Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2022 г. г. Ефремов Тульской области
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
судьи Шаталовой Л.В.,
при секретаре Скороваровой Н.В.,
с участием помощника прокурора Каменского района Самойлова В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Каменского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Архангельский детский сад «Родничок» об обязании принять комплекс мер, направленных на исполнение требований законодательства о здравоохранении,
у с т а н о в и л:
прокурор Каменского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Архангельский детский сад «Родничок» об обязании принять комплекс мер, направленных на исполнение требований законодательства о здравоохранении.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Каменского района проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в дошкольной группе МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок», в ходе которой установлено, что в нарушение Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона № 323 от 21.11.2011 года «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 № 3 «О недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области» в дошкольной группе МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» отсутствует запас средств индивидуальной защиты (масок) из расчета не менее 2 штук в смену; отсутствует график обработки пола, дверных ручек, какой-либо иной учет обработки поверхностей не ведется, что свидетельствует об отсутствии должной обработки и уборки пола. По данному факту прокурором Каменского района 25.07.2022 с целью устранения нарушений действующего законодательства в адрес заведующей МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, которое рассмотрено, и было сообщено, что после выделения денежных средств нарушения будут устранены. Однако в ходе дополнительной проверки от 29.09.2022 было установлено, что в дошкольной группе МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» отсутствует график обработки пола, дверных ручек, какой-либо иной учет обработки поверхностей не ведется, кроме этого в дошкольной группе МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» отсутствует запас средств индивидуальной защиты (масок) из расчета не менее 2 штук в смену.
Просит обязать МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать график обработки пола, дверных ручек и обработки иных поверхностей, а также обязать обеспечить запас средств индивидуальной защиты (масок) из расчета не менее 2 штук в смену.
Представитель ответчика МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Помощник прокурора Каменского района Самойлов В.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что основными принципами охраны здоровья являются, в частности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (часть 1 ст. 30 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пункт 10. СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» устанавливает, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся органами государственной власти, органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, медицинскими организациями, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии с п. 52. СанПин 3.3686-21 СанПин 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 № 3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области» предусмотрено, что все работники предприятия должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (маски) из расчета не менее 2 штук в смену. Нахождение на рабочих местах без СИЗ не допускается; допускается не использовать маски на рабочих местах в постоянном коллективе рабочих промышленных предприятий (например, цеха), изолированных в течение смены от значимой части коллектива, при условии вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и достижении показателя привитости полным курсом не менее 90% от общей численности работников данного предприятия (пункт 1.6). Обработка полов, оборудования, поверхностей с кратностью один раз в два часа в течение смены моющими средствами с применением хлорсодержащих дезинфекционных средств (гипохлорит кальция (натрия) в концентрации не менее 0,5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0,05% по активному хлору). Для дезинфекции поверхностей небольшой площади может использоваться этиловый спирт 70% концентрации. Особое внимание необходимо уделить дезинфекции поверхностей, с которыми контактирует большое количество людей (например, ручки дверей, поверхности столов, краны и т.п.) (пункт 1.10.).
Как установленной проверкой прокурора Каменского района, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в нарушение п. 1.6 и п. 1.10 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 № 3 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области» в дошкольной группе МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» отсутствует запас средств индивидуальной защиты (масок) из расчета не менее 2 штук в смену, а также отсутствует график обработки пола, дверных ручек, какой-либо иной учет обработки поверхностей не ведется.
По данному факту прокурором Каменского района 25.07.2022 с целью устранения нарушений действующего законодательства в адрес заведующей МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении, которое было рассмотрено, и согласно ответу МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» от 11.08.2022 после выделения денежных средств нарушения будут устранены.
Вместе с тем как показала дополнительная проверка прокурора Каменского района, проведенная 29.09.2022, нарушения не устранены, а именно в дошкольной группе МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» отсутствует график обработки пола, дверных ручек, какой-либо иной учет обработки поверхностей не ведется, кроме этого в дошкольной группе МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» отсутствует запас средств индивидуальной защиты (масок) из расчета не менее 2 штук в смену.
Таким образом, суд приходит к выводу о возложении на МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать график обработки пола, дверных ручек и обработки иных поверхностей, а также обязать обеспечить запас средств индивидуальной защиты (масок) из расчета не менее 2 штук в смену.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию юридического лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2 ░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.10.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░