Дело №2-121/2024
УИД 48RS0003-01-2023-003592-07
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 января 2024 года г. Липецк
Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего Кочетова Д.Ю.,
при секретаре Грибковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Наливкиной Ксении Анатольевны к Управлению здравоохранения Липецкой области о компенсации морального вреда,
установил:
Наливкина Ксения Анатольевна обратилась в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области о компенсации морального вреда в сумме 150 000 рублей. В обоснование требований указывает, что она является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность с детства, о чем свидетельствует справка МСЭ-2019 №1284226 от 11.09.2020 года, выданная ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России. Бюро медико-социальной экспертизы №18», сроком действия: бессрочно, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 1» г. Липецка, с диагнозом <данные изъяты>. В соответствии с Федеральным законом РФ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», истец имеет право на бесплатное обеспечение по льготным рецептам лекарственными препаратами и приборами, в соответствии со стандартами медицинской помощи. Решением Советского районного суда г. Липецка от 16.03.2021 года по делу 2-429/2021 на Управление Здравоохранения была возложена обязанность бесплатно обеспечивать истца медицинскими изделиями для непрерывного мониторирования глюкозы крови Энлайт Медтроник ММТ 7008 из расчета 5 штук в месяц до момента отмены инсулиновой помпы по медицинским показаниям для сохранения жизни и здоровья. С момента вступления в законную силу решения суда Управление Здравоохранения выполняло решение суда недобросовестно и только после обращения к судебным приставам в ноябре 2022 года Управление здравоохранения Липецкой области выдало медицинские изделия для непрерывного мониторирования глюкозы крови Энлайт Медтроник ММТ 7008 в размере 30 штук по льготным рецептам от июня 2022 и сентября 2022 года. С огромным опозданием и нарушение сроков исполнения производства №5694/21/48025-ИП. Количество выданных изделий равняется 6 месяцам использования, но только при условии ликвидных сроков годности. Срок годности выданных изделий закончился в январе 2023 года. До ноября, медицинские изделия для непрерывного мониторирования глюкозы крови выдавали в мае 2022 года по льготному рецепту от марта 2022, на 3 месяца. До мая и ноября 2022, несколько месяцев истец была вынуждена находиться без медицинских изделий. В общей сложности, из-за нарушений в закупке медицинских изделий для непрерывного мониторирования глюкозы крови Энлайт Медтроник ММТ 7008 и не исполнения решения суда с 16.03.2021 года до 01.07.2023 года Управление здравоохранения Липецкой области не выдало медицинские изделия для непрерывного мониторирования глюкозы крови в общей сложности за период 6 месяцев, что подтверждается приложенными к иску неотоваренными рецептами:
за декабрь серия 42-22 номер 0005035651 дата выдачи 19.12.2022г.,
за июнь серия 42-23 номер 0005015186 дата выдачи 07.06.2023.
В декабре и в марте медицинские изделия для непрерывного мониторирования глюкозы крови выданы не были. Получить их за прошедший срок истец уже не сможет никогда, из-за истечения срока исполнения рецептов. ГУЗ «Липецкая городская поликлиника № 1», и врач-эндокринолог ФИО6 добросовестно выполняли требования по исполнительному производству №5694/21/48025-ИП и выписывали льготные рецепты каждые 3 месяца. Указывает, что неоднократно обращалась с этим вопросом в различные органы (следственный комитет, прокуратуру, к судебным приставам) что не дало каких-то положительных результатов в защите её прав и здоровья. Медицинские изделиями для непрерывного мониторирования глюкозы крови Энлайт Медтроник ММТ 7008, жизненно необходимы истцу т.к. не ощутимые перепады сахара в крови для неё чрезвычайно опасны, и могут повлечь за собой различные негативные последствия для здоровья (потеря сознания в любом месте, даже во сне, кома и т.д), инсульт, инфаркт, прочие необратимые последствия и даже смерть. Эти медицинские изделия в полной мере помогают предотвратить острые состояния страдающего <данные изъяты> человека, сигнализируют о перепаде сахара в крови (датчик пищит), улучшают качество жизни и здоровья. С 16.03.2021 года до 01.07.2023 года Управление здравоохранения Липецкой области не выдало истцу медицинские изделия для непрерывного мониторирования глюкозы крови в общей сложности за период 6 месяцев, в результате бездействия ответчика в исполнении решения суда, ей был причинен моральный вред. На протяжении всего этого времени истец испытывала острое беспокойство за свою жизнь и здоровье без медицинских изделий для непрерывного мониторирования глюкозы крови, необходимых ей по жизненным показаниям, несколько раз теряла сознание в общественных местах из-за низкого сахара крови. Также бездействие ответчика повлекло за собою острый стресс, и изменение вариабельности сахара в крови, ухудшение качества жизни истца, страдающей <данные изъяты>. Также указывает, что размер компенсации причиненного ей ответчиком морального вреда оценивает в 150 000 рублей, которые просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании истец Наливкина К.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные иске, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Дейников Д.С. в судебном заседании факт несвоевременного представления истцу медицинских изделий Управлением здравоохранения Липецкой области не оспаривал, при этом указывая, что это произошло не по вине ответчика, также возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в части суммы компенсации морального вреда, полагая её завышенной.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено, что жизнь и здоровье относятся к числу наиболее значимых человеческих ценностей, а их защита должна быть приоритетной.
Согласно ч. 1 ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь.
Право на жизнь и охрану здоровья является одним из общепризнанных основных неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите (ст. 2, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Статьёй 2 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 года №178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядок формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 года №1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Липецкой области) лиц, страдающих соответствующими заболеваниями, лекарственными средствами, необходимыми для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно. При этом для инвалидов государственная социальная помощь определена в виде набора социальных услуг, в состав которого согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Статьей 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №33 от 15.11.2022 года «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также – ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №33 от 15.11.2022 года «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший – истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №33 от 15.11.2022 года «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №33 от 15.11.2022 года «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (например, на Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование – за моральный вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статьи 1069, 1070 ГК РФ), на родителей (усыновителей), опекунов несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую был помещен под надзор малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, образовательную организацию, медицинскую организацию или иную организацию, обязанную осуществлять надзор за малолетним гражданином, под надзором которых он временно находился, либо на лицо, осуществлявшее надзор над малолетним гражданином на основании договора, – за моральный вред, причиненный малолетним (пункты 1–3 статьи 1073 ГК РФ), и др.).
Как разъяснено в п. 24 указанного Постановления Пленума ВС РФ, по общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, отраженным в п. 25-28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №33 от 15.11.2022 года «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований (п. 25).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 27).
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (п. 28).
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18.03.2010 года по делу «Максимов (Maksimov) против Российской Федерации» указано, что задача расчёта размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится в том числе здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья и др. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав гражданина или посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Судом установлено, что Наливкина Ксения Анатольевна является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность с детства, о чем свидетельствует справка МСЭ-2019 №1284226 от 11.09.2020 года, выданная ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России. Бюро медико-социальной экспертизы №18», сроком действия: бессрочно.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 16.03.2021 года по гражданскому делу №2-429/2021 было постановлено: «Исковые требования Наливкиной Ксении Анатольевны к ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №1», Управлению здравоохранения Липецкой области о защиту прав в сфере здравоохранения удовлетворить частично. Возложить на. ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №1» обязанность выдавать рецепты на бесплатное обеспечение Наливкиной Ксении Анатольевны изделиями медицинского назначения - расходными материалами к инсулиновой помпе «Медтроник Парадигм» MMT-772 сенсорами Энлайт Медтроник ММТ 7008 из расчета 5 штук в месяц до момента отмены инсулиновой помпы по медицинским показаниям, трансмиттером Минилинк ММТ 7707-1 штука, зарядным устройством для трансмиттера ММТ 7705-1 штука. Возложить Управление здравоохранения Липецкой области обязанность обеспечивать Наливкину Ксению Анатольевну изделиями медицинского назначения - расходными материалами к инсулиновой помпе - «Медтроник Парадигм» ММТ-772 сенсорами Энлайт Медтроник ММТ 7008 из расчета 5 штук в месяц до момента отмены инсулиновой помпы по медицинским показаниям, трансмиттером Минилинк ММТ 7707-1 штука, зарядным устройством для трансмиттера ММТ 7705-1 штука. Решение в этой части обратить к немедленному исполнению. Взыскать с Управления здравоохранения Липецкой области компенсациях морального вреда в размере 5000 рублей. В удовлетворении остальных требований Наливкиной Ксении Анатольевны к ГУЗ «Липецкая городская поликлиника №1», Управлению здравоохранения Липецкой области отказать».
Решение суда вступило в законную силу 27.04.2021 года (л.д. 18-29).
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. №23 «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанным апелляционным определением было установлено право Наливкиной К.А. на бесплатное получение изделий медицинского назначения, обязанность по обеспечению которыми была возложена на Управление здравоохранения Липецкой области.
Определением Советского районного суда г. Липецка от 20.06.2023 года, вступившим в законную силу 12.07.2023 года, было постановлено «Удовлетворить заявление Наливкиной Ксении Анатольевны об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 16 марта 2021 года по иску Наливкиной Ксении Анатольевны к ГУЗ «Липецкая городская поликлиника№1», Управлению здравоохранения Липецкой области о защите 11 прав в сфере здравоохранения. Возложить на ГУЗ «Липецкая поликлиника №1» обязанность выдавать рецепты наг бесплатное обеспечение Наливкиной Ксении Анатольевны средствами диагностики-системой непрерывного мониторирования глюкозы в крови в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами оказания медицинской помощи непрерывно в соответствии с медицинскими показаниями в объемах, предусмотренных действующим законодательством и инструкцией по эксплуатации включая системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови Энлайт Медтроник ММТ 7008, Фристал Либре и/или иных средств диагностики непрерывного мониторирования глюкозы в крови, имеющих государственные регистрационные удостоверения до минования надобности по медицинским показаниям. Возложить на Управление здравоохранения Липецкой области обязанность обеспечить Наливкину Ксению Анатольевну средствами диагностики - системой непрерывного мониторирования глюкозы в крови в соответствии с клиническими рекомендациями и стандартами оказания медицинской помощи непрерывно в соответствии с медицинскими показаниями в объемах, предусмотренных действующим законодательством и инструкцией по эксплуатации включая системы НМГ Энлайт Медтроник ММТ 7008, Фристайл Либра и/или иных средств диагностики НМГ, имеющих государственные регистрационные удостоверения, до, минования надобности по медицинским показаниям. Определение суда обратить к немедленному исполнению».
При этом, как следует из представленных суду документов (копии рецептурных бланков (л.д. 8-9), отчеты по отпущенным рецептам (л.д. 36-37,52) право истца на бесплатное получение лекарственных средств в 2021-2023 году было нарушено ответчиком, в связи с чем она вынуждена была пользоваться иными медицинским изделиями, приобретая их за свой счет.
Истец указывает, что медицинские изделиями для непрерывного мониторирования глюкозы крови Энлайт Медтроник ММТ 7008, жизненно необходимы ей т.к. не ощутимые перепады сахара в крови для неё чрезвычайно опасны, и могут повлечь за собой различные негативные последствия для здоровья (потеря сознания в любом месте, даже во сне, кома и т.д.), инсульт, инфаркт, прочие необратимые последствия и смерть. На протяжении всего времени, в течении которого истец, по вине ответчика, не была обеспечена медицинскими изделиями для неприрывного мониторирования уровня глюкозы в крови, она испытывала острое беспокойство за свою жизнь и здоровье, несколько раз теряла сознание в общественных местах из-за низкого сахара крови, испытывала острый стресс, и изменение вариабельности сахара в крови, ухудшение качества жизни, страх смерти.
Возражая против удовлетворения требований истца в заявленном размере, представитель ответчика указывал на отсутствие вины Управления здравоохранения Липецкой области в необеспечении истца лекарственным препаратом, поскольку ими направлялись предложения и письма для заключения государственного контракта на поставку продукции Медтроник, однако в связи с частичным приостановлением поставок указанных медицинских изделий, государственный контракт не мог быть заключен.
Проанализировав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком действительно предпринимались меры по заключению государственных контрактов и велась переписка с представителями компании, осуществляющей поставку продукции компании Медтроник (л.д. 38,39,40-41,42, 53-97), однако, учитывая содержание ответов о том, что поставка медицинского изделия частично ограничена, каких-либо мер по информированию об этом истца и изменении способа исполнения решения суда, в связи с невозможностью, по их мнению, его исполнения, учитывая, что полностью поставки медицинских изделий ограничены не были, Наливкина К.А. не была обеспечена необходимыми медицинскими изделиями по вине Управления здравоохранения Липецкой области.
В соответствии со статьями 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом предлагалось ответчику представить возражения относительно заявленных истцом требований, в том числе в части вины, однако такие доказательства суду не представлены.
Необеспечение истицы лекарственным препаратом, являющимся для нее жизненно необходимым, повлекло причинение ей нравственных и физических страданий. Невозможность проводить неприрывное мониторирование уровня глюкозы в крови ставило под угрозу здоровье и жизнь Наливкиной К.А., из-за чего она испытывала волнение и переживание, понимая опасность прогрессирования заболевания и возможность наступления смерти.
С учетом степени нравственных страданий истицы, их продолжительности, суд полагает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., взыскав их с Управления здравоохранения Липецкой области.
О компенсации судебных расходов истец не просила.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Управления здравоохранения Липецкой области (ИНН 4825005085) в пользу Наливкиной Ксении Анатольевны (ИНН №) компенсацию морального вреда в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий /подпись/ Д.Ю. Кочетов
Мотивированное решение суда изготовлено 23.01.2024 года.