дело № 2-139/2023
УИД 70RS0016-01-2023-000153-64
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2023 года Каргасокский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Аникановой Н.С.,
при секретаре Набойщиковой А.Н.,
помощник судьи Борщева Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО2 налоговой службы по <адрес> о взыскании суммы компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за задержку в выплате заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО2 налоговой службы по <адрес> (далее по тексту УФНС России по <адрес>) о взыскании компенсации четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку в выплате заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № она была уволена ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя начальника отдела общего обеспечения Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в связи с сокращением должностей государственной службы.
В связи с увольнением ей была выплачена сумма компенсации за неиспользованный отпуск за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из <данные изъяты> календарных дней в размере <данные изъяты> рублей, при расчете которой не включены суммы материального стимулирования и премии в размере 1/ДД.ММ.ГГГГ-2022 годы, невыплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составила <данные изъяты> рублей.
При увольнении ей была выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей, в расчет которой не включены суммы материального стимулирования и премии в размере 1/ДД.ММ.ГГГГ-2022 годы. Невыплаченная сумма денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет <данные изъяты> рублей.
В связи с несвоевременной выплатой компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания ею составлен расчет процентов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом увеличения размера исковых требований, просит суд взыскать с ФИО2 сумму компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск при увольнении за 16,67 календарных дней в размере <данные изъяты> рублей, сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию за задержку в выплате компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей и в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Истец ФИО3, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
ФИО2 <данные изъяты> по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направил. ДД.ММ.ГГГГ в суд поступили возражения на исковое заявление, в котором представитель ФИО2 ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что доводы истца основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, так как средства материального стимулирования и премии за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входят в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитываются при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, расчете компенсации четырехмесячного денежного содержания.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года №562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, которым средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты не предусмотрены. Ввиду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами самостоятельно определяются порядок и условия его оплаты.
Поскольку требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от основного требования, они также не подлежат удовлетворению.
Определив на основании ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, изучив письменные доказательства, оценив их, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с положениями ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 2 ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Как указано в ч. 3.1 ст. 37 приведенного Федерального закона, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного, иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указаны в ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая регулирует составляющие оплаты труда гражданского служащего, а из содержания ч. 5 ст. 50 и ч. 1, 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат включению в денежное содержание, если они входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего и выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Как указано в п. 2 Правил, согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абз.1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В указанных Правилах отсутствует указание на то, что какие-либо дополнительные выплаты, входящие в систему оплаты труда и производимые из фонда оплаты труда, подлежат исключению из денежного содержания, определяемого для указанных целей.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.2 п. 8 Правил).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Как установлено п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. «о» и «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих, предусматривающей совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, внедрение новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.
Дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть имеет правовую природу, отличную от выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и разработанным на его основании Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, поскольку указанные выплаты производились за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входили в состав денежного содержания гражданского служащего.
Судом установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ замещала должность ФИО2 <данные изъяты> № по <адрес>, с которой ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с сокращением должностей государственной службы на основании п. 8.2 ст. 37 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Соответствующие записи внесены в трудовую книжку №V № на имя ФИО3 и подтверждаются приказом Межрайонной ИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО3
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция ФИО2 налоговой службы России № по <адрес> (<данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ реорганизована в форме присоединения к ФИО2 налоговой службы России по <адрес> (ОГРН <данные изъяты>).
Основанием для обращения истца ФИО3 в суд послужило не включение в расчет компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания всех сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Письмо Министерства Финансов от 27.04.2021 № 14-03-03/32289, разъясняющее, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания, а также письма Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 19.04.2019 № 02-1-34/1488, от 23.03.2020 № 02-1-34/0933 о бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование, которым руководителям управлений ФНС по субъектам РФ предоставлено право принять решение о направлении ассигнований на материальное стимулирование за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, не могут являться основополагающими при вынесении настоящего решения, поскольку правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, который прямо закрепляет, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.
Учитывая, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда и премии относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования ФИО3 к <данные изъяты> о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, рассчитанных, исходя, в том числе из всех выплаченных сумм материального стимулирования и премий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, основаны на законе.
В пункте 3 приказа <данные изъяты> № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что ФИО3 при увольнении подлежит выплата компенсации за неиспользованный отпуск в количестве <данные изъяты> календарных дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету денежного содержания, представленному ФИО2, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск ФИО3 учитывалось денежное содержание в полном размере в виде должностного оклада государственного гражданского служащего (<данные изъяты>). Сумма, подлежащая к выплате ФИО3 в виде компенсации за неиспользованный отпуск, составила <данные изъяты> рублей, рассчитанная исходя сохраняемого денежного содержания (<данные изъяты>), среднемесячного количества календарных дней отпуска госслужащего (29,3) и количества дней компенсации отпуска (16,67 календарных дней).
В расчет компенсации за неиспользованный отпуск не включены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные ФИО3 в следующих размерах: <данные изъяты> рублей. Выплата сумм материального стимулирования и премии в указанных размерах подтверждается расчетными листками за 2021-2022 год в отношении ФИО7, а также расчетом компенсации за неиспользованный отпуск, представленным ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ расчета компенсации за неиспользованный отпуск также следует, что сумма дополнительных выплат, учитываемых в размере 1/12, в связи с включением сумм материального стимулирования на общую сумму <данные изъяты> рублей, увеличилась до <данные изъяты> рублей (1/12 от <данные изъяты>), в связи с чем сумма сохраняемого денежного содержания составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>) и, соответственно, сумма компенсации за неиспользованный отпуск равна <данные изъяты> рублей, рассчитанная исходя сохраняемого денежного содержания (<данные изъяты>), среднемесячного количества календарных дней отпуска госслужащего (29,3) и количества дней компенсации отпуска (<данные изъяты> календарных дней).
В то время как истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рублей, что подтверждается выпиской по счету дебетовой карты за ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, в результате невключения ФИО2 сумм материального стимулирования в расчет ежемесячного денежного содержания, истец недополучила сумму компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере <данные изъяты> рублей (из расчета <данные изъяты> рублей), в связи с чем исковые требования в данной части подлежат удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей.
Также, основанием для обращения истца ФИО3 в суд послужило не включение в расчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания сумм материального стимулирования и премии в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню увольнения.
В пункте 2 приказа <данные изъяты> № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что ФИО3 при увольнении в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подлежит выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Согласно расчету денежного содержания, представленному ФИО2, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск ФИО3 учитывалось денежное содержание в полном размере в виде должностного оклада государственного гражданского служащего <данные изъяты>).
В расчет компенсации за неиспользованный отпуск не включены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные ФИО3 в следующих размерах: октябрь <данные изъяты>, итого в общем размере <данные изъяты> рублей, 1/12 которого составляет <данные изъяты> рублей. Выплата сумм материального стимулирования и премий в указанных размерах подтверждается расчетными листками за 2021-2022 год в отношении ФИО3, а также расчетом компенсации за неиспользованный отпуск, представленным ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ расчета компенсации за неиспользованный отпуск также следует, что сумма дополнительных выплат, учитываемых в размере 1/12, в связи с включением сумм материального стимулирования на общую сумму <данные изъяты> рублей, увеличилась до <данные изъяты> рублей (1/12 от <данные изъяты>), в связи с чем сумма сохраняемого денежного содержания составила <данные изъяты>) и, соответственно, сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания равна <данные изъяты> х 4 месяца).
В то время как истцу фактически было выплачено <данные изъяты> рублей, что подтверждается выпиской по счету дебетовой карты за ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, в результате невключения ФИО2 сумм материального стимулирования в расчет ежемесячного денежного содержания, истец недополучила сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей (из расчета <данные изъяты>)
Поскольку истец просит взыскать сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей, суд принимает решение в пределах заявленных истцом требований, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Разрешая заявленные требования истца о выплате компенсации за задержку в выплате заработной платы (компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания), суд руководствуется следующим.
Согласно ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
Как указано в ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
На основании ст. 142 ТК РФ, работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Как указано в ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 №16-П часть первая статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием, данная норма не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта и трудового договора - не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении.
Впредь до внесения изменений в правовое регулирование предусмотренные частью первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Поскольку судом установлена неполная выплата ответчиком в установленный срок заработной платы и других выплат, причитающихся ФИО3 при увольнении, суд приходит к выводу, что истец имеет право на взыскание процентов в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная со следующего дня после увольнения по день фактического расчета включительно.
Сумма неполной выплаты компенсаций при увольнении ФИО3 составляет <данные изъяты>). Период неполной выплаты составляет 171 день с ДД.ММ.ГГГГ (день, следующий за днем увольнения ДД.ММ.ГГГГ, когда должен был произведен полный расчет) по ДД.ММ.ГГГГ (день подачи искового заявления в суд, что подтверждается штампом входящей корреспонденции в суд на исковом заявлении). Размер ключевой ставки в данный период составлял 7,5 процентов
Расчет процентов в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации производится судом следующим образом:
<данные изъяты> рублей.
Поскольку истец просит взыскать компенсацию за задержку в выплате компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, суд принимает решение в пределах заявленных истцом требований, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ.
По тем же основаниям подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании компенсации за задержку в выплате компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (<данные изъяты> рублей) за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно.
Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Согласно пункту 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» работник в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, причинение морального вреда работнику при нарушении работодателем его трудовых прав презюмируется.
Таким образом, действующее законодательство, предусматривая в качестве способа защиты трудовых прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы определения размера такой компенсации, относя определение конкретного размера компенсации на усмотрение суда.
Установив нарушение трудовых прав истца, выразившееся в невыплате в полном объеме компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, причитающихся ФИО3 по закону, суд считает обоснованными доводы иска о взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, необходимость истца защищать свои трудовые права в судебном порядке, период нарушения трудовых прав истца ФИО2 (с ДД.ММ.ГГГГ), а также принципы разумности и справедливости, что соответствует положениям статей 151, 1101 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда».
При таких обстоятельствах, а также с учетом периода невыплаты причитающихся по закону выплат, суд считает возможным взыскать с ФИО2 в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░3 (░░░░░░░ № № ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 16,67 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10.04.2023 ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░3 (░░░░░░░ № №) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 236 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.