УИД № 47RS0003-01-2021-000107-76
Дело № 2-1123/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов 08 августа 2022 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Максимовой Т.В.,
при секретаре Гладких Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исковым заявлением Копосова О.Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) о признание незаконным Решение Управления ПФР в Волховском районе Ленинградской области от 20 апреля 2022 года № ****** об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление ПФР в Волховском районе Ленинградской области,
установил:
Копосова О.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) в Волховском районе Ленинградской области (далее – УПФР в Волховском районе) с требованиями:
-признать незаконным отказ УПФР в Волховском районе № ****** от 20.04.2022 в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости;
-обязать УПФР в Волховском районе включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периоды ее работы:
с ****** по ****** в должности участкового врача терапевта территориального поликлинического участка,
с ****** по ****** в должности врача кардиолога,
-обязать УПФР в Волховском районе назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления в УПФР в Волховском районе.
В иске указала, что 14.03.2020 обратилась в УПФР в Волховском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Волховском районе от 20.04.2022 № ****** истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
При исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости не была включена работа в Волховском территориальном медицинском объединении и в муниципальном предприятии «Волховская городская поликлиника» в должности врача-терапевта в период с ****** по ****** и в должности врача – кардиолога с ****** по ******.
Протокольным определением суда от 23.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ ЛО «Волховская межрайонная больница».
Истец Копосова О.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика УПФР в Волховском районе Червочкова О.В., заявленные исковые требования не признала считает, что решение УПФР в Волховском районе об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости вынесено на законном основании, при этом поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях, приложенных к материалам дела.
Третье лицо ГБУЗ ЛО «Волховская межрайонная больница» о месте и времени судебного заседания извещено, своего представителя в суд не направило, возражений по заявленным требованиям не представило.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определена возможность назначения пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В целях реализации ст. 30 и 31 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством РФ 16.07.2014 принято Постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (далее - Постановление № 665).
В соответствии с п.п. «н» п.1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее Перечень № 1397);
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее Список № 464);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»,
- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее Список № 1066);
Так же при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (который может применяться за весь период работы) (далее Список № 781).
Действительно Список № 464, не содержит указание на наименование такого учреждения как «муниципальное предприятие».
При этом п. 1 Список № 464 в соответствии со ст. 81 и ст. 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» имеют: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Судом установлено, что 14.03.2022 Копосова О.Ю. обратилась в УПФР в Волховском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Решением № ****** от 20.04.2022 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (30 лет), при этом специальный стаж истца составил 28 лет 02 месяца 18 дней.
Решением № ****** от 28.06.2022 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ УПФР в Волховском районе не были включены в том числе следующие периоды работы:
с ****** по ****** (04-05-01) в должности врача - кардиолога в муниципальном предприятии «Волховская городская поликлиника» так как данное учреждение не предусмотрено списками № ****** от ******, списками № ****** от ******, списками № ****** от ******, а также из периода работы истца с ****** по ****** исключены периоды отпуска по уходу за ребенком:
- с ****** по ****** (00-04-17),
- с ****** по ****** (00-05-09),
- с ****** по ****** (00-01-17)
В свою очередь в решении № ****** от 28.06.2022 указано, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости подлежит включению период работы в Волховском районном территориальном медицинском объединении, в Волховском городском территориальном медицинском объединении в должностях врача кардиолога в календарном исчислении с 01.08.1990 по 31.12.1993 продолжительностью 3 года 05 месяцев 01 день
Из материалов дела следует, что Копосова О.Ю. с ****** по ****** работала в должности врача кардиолога в муниципальном предприятии «Волховская городская поликлиника». В этой же организации в должности врача кардиолога и продолжает работать по настоящее время.
Постановлением мэра города Волхова «О реорганизации структуры здравоохранения г. Волхова» № ****** от 05.11.1993, городское медицинское объединение реорганизовано в самостоятельные медицинские учреждения с правом юридического лица: городскую поликлинику, городскую больницу, городскую молочную кухню.
Постановлением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Волхова Ленинградской области «О регистрации городского территориального медицинского объединения» № ****** от 11.11.1993, постановлено реорганизовать городское территориальное медицинское объединение в самостоятельные медицинские учреждения с правами юридического лица: городскую поликлинику, городскую больницу и городскую молочную кухню.
Распоряжением мэра города Волхова Ленинградской области «О регистрации муниципального предприятия «Волховская городская больница» от 27.12.1993 № ******-р в связи с реорганизацией Волховского городского территориального медицинского объединения в форме разделения постановлено зарегистрировать юридическое лицо Волховская городская больница.
Приказом главного врача Волховского городского территориально-медицинского объединения «О реорганизации Волховского ГТМО» от 16.11.1993 № ****** городское территориально-медицинское объединение приказано реорганизовать в городскую больницу с ******, до ****** утвердить штатное расписание городской больницы.
Приказом № ****** от 02.06.1998 на основании Распоряжения КУМИ г. Волхова от 28.05.1998 № ****** муниципальное предприятие «Волховская городская поликлиника» реорганизовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Волховская городская поликлиника».
Постановлением мэра города Волхова № ****** от 30.10.2002 МУЗ «Волховская городская поликлиника» передана в подчинение МУЗ «Волховская городская больница».
В настоящее время организация переименована в ГБУЗ ЛО «Волховская межрайонная больница»
В связи с вышеуказанными реорганизациями Копосова О.Ю. в период с ****** по ****** – работала в должности врача кардиолога в Муниципальном предприятии «Волховская городская поликлиника», при этом каких-либо доказательств об изменении должностных обязанностей Копосовой О.Ю. в связи с реорганизацией Волховской Центральной районной больницы в Муниципальное предприятие «Волховская городская поликлиника» по исполнении ею обязанностей врача кардиолога, в материалах дела не имеется.
Исходя из совокупности исследованных доказательств, судом признается, что Копосова О.Ю. с ****** работала в Волховской ЦРБ на должности врача кардиолога и продолжала исполнять обязанности в должности врача кардиолога Муниципального предприятия «Волховская городская поликлиника» в период с ****** до по ****** (в связи с реорганизацией структуры здравоохранения).
При этом период работы Копосова О.Ю. в должности врача кардиолога Волховской центральной районной больницы до ****** засчитан пенсионным органом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а период работы с исполнением обязанностей по этой же должности, но уже с 01.01.1994 по 01.06.1998 – не засчитан.
В то же время характер и условия работы Копосовой О.Ю. в связи с реорганизацией и переименованием учреждения не изменялись и не изменились.
Исходя из совокупности исследованных доказательств, судом признается, что Копосова О.Ю. в течение всего периода работы с ****** по ****** работала в должности врача кардиолога и по характеру и специфике условий осуществляемой работы и нагрузке, выполняла функциональные обязанности с учетом целей и задач, а так же направления деятельности учреждения, именно по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и именно в учреждении здравоохранения, а не в каком-либо ином.
В соответствии с положениями ГК РФ, определяющими правовое положение юридических лиц и их организационно-правовые формы, и в частности в соответствии с положениями ст. 48 ГК РФ, вид (тип) организационно-правовой формы юридического лица зависит от формы собственности юридического лица и от наличия или отсутствия у учредителей юридического лица обязательственных прав в отношении этого юридического лица либо вещных права на его имущество. При этом в соответствии с положениями ст. 50 ГК РФ организационно-правовая форма юридического лица так же зависит от того, является ли данная организация коммерческой (преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) или некоммерческой (не имеющей извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками).
Судом достоверно установлено, что Муниципальное предприятие «Волховская городская поликлиника» фактически являлось учреждением здравоохранения в том смысле, в котором законодатель вкладывает в это понятие в целях наделения соответствующей категории граждан правом на досрочное назначение трудовой пенсии, не зависимо от его формального наименования, формы собственности, так как это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Введение пенсий за выслугу лет лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые могут быть установлены в данном случае исключительно из наименования организационно правовой формы учреждения здравоохранения (по нормам гражданского права), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.
Следовательно, период работы Копосовой О.Ю. в должности врача кардиолога Муниципального предприятия «Волховская городская поликлиника» с ****** по ****** (04 года 05 месяцев 01 день), подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в календарном исчислении.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При этом из периода работы истца с ****** по ****** должны быть исключены не подлежащие включению в специальный стаж периоды отпуска по уходу за ребенком с ****** по ****** (00-04-17), с ****** по ****** (00-05-09), с ****** по ****** (00-01-17), а всего 11 месяцев 13 дней.
Таким образом, в специальный стаж истца, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии надлежит включить 3 года 5 месяцев 18 дней (04 года 05 месяцев 01 день - 11 месяцев 13 дней).
Из решения № ****** от 28.06.2022 следует, что стаж работы Копосовой О.Ю., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости при установленной норме 30 лет составляет 28 лет 02 месяца 18 дней. Учитывая подлежащие включению в стаж 3 года 5 месяцев 18 дней, суд приходит к выводу, что на день обращения истца к ответчику о досрочном назначении пенсии по старости (14.03.2022) её специальный стаж работы превысил 30 лет (28 лет 02 месяца 18 дней + 3 года 5 месяцев 18 дней), которые приходились на дату 01.07.2020.
В соответствии с положениями ч. 1.1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ и п. 3 ст. 10 Закона № 400-ФЗ и п. 3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ, срок назначения страховой пенсии по старости назначается, начиная с 2019 года не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, и увеличивается на 12 месяцев за каждый календарный год до 2023 года (приложение 7 к Закону № 400-ФЗ).
При этом в силу положений п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», указанным гражданам, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложениями 6,7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Поскольку на день обращения истца к ответчику о досрочном назначении пенсии по старости 14.03.2022 специальный стаж её работы составил 31 год 8 месяцев 14 дней, следовательно, датой назначения Копосовой О.Ю. досрочной страховой пенсии по старости будет 02.01.2022
С учетом того, что в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент обращения истца за страховой пенсией по старости в пенсионный орган Копосова О.Ю. имела право на указанную пенсию, суд приходит к выводу, что требования истца о назначении ей страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению с 02.01.2022.
На основании изложенного, суд, оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, находит заявленные истцом требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № ******, 28 ░░░░ 2022 ░░░░ № ****** ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ № ******, ░░░░░░░░ ░░ № ****** ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ****** ░ ****** ******, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ N 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ 01.01.1994 ░░ 22.08.1995, ░ 10.01.1996 ░░ 29.06.1996, ░ 09.12.1996 ░░ 20.07.1997, ░ 08.09.1997 ░░ 01.06.1998 (03-05-18) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 02 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. –░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.