2-2129/23
21RS0025-01-2023-000713-05
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 марта 2023 г. г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Румянцевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой Любовь Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, включении периодов в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости
у с т а н о в и л:
Петрова Л.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР с вышеуказанными требованиями тем мотивам, что она находилась в отпуске по беременности и родам. Решением пенсионного органа от ДАТАг. ей было отказано в назначении пенсии по старости, не включен период нахождения ее в отпуске по беременности и родам. Решение пенсионного органа считает незаконным. Просит признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в стаж период ее отпуска по беременности и родам, обязать назначить ей пенсию по старости.
В судебном заседании Петрова Л.А. иск поддержала и показала, что она имеет 2 детей, находилась в отпуске по беременности и родам. Этот период должен быть включен в страховой стаж для назначения пенсии. На момент обращения ДАТАг. у нее имелся необходимый стаж для назначения пенсии.
Представитель ответчика, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР, Колесникова А.Г., действующая на основании доверенности, иск не признала и показала, что в пенсионном органе отсутствуют данные о нахождении Петровой Л.А. в отпуске по беременности и родам. Даже с учетом включения спорного периода ни на ДАТА., ни на сегодняшний день у Петровой Л.А. достаточного стажа для пенсии не имеется.
Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Петрова Любовь Алексеевна, ДАТА года рождения.
17 ноября 2022г. Петрова Л.А. обратилась в Отделение Пенсионного фонда по ЧР с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика НОМЕР от ДАТАг. Петровой Л.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа, предусмотренного ч.1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из содержания вышеуказанного решения от ДАТАг. следует, что не подлежащим включению в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Отделением Пенсионного фонда признан, в частности, период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДАТА.
Истцом заявлено требование о признании решения от ДАТАг. незаконным и включении спорного периода в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с ч.1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы по призыву, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят. Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы по призыву для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
Таким образом, перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит.
Как было указано выше, пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено включение в страховой стаж периодов получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Судом установлено, что Петрова Л.А. имеет двоих детей, ФИО5, ДАТА года рождения, и ФИО6, ДАТА года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении.
Из архивных справок администрации Яльчиского района ЧР следует, что Петровой Л.А., кассиру Яльчикского кирпичного завода, в ДАТА. было выплачено 409,12 руб. – оплата больничных, в ДАТА. выплачено 1 415 723 руб. – оплата больничных.
Из выписки из приказа НОМЕР от ДАТАг. Яльчикского кирпичного завода следует, что Петровой Л.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДАТАг. Таким образом, до ДАТАг. истец находилась в отпуске по беременности и родам.
Из выписки из приказа НОМЕР от ДАТАг. Яльчикского кирпичного завода следует, что Петровой Л.А. был предоставлен ежегодный отпуск с ДАТА по ДАТАг., и отпуск по уходу за ребенком с ДАТАг. Таким образом, до ДАТАг. истец находилась в отпуске по беременности и родам.
Следовательно, данные периоды являются периодом получения пособия по временной нетрудоспособности, что подлежит включению в страховой стаж при его исчислении в соответствии с ч.9 ст.13 Федерального закона №400-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение ГУ - Отделение ПФР по Чувашской Республике – Чувашии от ДАТА в части отказа истице во включении в страховой стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам является незаконным, в связи с чем суд удовлетворяет его. Соответственно, подлежит удовлетворению и требование об обязании ответчика включить указанный период в страховой стаж истицы.
На момент обращения Петровой Л.А. в пенсионный орган (ДАТАг.) ее общий страховой стаж составил 35 лет 3 месяца 23 дня. Однако, даже с учетом включении периода нахождения в отпуске по беременности и родам с ДАТА., с ДАТА., стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет менее 37 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части назначения досрочной страховой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░., ░ ░░░░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1.2 ░░. 8 ░░░░░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░., ░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.