№
№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зиятдиновой И.В.,
при помощнике судьи, ведущего протокол судебного заседания Ивановой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Колесниковой ФИО7 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Колесникова Т.А. обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указала, что в 2009 году муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий <адрес> Колесниковой Т.А. была предоставлена для проживания комната № в общежитии по адресу: <адрес>А на основании договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец неоднократно обращалась в Департамент управления имуществом г.о. Самара об исключении жилого помещения из состава муниципальной собственности, однако получила отказ.
До настоящего времени в спорном жилом помещении зарегистрирована Колесникова Т.А.
Решение об исключении жилого помещения по адресу: <адрес> из состава муниципального специализированного жилищного фонда Департаментом управления имуществом г.о. Самара не принято, со ссылкой на отсутствие оснований для исключения жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда.
Поскольку, занимаемое истцом жилое помещение в общежитии, ранее принадлежавшее государственному унитарному предприятию, а в последствии перешедшее в собственность АО «Гидроавтоматика», в 1995 году было предано в муниципальную собственность, ФИО1 на законных основаниях занимала спорное жилое помещение, истец впервые обратилась с требованием о приватизации жилого помещения и ранее своего права на приватизацию жилья не использовала. Истец с момента передачи здания общежития в муниципальную собственность приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма в соответствии с положениями ст. 2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право приобрести его в собственность.
С учетом уточнений просила признать за собой право собственности в порядке приватизации на жиле помещение – комнату №, общей площадью 13,30 кв.м., жилой площадью 13,30 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>А.
В судебное заседание истец Колесникова Т.А., ее представитель Черных А.А., действующий на основании доверенности, не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Ранее в судебном заседании представитель истца Черных А.А. исковое заявление поддержал, по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что в ст. 7 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения 2021 году, в связи с чем, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самары по доверенности Баева В.Р. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц Администрации г.о. Самара, МПЭСО г.о. Самара в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о времен и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тесту - Закон) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 2 настоящего Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
В соответствии с ч.1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях.
Согласно ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно ст. 99 ЖК РФ Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ч.1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Судом установлено, что Колесникова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в комнате № по адресу: <адрес>А.
На имя Колесниковой Т.А. открыт лицевой счет № на оплату жилого помещения – комнаты №.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий <адрес> заключен договор найма жилого помещения в общежитии №, согласно п. 1 которого комната передана Колесниковой Т.А. и членам ее семьи мужу Колесникову С.П., для временного проживания в ней в связи с работой в ММУ «Городская больница №».
Истец, реализуя свое право на приватизацию, обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об исключении из состава муниципального специализированного жилищного фонда и заключении договора приватизации в отношении занимаемого жилого помещения, однако ответом Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, в соответствии с договором найма жилого помещения в муниципальном общежитии №, жилое помещение № было предоставлено на условиях найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Учитывая необходимость использования данного помещения в качестве общежития у Департамента в настоящее время отсутствуют основания для исключения занимаемого жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма.
Согласно сведениям, предоставленным ответчиком комната, расположенная по адресу: <адрес>, передана в муниципальную собственность со статусом общежития, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества на основании Решения Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Спорное жилое помещение имеет статус общежития, что подтверждается отказом Департамента управления имуществом г.о. Самара в исключении жилого помещения из специализированного фонда (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ).
Одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях договора социального найма как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось.
Истцу предоставлено специализированное жилое помещение для временного проживания, на что прямо указано в договоре найма жилого помещения в муниципальном общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий <адрес> и истцом.
В п. 2 договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ прямо указано на то, что жилое помещение предоставлено Колесниковой Т.А. в связи с работой в ММУ «Городская больница №» для временного проживания в нем.
В соответствии со 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона о приватизации жилищного фонда приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Установлено, что решения о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях договора социального найма как лицу, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось, предоставлено специализированное жилое помещение на период трудовых отношений в ММУ «Городская больница №».
Исходя из положений статей 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Статьей 4 Закона о приватизации жилищного фонда установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12. 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Применение положений статьи 7 Федерального закона от 29.12 2004 года № 189-ФЗ возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
Установлено, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в определенном законом порядке в качестве жилого помещения по договору найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ после передачи здания в муниципальную собственность на основании Решения Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № и включения в реестр муниципального имущества со статусом «общежитие».
Жилое помещение предоставлено Колесниковой Т.А. из состава специализированного жилищного фонда для временного проживания на период трудовых отношений с организацией, и на момент заключения с истцом договора найма жилого помещения в общежитии правовой статус специализированного жилого помещения не изменен.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11. 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации.
Сведений об изменении правового режима, свидетельствующих о том, что жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо общежитие передано в муниципальную собственность, материалы дела не содержат.
Данных о том, что Колесникова Т.А. была вселена в общежитие в связи с трудовыми отношениями, которое потом было передано в муниципальную собственность, но с ней перезаключались договора найма с нарушением ее жилищных прав, или спорная комната была предоставлена истцу до ее передачи в муниципальную собственность, не имеется.
Факт длительного проживания в спорной комнате, внесение платежей за содержание жилья и коммунальных услуг, не имеет правового значения, т.к. не подтверждает занятие спорного жилого помещения на условиях договора социального найма и, как следствие возникновения у истца права на приватизацию этого жилого помещения.
Спорное жилое помещение было предоставлено истцу в установленном законом порядке в качестве жилого помещения в общежитии специализированного муниципального жилого фонда, предназначенного для временного проживания. На момент заключения с истцом договора найма жилого помещения в общежитии правовой статус специализированного жилого помещения не изменен.
Условий, при которых у владельца специализированного жилого фонда (органа местного самоуправления) возникает обязанность по изменению статуса специализированного жилого помещения, исключению помещения из специализированного жилого фонда жилищное законодательство не содержит.
Департаментом управления имуществом г.о. Самара решения об исключении спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма, занимаемого истцом жилого помещения, не принималось.
Кроме того, решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Колесниковой Т.А. к Департаменту управлению имуществом г.о. Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, отказано, так как судом установлено, что оснований для признания права собственности в порядке приватизации у Колесниковой Т.А. не имеется, так как права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма у истца не возникло.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Колесниковой Т.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 13,0 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.08.2023░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░