Дело № 2-605/24
УИД 76RS0002-02-2023-007483-28
Изготовлено 29 марта 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль02 февраля 2024 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Конаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к приведению пассажирских платформ в нормативное состояние,
установил:
Ярославский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц ОАО «РЖД» о понуждении к текущему ремонту и приведению пассажирских платформ в нормативное состояние.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка, в результате которой установлено, что техническое состояние пассажирских платформ на станции Тощиха Северной железной дороги не соответствует требованиям п.п. 16,18 ПТЭ РФ. Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> сооружение пассажирских платформ на станции Тощиха, <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД», балансодержателем которых выступают Северная дирекция пассажирских обустройств – филиал ОАО «РЖД». Из технической документации следует, что пассажирские платформы на станции Тощиха построены в 1956 году. Так, в ходе проведения осмотра 08.02.2023 года технического состояния 2-х (перронной пассажирской и островной) платформы на станции Тощиха при помощи шаблона КТО – 010.00.000 (дата поверки шаблона №Е230 28.11.2022 г.) произведены замеры габаритов приближения строений расстояний от оси железнодорожного пути. На перронной платформе станции Тощих при осмотре обнаружены следующие технические неисправности: 1. Наличие трещин в асфальтовом покрытии, провалы асфальтобетона над межплиточными стыками. 2. Частичное отсутствие обортовочного уголка, обрамляющего асфальтобетонное покрытие. На островной платформе выявлены нарушения: 1. Отклонение положения плит перекрытия, прогибы, искривления, наклоны (крены) плит перекрытий. 2. Плиты перекрытия имеют разрушения, выпадение кусков бетона, оголение арматуры. 3. Многочисленные разрушения (выпадения) раствора из межплиточных швов. 4. Показатели габарита платформы не соответствуют нормативным документам. Указанные нарушения отмечены в акте осмотра технического состояния пассажирских обустройств от 08.02.2023 года. Кроме того, выявлены нарушения при проведении замеров расстояния на островной платформе по вертикале и горизонтали от путей. На островной платформе ст. Тощиха произведено 25 вертикальных и горизонтальных замеров: по вертикали установлены несоответствия по 1-му замеру - 1780 (при норме 745), по 2-му замеру -1790, по 5-му- 1785, по 11-му- 1785, по 13-му, 14-му, 17-му, 19-му - 1810, по 15-му -1800, по 18-му-1805, 21-му-1795, 22-му, 24-му и 25-му -1795. По горизонтали не соответствуют установленным требованиям 6 показателей: замер 16-ый и 24-ый показали 120 мм (при норме 200), 18-ый и 22-й - 125мм, 15-ый -135 мм, что подтверждаются актом замера габарита приближения строения от 08.02.2022 г. Аналогичные нарушения выявлялись при проведении замеров габаритов приближения строений 2022 года, что отражено в акте от 11.08.2022 года. Высота островной платформы пути ниже установленного норматива, расстояние от оси пути до платформ меньше установленного требования, наличие на пассажирских платформах разрушений, провалов плит, оголенной арматуры создают условия для случаев травматизма пассажиров, в том числе маломобильных групп населения, иных лиц при движении на платформах, при посадке и высадке из вагонов пассажирских поездов.
Прокурор просит обязать ОАО «РЖД» в течении 7-ми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при содержании и эксплуатации 2-х пассажирских платформ на станции Тощиха Северной железной дороги, расположенной в Некрасовском районе Ярославской области, провести текущий ремонт пассажирских платформ.
Обязать ОАО «РЖД» в течении 7-ми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести островную платформу на станции Тощиха Северной железной дороги, расположенной в Некрасовском районе Ярославской области, в соответствие нормам, предусматривающим приведение высоты пассажирской платформы и расстояния горизонтали от оси железнодорожного пути к требуемым габаритам, предусмотренным п. 18 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250.
В судебном заседании прокурор Карнизов И.И. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в соответствии с действующим законодательством разрешено эксплуатировать платформы до приведения в нормативное состояние. Полагает, что необходимо установить конкретные сроки для приведения платформ в нормативное состояние.
Представитель ответчика по доверенность Парфенов С.Е. против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснил, что прокурорская проверка, ссылка на которую приведена в исковом заявлении, проведена лишь на основании представленных ОАО «РЖД» документов без выезда на участок местности, без осмотра и оценки с применением специального оборудования, учитывая, что работники прокуратуры не обладают специальными познаниями в области оценки состояния объектов инфраструктуры и соответствии их требованиям безопасности. Кроме того, указали, что спорная береговая платформа ст.Тощиха имеет номинальную высоту 200 мм и расстояние от оси железнодорожного пути 1745 мм. Прокурор не учел тот факт, что законодатель в том же п.18 ПТЭ установил, что существующие пассажирские платформы с номинальной высотой 200 мм разрешается эксплуатировать до их переустройства, если высота таких платформ не превышает 270 мм при расстоянии от оси пути не менее 1425 мм. В соответствии с инвентарной карточкой пассажирская платформа ст. Тощиха построена в 1956 году, до настоящего времени переустройства данной платформы не осуществлялось. Следовательно, если высота платформы не превышает 270 мм при расстоянии от оси пути не менее 1425 мм, такую платформу разрешено эксплуатировать. Учитывая вышеизложенное, полагают, что основании для удовлетворения требовании прокурора не имеется, так как платформы ст.Тощиха соответствует установленным законодательством габаритам, а именно высота не более 270 мм и расстояние от оси пути не менее 1425 мм. Кроме того, в соответствии с действующими нормами законодательства владелец инфраструктуры самостоятельно определяет основания и периодичность проведения текущего ремонта объектов инфраструктуры в соответствии с принятыми локальными нормативными актами. Таким локальным нормативным актом в ОАО «РЖД» является Инструкция «Пассажирские обустройства. Инструкция по эксплуатации и ремонту», утв. Распоряжение ОАО «РЖД» №3618/р от 31 декабря 2022 года. В соответствии с п.3.3.3.2.5. Инструкции ОАО «РЖД» №618/р работы по текущему ремонту проводятся в плановом порядке, в запланированные сроки. В настоящее время требуемые виды работ включены в титул текущего ремонта на 2024 год. Учитывая изложенное, полагают, что оснований для удовлетворения требований прокурора о проведении текущего ремонта на пассажирских платформах на ст.Тощиха отсутствуют. Кроме того, учитывая то обстоятельство, что денежные средства на проведение работ по текущему ремонту платформы ст.Тощиха запланированы на 2024 год, то основания для понуждения ОАО «РЖД» провести текущий ремонт спорной платформы вне рамок инвестиционной программы отсутствуют. Кроме того, указали, что если суд придет к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, ОАО «РЖД» просит установить срок на исполнение требований до 01 июня 2025 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Материалами дела установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей при пользовании услугами железнодорожного транспорта и незащищенной категории граждан (инвалидов) при содержании пассажирских платформ на станции Тощиха Северной железно дороги, состоящей на балансе Северной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД». В ходе проверки установлено, что пассажирская островная платформа на станции Тощиха не отвечает требованиям, установленным ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а именно:
На перронной платформе станции Тощих при осмотре обнаружены следующие технические неисправности:
1. Наличие трещин в асфальтовом покрытии, провалы асфальтобетона над межплиточными стыками.
2. Частичное отсутствие обортовочного уголка, обрамляющего асфальтобетонное покрытие.
На островной платформе выявлены нарушения:
1. Отклонение положения плит перекрытия, прогибы, искривления, наклоны (крены) плит перекрытий.
2. Плиты перекрытия имеют разрушения, выпадение кусков бетона, оголение арматуры.
3. Многочисленные разрушения (выпадения) раствора из межплиточных швов.
4. Показатели габарита платформы не соответствуют нормативным документам.
Вышеуказанные недостатки зафиксированы в Акте осмотра технического состояния пассажирских обустройств ст.Тощиха от 08.02.2023 года <данные изъяты>
Акт проверки технического состояния платформы ст. Тощихп от 08.02.2023 составлен комиссией в составе работников ОАО «РЖД», доказательств, опровергающих содержание указанного акта, ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем доводы ответчика о том, что прокурором не представлено допустимых и достоверных доказательств ненадлежащего состояния пассажирской островной платформы несостоятельны.
Ответчик, оспаривая компетенцию прокурора в оценке состояния объектов инфраструктуры, надлежащих доказательств отсутствия (устранения) вышеуказанных неисправностей и их соответствия требованиям безопасности в материалы дела не представил.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В силу п. 2 ст. 20 вышеуказанного Закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Наличие разрешения асфальтового покрытия; отклонение положения плит перекрытия от проектного, прогибы, искривления, разрушения, наклоны плит перекрытий; наличие оголенных кусков арматуры; разрушение раствора из межплитных швов платформы ст. Тощиха угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как пассажиров железнодорожного транспорта, так и работников ОАО «РЖД», в связи с чем требования прокурора о необходимости выполнения текущего ремонта платформы являются обоснованными, направлены на защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Согласно п. 18 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250 пассажирские и грузовые платформы, расположенные на железнодорожных линиях со смешанным движением пассажирских и грузовых поездов на прямых участках, должны соответствовать габариту приближения строений. Существующие пассажирские платформы с номинальной высотой 200 мм разрешается эксплуатировать до их переустройства, если высота таких платформ не превышает 270 мм при расстоянии от оси пути не менее 1425 мм.
В процессе эксплуатации пассажирских платформ с номинальной высотой 1300, 1100, 550 и 200 мм допускается изменение их высоты от уровня головок рельсов до 20 мм в сторону увеличения (кроме пассажирских платформ с высотой 1300 мм) и до 50 мм в сторону уменьшения.
В процессе эксплуатации пассажирских платформ с номинальными значениями высоты 1300, 1100, 550 мм и расстояния от оси железнодорожного пути 1920 мм, и пассажирских платформ с номинальными значениями высоты 200 мм и расстояния от оси железнодорожного пути 1745 мм допускается изменение установленных габаритом приближения строений расстояний от оси железнодорожного пути до 30 мм в сторону увеличения и до 25 мм в сторону уменьшения.
Существующие пассажирские платформы с номинальной высотой 200 мм разрешается эксплуатировать до их переустройства, если высота таких платформ не превышает 270 мм при расстоянии от оси пути не менее 1425 мм.
Материалами дела установлено, что пассажирская островная платформа на станции Тощиха Северной железной дороги построена в 1956 году, переустройство платформы не осуществлялось. Согласно акту замеров <данные изъяты> расстояние от оси пути на спорной платформе составляет не менее 1425 мм, номинальная высота в замерах не превышает установленный размер в 270 мм.
Таким образом, нарушений габаритов высоты пассажирской платформы и расстояния горизонтали от оси железнодорожного пути не установлено, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности привести указанные параметры в соответствие с нормативными требованиями не имеется (с учетом положения абз. 5, 6 п.18 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250).
Оснований для удовлетворения исковых требований в данной части суд не усматривает.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд учитывает сезонный характер работ по устранению дефектов пассажирской платформы, порядок финансирования их проведения, объем работ, в связи, с чем считает разумным и целесообразным установить срок исполнения решения суда- в срок до 31.12.2024 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры (ИНН 7838385841) в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) о понуждении к приведению пассажирских платформ в нормативное состояние, удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727) обязанность в срок до 31.12.2024 года устранить нарушения ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при содержании и эксплуатации 2-х пассажирских платформ на станции Тощиха Северной железной дороги, расположенной в Некрасовском районе Ярославской области, провести текущий ремонт пассажирских платформ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья Е.С.Логвинова