Дело № 12-49/2018
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 августа 2018 года с. Юрла
Судья Юрлинского районного суда Пермского края Труженикова Т.И.,
при секретаре судебного заседания Епишиной Н.А., с участием:
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – индивидуального предпринимателя Бражкиной И.А.,
представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: с. Юрла, ул. Партизанская, 8 Юрлинского района Пермского края жалобу Бражкиной И.А. на вынесенное 29 июня 2018 года начальником отдела лесного надзора и административного производства федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО6 в отношении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – индивидуального предпринимателя Бражкиной Ирины Анатольевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, имеющей ОРГНИП 304818112700043, ИНН 810300013256, зарегистрированной в ЕГРИП 06 мая 2004 года, имеющей юридический адрес: <адрес>, постановление № 02-04/53-18 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
13 июня 2018 года государственным лесным инспектором Пермского края ФИО3 в отношении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, Бражкиной И.А. (далее – ИП Бражкиной И.А.), составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещённой ИП Бражкиной И.А., которой копия протокола направлена почтой.
29 июня 2018 года начальником отдела лесного надзора и административного производства федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО6 в отношении индивидуального предпринимателя Бражкиной Ирины Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, вынесено постановление № 02-04/53-18. ИП Бражкина И.А. признана виновной в совершении вменённого административного правонарушения, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Из постановления следует, что ИП Бражкина И.А., являясь арендатором находящейся на территории Юрлинского района Пермского края делянки 1 в выделе 3 квартала 2 Березовского участкового лесничества ГКУ «Юрлинское лесничество», не вывезла в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесину на лесосеке пород «ель», «пихта», «берёза», общим объёмом 13,4 м3.
ИП Бражкина И.А. обжаловала постановление, заявив требование об его отмене и прекращении производства по делу. Считая постановление незаконным, указала, что решение в отношении неё принято без доказательств – фотографий с места рубки, вследствие чего акт осмотра мест рубок не содержит полную, достоверную информацию.
По мнению ИП Бражкиной И.А. при рассмотрении дела были нарушены положения законодательства об административных правонарушениях в части установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, а также закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица.
ИП Бражкина И.А., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, отметила, что при назначении административного штрафа не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ. Полагает, что имеются основания для снижения размера назначенного наказания, поскольку он не соответствует обстоятельствам допущенного нарушения, является обременительным и не соответствует конституционным принципам соразмерности и справедливости.
Указала на нарушение процессуальных требований, предусмотренных ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. Заявила, что 29 июня 2018 года она многократно привлечена к административной ответственности за одно и то же правонарушение: в отношении неё вынесено 4 постановления по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ и 8 постановлений – по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, несмотря на то, что нарушения выявлены в один период времени, на территории одного лесничества, при использовании леса по одному договору аренды и в результате одного действия по заготовке древесины. Считает, что нарушения, независимо от пунктов Правил и количества мест лесопользования, образуют единый состав административного правонарушения. Рассмотрение же в отдельном производстве однородных фактов нарушений одних и тех же правил, квалифицирующихся по одной статье, искусственно создаёт множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края – государственный лесной инспектор Пермского края Рышков Д.В. в представленном отзыве на жалобу ИП Бражкиной И.А., просил в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемое постановление оставить без изменений, указав на необоснованность доводов жалобы. Акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) был составлен лесничим в присутствии ИП Бражкиной И.А., которая никаких возражений ни по форме, ни по содержанию акта не заявила, данный документ не обжаловала.
Вопреки утверждениям ИП Бражкиной И.А., она имела возможность заявить о наличии смягчающих обстоятельств, но этого не сделала.
Учтенное при вынесении постановления в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства повторное совершение однородного административного правонарушения, обосновано привлечением ИП Бражкиной И.А. ранее, в 2017 году, за нарушения, предусмотренные ч.1 ст.8.25 КоАП РФ.
Опровергая довод ИП Бражкиной И.А. о множественности, указал, что нарушения допущены ею при проведении работ по договору аренды в разных выделах и кварталах, имеющих различное географическое положение, площадь и объёмы заготовки древесины по разным древесным породам, что является самостоятельными, хотя и одинаковыми правонарушениями, за каждое из которых наступает самостоятельная ответственность.
Отметил, что совершённое ИП Бражкиной И.А. нарушение, посягает на установленный порядок использования лесов, соблюдение которого охраняется государством, и выполнение которого она обязана была обеспечить. Вступая в соответствующие правоотношения, она должна была знать о существовании установленных обязанностей, обеспечить их выполнение.
Назначенное ИП Бражкиной И.А. наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей считает соразмерным совершенному правонарушению, отвечающим принципу справедливости, способствующим достижению её целей. Доводы жалобы, приводимые ИП Бражкиной И.А. в оправдание, имеют цель уклонения от предусмотренной ответственности.
В судебном заседании ИП Бражкина И.А. настаивает на жалобе по приведенным в ней основаниям. Дополнительно пояснила, что при приемке данной лесосеки присутствовал её представитель. Она считает, что нарушений не было, поскольку объем оставленной древесины был незначительный – три дерева, оставленные зимой под снегом. Учитывая, что вывозку их в летний период произвести невозможно, они были распилены и оставлены на перегнивание в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО4 в судебном заседании поддержал доводы административного органа, указанные в отзыве на жалобу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, принимая во внимание доводы, приведённые в жалобе и в возражениях на нее, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. ч.1, 2 ст.23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Согласно ч.1, ч.8 ст.29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Приказ Минприроды России от 13.09.2016 № 474) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно п.11 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
В соответствии с подп. «з» п.12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016№ 474 не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Нарушение правил заготовки древесины предусматривает ответственность по ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Согласно примечанию к указанной статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Как усматривается из материалов дела, Бражкина И.А. является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, о чём в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 06 мая 2004 года внесена соответствующая запись.
ИП Бражкина И.А. с 13 июля 2010 года по 12 июля 2035 года является арендатором находящегося в государственной собственности лесного участка площадью 25 794 га, отнесённого к землям лесного фонда.
В черте этого участка находится квартал 2, имеющий местоположение в Пермском крае, Юрлинском муниципальном районе, Берёзовском участковом лесничестве. Ранее, на дату заключения договора аренды лесного участка, указанный участок относился к Юрлинскому сельскому участковому лесничеству хозяйства колхоза «Путь к коммунизму». Изменения внесены Приказом от 02.09.2014 № СЭД-30-01-02-1172 Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края «Об утверждении Перечней лесных кварталов в составе участковых лесничеств Пермского края».
В период с 9 марта 2015 года по 13 сентября 2016 года ИП Бражкина И.А. занималась заготовкой древесины способом сплошной рубки в делянке 1 выдела 3 квартала 2 Берёзовского участкового лесничества ГКУ «Юрлинское лесничество». Общая площадь лесосеки составила 5,0 га.
5 октября 2016 года срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по указанному лесному участку ИП Бражкиной И.А. изменён, продлён по согласованию с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края до 31 августа 2017 года.
При проведении 14 сентября 2017 года лесничим Берёзовского участкового лесничества ГКУ «Юрлинское лесничество» ФИО5 в присутствии ИП Бражкиной И.А. осмотра места (приёмки) осуществления лесосечных работ в квартале 2 лесотаксационном выделе 3 были выявлены нарушения: не вывезена в установленный срок (включая срок предоставленной отсрочки) на лесосеке древесина пород «берёза», «пихта», «ель» в общем объёме 13,4 м3.
Выявленные нарушения являются нарушениями «Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», утверждённых Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474.
Приведённые обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробно исследованными в ходе рассмотрения дела должностным лицом, а именно: сведениями от 28.05.2018 года об индивидуальном предпринимателе Бражкиной И.А. из ЕГРИП; договором № 526 аренды лесного участка от 13 июля 2010 года; дополнительными соглашениями № 1 от 21 августа 2012 года, № 2 от 12 марта 2013 года, № 3 от 30 ноября 2016 года к указанному договору аренды; лесной декларацией ИП Бражкиной И.А. № 4502/6 от 4 сентября 2015 года; письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края «О выдаче разрешения на продление срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины» (исх. № СЭД-30-01-25.4-7203 от 5 октября 2016 года); актом № 12 осмотра (приёмки) лесосеки от 14 сентября 2017 года, технологической картой разработки лесосек в квартале № 2 выделе 3 Берёзовского участкового лесничества ГКУ «Юрлинское лесничество» арендатором ИП Бражкиной И.А., иными материалами. Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает.
Таким образом, действия ИП Бражкиной И.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения ИП Бражкиной И.А. вменённого правонарушения подтверждён совокупностью собранных по делу доказательств, которые получены с соблюдением процессуальных требований КодексаКодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, и достоверны относительно события правонарушения.
Рассматривая доводы жалобы ИП Бражкиной И.А., прихожу к следующему.
Отсутствие фотофиксации и, как следствие, фотографий осмотра места рубки, не означает, что в акте осмотра места рубки информация отражена неполно и недостоверно. Данные, необходимые для удостоверения факта нарушений, в акте содержатся. ИП Бражкина акт приемки лесосеки подписала, возражений по его форме и содержанию не высказала.
Вывод ИП Бражкиной И.А. о её неоднократном привлечении к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение является ошибочным, не соответствующим процессуальным нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как видно из материалов дела, нарушения, послужившие основанием для привлечения ИП Бражкиной И.А. к административной ответственности, выявлены на разных лесотаксационных выделах и лесосечных делянках, имеющих различные местонахождение, площадь и объемы заготовки древесины по разным древесным породам.
Вопреки содержащемуся в жалобе утверждению ИП Бражкиной И.А. о том, что выявленные нарушения одних и тех же правил, подпадающих под одну статью КоАП РФ, образуют единый состав административного правонарушения, в рассматриваемом случае не свидетельствует о том, что ИП Бражкиной И.А. совершено одно деяние, влекущее административную ответственность на основании части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каждое из противоправных действий, вменяемых названному лицу, образует самостоятельный состав административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что ИП Бражкина И.А. неоднократно привлечена к административной ответственности по одному и тому же факту совершения противоправного бездействия, не имеется, поскольку ей вменялось совершение нескольких самостоятельных правонарушений на различных объектах.
Указание ИП Бражкиной И.А. на то, что при назначении наказания были выяснены не все обстоятельства по делу об административном правонарушении, нахожу обоснованным. Действительно, вопрос об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, не рассматривался, в постановлении не отражён, имущественное и финансовое положение ИП Бражкиной И.А. не выяснялись.
Вместе с тем, учитывая, что административное наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей назначено в соответствии и в пределах санкции ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как юридическому лицу (в соответствии с упомянутым выше примечанием к ст.8.25 КоАП РФ), в минимально допустимом размере, полагаю, что оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела не имеется. Допущенные ИП Бражкиной И.А. нарушения посягают на установленный законом порядок и создают высокую степень общественной опасности в области охраны окружающей среды и природопользования, обусловленную тем, что объектом этого посягательства являются общественные отношения, возникающие в процессе использования лесов.
Таким образом, ИП Бражкиной И.А. допущены нарушения, связанные с несоблюдением правил заготовки древесины, что делает правомерным её привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ИП Бражкиной И.А. к административной ответственности соблюдены. Обстоятельства, исключающие производство по делу не установлены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Таким образом, обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление № 02-04/53-18 начальника отдела лесного надзора и административного производства федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО6, вынесенное 29 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Бражкиной Ирины Анатольевны, оставить без изменения, жалобу ИП Бражкиной И.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Т.И. Труженикова