Дело № 2-112/2022
УИД 32RS0027-01-2021-002295-84
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2022 года.
Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2022 года.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Мазур Т.В.,
при секретаре Бирюлиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Носовец Марии Степановны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области о признании права на получение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Носовец М.С. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что является вдовой Н., который имел статус участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии в период с 22 сентября по 22 ноября 1986 года. Н. была установлена инвалидность 3 группы в связи с заболеванием, полученным в результате выполнения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Н. являлся лицом, перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянском муниципальном районе Брянской области Носовец М.С. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца по п.п. 4 п. 3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». С данным отказом истец не согласна.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просила суд признать за ней право на получение пенсии в соответствии с п.п. 4 п. 3 и п. 4 ст. 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и назначить истцу пенсию с 17.11.2016г. в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в п.п. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 116-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с учетом произведенных с указанной даты индексаций.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Судебная повестка, направленная в адрес ответчика с уведомлением, возвращена в конверте за истечением срока хранения, из чего следует, что ответчик не являлся на почту за получением судебного извещения, тем самым, отказываясь от получения.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела размещена заблаговременно на интернет-сайте суда.
В силу части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства без участия ответчика. Возражений от истца против вынесения заочного решения не поступило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, регулируется специальным Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 части первой ст. 13 настоящего Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастроф), гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), в частности: супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55 -летнего возраста или до наступления инвалидности. Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсии, пособий и доходов.
Согласно п. п. 95, 96 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также лица, пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф, подтверждаются заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела Носовец М.С., <дата> рождения, является вдовой Н., получавшего при жизни пенсию по инвалидности 3 группы с причиной инвалидности увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС.
Решением экспертного совета Российского межведомственного экспертного совета от <дата> №... установлено, что причина смерти Н. связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Носовец М.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, предоставив заключение Российского межведомственного экспертного совета от <дата> №....
Решением УПФР в Брянском муниципальном районе № 500858/16 от 07.11.2016 года истцу отказано в установлении пенсии по следующим причинам: экспертным советом №... определено, что причина смерти Н. связана с последствиями воздействия радиационных факторов в результате аварии на ЧАЭС. Однако, согласно п. 4 ст. 15 ФЗ пенсию по СПК в размере 200 процентов социальной пенсии имеют право получать члены семьи умершего кормильца при условии установления смерти кормильца вследствие военной травмы.
Изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтверждены представленными суду письменными доказательствами:
- сведениями из ООО «Брянскстроймаш» о том, что Н. действительно работал с 1986 году на Брянском ремонтно-механическом предприятии, был командирован на период с 27.09.1986г. по 20.11.1986г. на работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- справкой № 2074/89 от 22.11.1988г., представленной воинской частью №... о том, что Н. находился на учебных сборах с 26 сентября по 23 ноября 1986г. и за ним согласно статье 72 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности сохраняется по месту работы средний заработок;
- справкой войсковой части №... № 198 от 22.11.1998г. о том, что Н. в период с 27.09.1986г. по 22.11.1986г. при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС работал без выходных и праздничных дней;
- справкой Военного комиссариата Брянской области от 25.11.1986г. о том, что Н. призывался на дневные сборы Брянским районным военным комиссариатом на период с 22.09.1986г. по 25.11.1986г.;
- выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК к справке сер. ВТЭ-279 №..., Н. <дата>.р. имеет третью группу инвалидности, увечье получено при исполнении обязанности военный службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС.
На день смерти Н., Носовец М.С. состояла с ним в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака №... от <дата> и на сегодняшний день достигла 50 лет.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено и подтверждено надлежащими доказательствами, что муж истца получил увечья в виде радиационного облучения при исполнении обязанностей военной службы, инвалидом был вследствие военной травмы, причинная связь установлена, была отражена в справке об инвалидности, а после его смерти и в заключении экспертного Совета, выданного истцу, поэтому представленными истцом документами подтверждается, что причина смерти Н., <дата> рождения, связана с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, то есть вследствие военной травмы.
В результате экстраординарной по своим последствиям аварии на Чернобыльской АЭС были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства. Названные права были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым и обусловил возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием, или умер вследствие заболеваний, связанных с чернобыльской катастрофой.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией.
В связи с чем, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 – 199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Носовец Марии Степановны к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области о признании права на получение пенсии, удовлетворить.
Признать за Носовец Марией Степановной право на получение пенсии в соответствии с п.п. 4 п. 3 и п. 4 ст. 15 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области назначить Носовец Марии Степановне пенсию с 17.11.2016г. в размере 200% размера социальной пенсии, указанного в п.п. 1 п. 1 ст. 18 Федерального закона № 116-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Копию заочного решения направить ответчику с уведомлением о вручении, разъяснив право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание принятого решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.В. Мазур