РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2023 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Ковальчук Л.Н.,
при секретаре Гантман А.О.,
с участием истца Веглинской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-574/2023 по иску Веглинской И.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» о признании права на пенсию по случаю потери кормильца,
установил:
Веглинская И.В. обратилась в Центральный районный суд г. Тулы с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, оспаривая решение ответчика, оформленное территориальным органом ответчика Военным комиссариатом Киреевского района Тульской области письмом (сообщением) от *, о необходимости подтверждения факта нахождения заявителя на иждивении у умершего получателя пенсии – мужа Шевякова В.И. и предоставлении документов, обязании ответчика принять к рассмотрению заявление истца о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Несмотря на то, что требования в иске были заявлены истцом в порядке административного судопроизводства, суд изучив содержание административного искового заявления пришел к выводу, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку истцом оспаривается отказ ответчика в назначении пенсии в связи с тем, что по представленным истцом заявителю документам, супруги не проживали совместно, и непредставлением доказательств того, что истец находилась на иждивении мужа до его смерти, в связи с чем перешел к рассмотрению дела в порядке искового производства.
Стороны были уведомлены судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Ответчик своего представителя в суд не направил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлено.
В соответствии с правилами ч.ч.3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела без участия ответчика.
Истец Веглинская И.В. требования о признании за нею права на пенсию по случаю потери кормильца поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, ссылаясь на положения ст. ст. 28,29 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Пояснила суду, что с дата года она состояла в браке с Шевяковым В.И. дата. Её умерший муж Шевяков В.И. действительно был зарегистрирован по месту жительства и состоял на учете как бывший военнослужащий и получатель пенсии по выслуге лет в г. Москве, по адресу своей собственности. Однако, Шевяков В.И. с 2007 года и до своей смерти проживал с нею совместно по их общему месту жительства, был зарегистрирован по месту пребывания с дата. В период брака дата Шевяков В.И. приобрел право собственности на квартиру № <адрес>. Она являлась собственником части жилого дома № * в соответствии с приватизацией занимаемого жилого помещения. Впоследствии она и Шевяков В.И. в судебном порядке изменили правовой режим жилого дома * в связи с его реконструкцией и перепланировкой и за ними было признано право общей долевой собственности на жилой дом, за нею 2/3 доли в праве, за Шевяковым В.И. – 1/3 доля в праве, и регистрация права собственности ее и Шевякова В.И. на квартиру № * была прекращена. Указанные обстоятельства установлены решением Киреевского районного суда Тульской области от дата В связи с тем, что они проживали в принадлежащем им обоим жилом доме, ее муж регистрацию по месту пребывания не оформлял, в том числе, в связи с плохим состоянием здоровья.
Участвуя в рассмотрении дела представитель ответчика по доверенности Волкова Л.А. по существу требований истца возражений не представила. Пояснила суду, что обращаясь с соответствующим заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца Веглинская И.В. не представила все необходимые документы, подтверждающие факт совместного проживания супругов, и поскольку Шевяков В.И. как пенсионер МО состоял на учете в другом военном комиссариате по месту своей регистрации по месту жительства, у ответчика не имелось и материалов его личного дела, что послужило причиной обращения истца в суд с настоящим иском.
Выслушав объяснения сторон, заслушав показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.
Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, установлены в ст. 28 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца, в частности, семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 этого закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Частью 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определено, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в ст. 1 поименованного закона, состоявшие на их иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи в силу п. "б" ч. 3 ст. 29 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 1 ст. 31 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца (ч. 2 ст. 31 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
По смыслу названных норм Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.
При рассмотрении дела достоверно установлено, что дата был зарегистрирован брак между Шевяковым В.И. и Веглинской И.В.
То обстоятельство, что Шевяков В.И. был получателем пенсии по выслуге лет по линии МО РФ с дата, являлся ветераном боевых действий, ответчиком не оспаривалось.
Факт совместного проживания супругов подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении доказательств: копиями свидетельства о государственной регистрации права собственности Шевякова В.И. на квартиру № <данные изъяты>
Указанные истцом обстоятельства подтвердили допрошенные по её ходатайству свидетели: дочь Шевякова В.И. – Лобанова О.В. и соседка Веглинской И.В. и Шевякова В.И. – Краупир Л.А.
Указанные обстоятельства, а именно проживание Шевякова В.И. и Веглинской И.В. в принадлежащем им жилом помещении дома № <адрес>, также были предметом исследования при рассмотрении гражданского дела № 2-701/2009, что установлено решением Киреевского районного суда Тульской области от дата, вступившего в законную силу.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пунктом 1 ст. 89 СК РФ предусмотрено, что супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
Как следует из представленных истцом доказательств она имеет установленную ей инвалидность третьей группы, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Тульской области» Минтруда России БСМЭ № 26 от дата Веглинская И.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ввиду того, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в силу приведенного выше правового регулирования, имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти нетрудоспособными и находившиеся на его иждивении, а Веглинская И.В. на момент смерти ее мужа являлась получателем страховой пенсии по старости, проживая с супругом совместно, получала от Шевякова В.И. помощь и материальную поддержку, что предусмотрено п.1 ст. 89 Семейного кодекса Российской Федерации, и материальная помощь мужа при жизни была для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Принимая во внимание, что Веглинская И.В. в связи со смертью супруга утратила возможность получать от него материальную помощь и иного источника дохода, кроме страховой пенсии по старости, у нее не имеется, имеются правовые основания для установления факта нахождения Веглинской И.В. на иждивении ее супруга Шевякова В.И. и признания права Веглинской И.В. на назначение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 1993 ░░░░ № 4468-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: