Дело № 2-1120/2023
Р Е Ш Е Н И Е заочное
Именем Российской Федерации
30 января 2023 года город Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Мосунова О.Л.
при секретаре Ахматовой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к ООО «ЖЭУ №64» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
установил:
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обратился в суд с иском к ООО «ЖЭУ №64» об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В обоснование требований указано, что постановлением Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ №64» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ. Нарушение природоохранного законодательства выражено в неисполнении требований федерального законодательства, в части обязанности по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) (или обоснование отсутствия такой необходимости). Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В целях устранения нарушения ООО «ЖЭУ №64» внесено и направлено на юридический адрес представление по устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ № Представление вручено отправителю ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Таким образом, названное представление должно быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответ на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №, не поступил. Представление в установленном законом порядке не обжаловано.
ООО «ЖЭУ №64» осуществляет хозяйственную деятельность на объектах, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВ), (код объекта 80-0202-006289-П), расположенном по адресу<адрес>), расположенном по <адрес>, которому присвоена III категория по степени воздействия на окружающую среду, в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
Согласно требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятными метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее - Требования), хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Пунктами 22 и 23 Требований установлено, что в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ (далее - ответственное лицо), в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ. При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ (при наличии).
Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает:
- получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ;
- регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ;
- передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ;
- принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ;
- организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;
- контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;
- регистрацию информации о выполненных мероприятиях;
- проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарнозащитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «ЖЭУ №64» не соблюдены требования действующего природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Противоправные действия ООО «ЖЭУ №64» заключаются в том, что оно не обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ в нарушение установленного порядка.
На основании вышеизложенного, просят суд обязать ООО «ЖЭУ №64» (ИНН 0276118602, КПП 027601001, ОГРН 1090280003241), зарегистрированное по адресу: 450105, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д.25 корпус 1 в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу, разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и представить на согласование в уполномоченный орган (либо обосновать отсутствие необходимости).
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебном заседании не присутствует, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, иск поддерживает.
В судебное заседание представитель ООО «ЖЭУ №64» не явился, о времени и месте слушания дела извещались заблаговременно по месту нахождения юридического лица, о чем имеется уведомление.
На основании ст. 233 ГПК РФ В случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст.167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая, что ответчик в судебное заседание не явился, извещался по известному суду адресу, включая заблаговременного размещения сведений о судебном заседании на сайте суда, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил об отложении рассмотрения дела, ходатайств о предоставлении доказательств по иску не заявлял, рассмотрением дела не интересуется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятными метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее - Требования), хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Пунктами 22 и 23 Требований установлено, что в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ (далее - ответственное лицо), в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ. При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ (при наличии).
Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает:
- получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ;
- регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ;
- передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ;
- принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ;
- организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;
- контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;
- регистрацию информации о выполненных мероприятиях;
- проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарнозащитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
Судом установлено, что ООО «ЖЭУ №64» осуществляет хозяйственную деятельность на объектах, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВ), (код объекта №П), расположенном по <адрес>П), расположенном по <адрес> которому присвоена III категория по степени воздействия на окружающую среду, в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
Постановлением Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ №64» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ. Нарушение природоохранного законодательства выражено в неисполнении требований федерального законодательства, в части обязанности по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) (или обоснование отсутствия такой необходимости). Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В целях устранения нарушения ООО «ЖЭУ №64» внесено и направлено на юридический адрес представление по устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Ответ на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №, не поступил. Представление в установленном сроке не обжаловано.
Таким образом, оснований для освобождения ответчика от ответственности, предусмотренных нормами действующего законодательства, не имеется. Каких-либо исключительных обстоятельств, являющихся основанием для отступления от этого принципа, судами не установлено.
Согласно части 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Удовлетворяя требования, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать ООО «ЖЭУ №64» (ИНН 0276118602, КПП 027601001, ОГРН 1090280003241), зарегистрированное по <адрес> в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу, разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и представить на согласование в уполномоченный орган (либо обосновать отсутствие необходимости).
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к ООО «ЖЭУ №64» об устранении нарушений природоохранного законодательства – удовлетворить.
Обязать ООО «ЖЭУ №64» (ИНН 0276118602, КПП 027601001, ОГРН 1090280003241), зарегистрированное по <адрес> в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу, разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и представить на согласование в уполномоченный орган (либо обосновать отсутствие необходимости).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Верховный суд РБ, через Октябрьский суд г.Уфы РБ.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 января 2023 г.
Председательствующий: подпись О.Л.Мосунов