никулиной Е.А. от 4 октября 2022 года МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 30 мая 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитник МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» по доверенности Сталенкова Н.Э. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи, прекращении производства по делу. Указывает, что привлечение к административной ответственности является незаконным, поскольку должнику не устанавливался срок для добровольного исполнения судебного акта. Должнику не было известно о возбужденном в отношении него исполнительном производстве.
Заслушав объяснения защитника Сталенковой Н.Э., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 25 мая 2010 года в ОСП Гурьевского района Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство № 9319/10/10/39 в отношении должника МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал», предметом исполнения которого является возложение обязанности поставлять населению питьевую воду надлежащего качества и соответствующую требованиям санитарных правил.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Гурьевского района Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области № 39010/19/177388 от 23 сентября 2019 года исполнительное производство № 9319/10/10/39 окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Постановлением врио начальника ОСП Гурьевского района Никулиной Е.А. № 39010/22/327769 от 20 июля 2022 года вышеуказанное постановление от 23 сентября 2019 года об окончании исполнительного производства № 9319/10/10/39 отменено, исполнительное производство возобновлено и зарегистрировано под № 111917/22/39010-ИП.
В рамках возобновленного исполнительного производства № 111917/22/39010-ИП судебным приставом-исполнителем ОСП Гурьевского района Солодухиной Е.Д. в адрес МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» было направлено требование № 39010/22/435319 от 14 сентября 2022 года, обязывающее должника в срок до 30 сентября 2022 года исполнить требования исполнительного документа, которое было получено МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал»14 сентября 2022 года.
Ввиду неисполнения требования судебного пристава-исполнителя 3 октября 2022 года в отношении МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя ввиду следующего.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
При этом неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Однако при описании события вмененного МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» административного правонарушения судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение должником требования от 14 сентября 2022 года об исполнении решения суда.
Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и положений ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», событие указанного административного правонарушения наступает по истечении нового срока, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Вместе с тем время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось, в составленном в отношении МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не указано.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о существенных недостатках протокола об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства оставлены без внимания при вынесении постановления об административном правонарушении и судебного решения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подлежит возвращению должностному лицу его составившему.
При этом возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении положениями КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Врио начальника отделения – старшим судебным приставом ОСП Гурьевского района Никулиной Е.А., рассмотревшей дело об административном правонарушении, оценка указанным выше недостаткам не дана. Судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица допущенные нарушения также оставлены без внимания.
Поскольку протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством ввиду отсутствия в нем сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, он в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ подлежит исключению из числа доказательств по делу.
В этой связи выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ нельзя признать обоснованными. Обстоятельства, на основании которых вынесены оспариваемые акты, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление врио начальника отделения- старшего судебного пристава ОСП Гурьевского района Никулиной Е.А. от 4 октября 2022 года и решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 30 мая 2023 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление должностного лица.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ № 39010/22/477970 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 4 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.7 ░░░░ ░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░