Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3839/2023 ~ М-2579/2023 от 25.07.2023

    Дело № 2-3839/2023

    УИД № 92RS0002-01-2023-003310-97

    ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    20 декабря 2023 года                            город Севастополь

    Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

    председательствующего – судьи Лактионовой Ю.О.,

    при секретаре судебного заседания – Подфигурной В.И.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО6, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО7, ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «Научно-проектная организация «Муссон», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании права собственности отсутствующим, возложении обязанности по включению жилого помещения в реестр собственности города, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

        установил:

ФИО5, ФИО6, действующие от своего имени и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО7, ФИО3 обратились в суд с иском к ООО «Научно-проектная организация «Муссон», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности отсутствующим, возложении обязанности по включению жилого помещения в реестр собственности города, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.

В обосновании иска истцами указано, что жилое помещение – <адрес> была предоставлена для постоянного проживания матери истцов ФИО10 (до регистрации брака – ФИО11) ФИО12 И.И. – ФИО4. Жилое помещение было предоставлено на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бюро по обмену жилых помещений Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов, основание выдачи ордера – решение Гагаринского народного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла. На данный момент в <адрес> постоянно зарегистрированы и проживают истцы: ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2 В соответствии с ранее действовавшим Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , истцы обратились в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на занимаемое жилое помещение. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении соответствующей государственной услуги было отказано по тем основаниям, что жилое помещение не включено в реестр собственности города Севастополя, в связи с тем, что право собственности на последнее зарегистрировано за НПО «Муссон». Не согласившись с решением Департамента капитального строительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма, полагая свои жилищные права нарушенными, истцы обратились в суд.

Истцы в судебное заседание не явились, о последнем были извещены надлежащим образом, представили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивают.

Ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, причины неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.

Суд, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 3 указанной статьи).

В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.

    Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применён, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.

    Судом установлено и усматривается из материалов дела, что жилое помещение – <адрес> предоставлена для постоянного проживания матери истцов ФИО10 (до регистрации брака – ФИО13., ФИО3ФИО4.

    Жилое помещение было предоставлено на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бюро по обмену жилых помещений Исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов, основание выдачи ордера – решение Гагаринского народного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. Ордер выдан на состав семьи, включая дочь ФИО11 (после регистрации брака – ФИО14, сына – ФИО3

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла. На момент рассмотрения дела в <адрес> постоянно зарегистрированы истцы - ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО2

    Квартира <адрес> поставлена на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

    В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя              и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом,                    а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством                          в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений                             по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Спорное жилое помещение – <адрес> – было предоставлено истцамдо введения в действие на территории города Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, для постоянного проживания, на условиях бессрочности - на условиях, аналогичных условиям предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса Украины, действовавшего на территории города Севастополя на момент выдачи ордера, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона                        от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 указанного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа.

В соответствии с ранее действовавшим Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 131-а/2016, истцы обратились в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на занимаемое жилое помещение.

Согласно действовавшему на момент подачи документов Административному регламенту, заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица, которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном жилом помещении.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении соответствующей государственной услуги истцам отказано по тем основаниям, что жилое помещение не включено в реестр собственности города Севастополя, в связи с тем, что право собственности на последнее зарегистрировано за НПО «Муссон».

Согласно ответу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, по данным ГУПС «Бюро технической инвентаризации», право собственности на дом по <адрес> в целом зарегистрировано за НПО «Муссон».

Из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , предоставленного по запросу суда, в Реестре собственности города Севастополя отсутствуют сведения об объекте недвижимости - <адрес>.

Единый государственный реестр юридических лиц содержит сведения о следующих юридических лицах:

- Общество с ограниченной ответственностью «Научно-проектная организация «Муссон» (ОГРН 1209200004760 от 30.09.2020), юридический адрес: <адрес>;

- Общество с ограниченной ответственностью «Завод Муссон» (ОГРН 1199204007386 от 19.12.2019), юридический адрес: <адрес>);

- Акционерное общество «Муссон» (ОГРН 1149204019238 от 18.09.2014, сведения о регистрации на день принятия в Российскую Федерацию – 29.04.1996), юридический адрес: г<адрес>).

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, информация о действующем юридическом лице с наименованием НПО «Муссон» отсутствует.

Сведения о перерегистрации НПО «Муссон» в Управлении ФНС по г. Севастополю отсутствуют.

Информация о регистрации права собственности или иного вещного права на <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует, ответчиками не представлена.

Согласно ч. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации

собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии с пунктами 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано                          за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

В связи с отсутствием в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о зарегистрированном юридическом лице НПО «Муссон», а также в Едином государственном реестре недвижимости – сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>,суд находит обоснованными требования истцов о признании соответствующего права собственности НПО «Муссон» отсутствующим.

Согласно пункту 21 ч. 1 ст. 2 ранее действовавшего Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 44-ЗС «О государственном имуществе города Севастополя», для осуществления полномочий города Севастополя используется, в частности, жилищный фонд города Севастополя и иное имущество, необходимое для решения вопросов в области жилищных отношений, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 2 указанного Закона, государственное имущество города Севастополя (кроме средств бюджета), не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями составляет имущественную казну города Севастополя.

В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

2) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя;

3) право коммунальной собственности территориальных громад признается правом государственной собственности города Севастополя.

Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного приказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП (далее – Положение о Департаменте), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя

Согласно пункту 1.4 Положения об учете имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, и ведении Реестра собственности города, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 19.07.2018 № 469-ПП, учет имущества Севастополя и ведение Реестра осуществляет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 6-П от 15.06.2006, Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает, - данное право появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 119-О).

Таким образом, реализация или не реализация исполнительными органами государственности власти, в данном случае Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, своих полномочий, как собственника и распорядителя государственного жилищного фонда, не должна ставить в зависимость реализацию конституционных прав истцов на жилище, в частности, права на заключение договора социального найма и а также на дальнейшую приватизацию, в соответствии с разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Законом города Севастополя от 15.05.2015 № 137-ЗС «О жилищной политике».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

решил:

исковые требования ФИО5, ФИО6, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО7, ФИО3 удовлетворить.

Признать право собственности НПО «Муссон» на квартиру, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>, отсутствующим.

Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность по включению квартиры, кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>, в Реестр собственности города Севастополя.

Признать за ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> паспорт гражданина РФ серии , ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, паспорт гражданина РФ серии , ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, паспорт гражданина РФ серии , ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, паспорт гражданина РФ серии , ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования на условиях социального найма квартирой, кадастровый , расположенной по адресу: <адрес>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.12.2023.

        Судья

        Гагаринского районного суда

        города Севастополя                                                              Ю.О. Лактионова

2-3839/2023 ~ М-2579/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аганесова Элла Ивановна в интересах несовершеннолетней Аганесовой Дарьи Эдуардовны
Аганесов Игорь Эдуардович
Аганесов Эдуард Олегович в интересах несовершеннолетней Аганесовой Дарьи Эдуардовны
Лугач Игорь Иванович
Ответчики
ООО "НПО "Муссон"
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Правительство г. Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Лактионова Юлия Олеговна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
25.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
23.01.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее